Мир в зерне Времени

                В одном мгновенье видеть вечность,
                Огромный мир — в зерне песка…
               
                /Уильям Блейк/

               
               
                Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости,
                и не являются ничем сами по себе.

                /Нагарджуна/




Когда братья Люмьер впервые продемонстрировали 6 января 1896 года на экране  одного Парижского синематографа «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», то это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

https://www.youtube.com/watch?v=0YSJ31wMmXc

Хоть этот фильм продолжался всего 50 секунд (то есть это формат современного видеоролика) и был он немым и чёрно-белым, но переполох от него был грандиозным. Девичий и мужичий переполох. Хельмут Карасек в немецком журнале Der Spiegel писал, что фильм «имел особое воздействие на зрителя и вызывал страх, ужас и даже панику». Впервые в жизни достопочтенная публика вдруг увидела  «ожившее» изображение, которое двигалось на них, и бросилась на выход.

***************

А вот современная версия, улучшенная с помощью нейросети: https://www.youtube.com/watch?v=n0nuHJQmTkg

Смотрите! Теперь уже и слушайте! Сравнивайте!

***************
 
Сейчас, по прошествии 126 лет, достопочтенную публику уже особо не удивишь не только чёрно-белым «Прибытием поезда», демонстрируемым  на плоском экране, но и цветным «Прибытием акулы», бросающейся на публику в 3D кинотеатре. Представляю, что бы было с французами, покажи им такое кино 122 года назад! Да и русским, посмотревшим «Прибытие поезда» год спустя после французов в Москве, не поздоровилось бы.

В 3D кинотеатре «ожило» не только плоское изображение, «ожил» объём! Вот это «ожившее» изображение вкупе с объёмом и составляют смысл слова “Holomovement”. В переводе оно означает буквально «Движение целого», а по смыслу означает голограмму в движении.

Термины «голография» (от греческих слов “холос” — «всё», «целое» и “графо” — «писать», «рисовать») и «голограмма» (где  “gramma” в переводе с греческого означает  «запись», «письменный знак») были придуманы британским физиком венгерского происхождения Денешем Габором, который и считается изобретателем оптической, или электронной голографии.

Технология Габора по совершенствованию просвечивающего электронного микроскопа в 1947 году была запатентованная компанией British Thomson-Houston, где он работал, под названием «электронная голография» и до настоящего времени используется в электронной микроскопии.  Несмотря на то что первые голографические изображения были крайне низкого качества из-за отсутствия мощных источников когерентного света, в 1971 году Денеш Габор был удостоен Нобелевской премии по физике «за изобретение и развитие голографического принципа». А с появлением в 1960-х годах лазеров, которые и послужили необходимыми мощными источниками когерентного света, качество изображений «электронной голографии» кардинально улучшилось.

Оптическая голограмма основана на свойстве интерференции волн света и обладает тремя  замечательными свойствами:

во-первых, само изображение записано на плёнке не в виде привычных кадров киноплёнки, которые представляют собой уменьшенную копию того, что мы видим на экране, а в виде неких совершенно непонятных крючочков, штришков и закорючек;

во-вторых, зашифрованное в таком виде изображение на двумерной поверхности при освещении лучом лазера даёт уже не плоское двумерное, а объёмное трёхмерное изображение,
 
в-третьих, в каждом кусочке плёнки с закодированным на ней изображением заключается всё изображение!

Кто бы мог подумать, что принцип голограммы «всё во всём» был открыт задолго до изобретения как оптической голограммы, так и самих терминов «голография» и «голограмма» в середине XX века. За 13 веков до Денеша Габора в Древнем Китае жил буддийский монах Фа-цзан, основатель школы Хуаянь (буквально — «цветочная гирлянда»). Одно из 4 базовых положений этой школы гласило: «Всё в одном и одно во всём» — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе». У Фа-цзана не было технических возможностей ни Денеша Габора, ни современных 3D кинотеатров, поэтому, чтобы продемонстрировать сей замысловатый голографический принцип, он пошёл другим путём:

«взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае)».

Китайское слово «Хуаянь» можно перевести и как «Величие цветка». Это же голографическое величие цветка демонстрирует уже словом и воображением великий английский поэт Уильям Блейк в своих «Прорицаниях невинности»:

                В одном мгновенье видеть вечность,
                Огромный мир — в зерне песка,
                В единой горсти — бесконечность
                И небо — в чашечке цветка.

А «воображение, — как тонко заметил Эйнштейн, — важнее знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» [3]. И тут — целый огромный мир!

И вот во второй половине ХХ века уже не буддисты и не поэты, а материалисты и к тому же «сухари»-учёные пытаются примерить голографический  принцип на всю Вселенную. Хорошо забытое старое неожиданно оказалось новым. Первыми из таких научных подвижников  были американский физик Дэвид Бом с его «голографической парадигмой» и нейрофизиолог Карл Прибрам. Вторыми — Герард ’т Хоофт из Нидерландов и американец Леонард Сасскинд.

Обратиться к голографической парадигме Дэвиду Бому пришлось не от хорошей жизни и не ради любопытства. Тому способствовали парадоксы квантовой механики, в частности, самый загадочный парадокс в виде квантовой нелокальности и запутанности. При этом парадоксе, наречённом Эйнштейном «призрачным действием на расстоянии», разделённые на миллиарды километров фотоны вопреки законам физики вдруг оказались способны взаимодействовать, «обезьянничать», мгновенно повторяя как бы в зеркальном отражении действия своего квантового близнеца. Делают они это каким-то макаром,  невзирая на препоны пространства, на преодоление которого требуется время и энергия, и откровенно поплёвывая на Абсолют в виде скорости света, который был воздвигнут на пьедестал релятивистской физики ХХ века тем самым Альбертом Эйнштейном.

Тут-то и пригодился тот физический принцип, который используется в голографии, когда существуют как бы 2 уровня реальности: первый — скрытый, незримый, зашифрованный в виде неких совершенно непонятных крючочков, штришков и закорючек, а второй — явный, зримый, развёрнутый в пространстве в виде привычных физикам и лирикам элементарных частиц, атомов, молекул, луков, стрел, рек, гор, равнин, цветов, птиц, рыб, зверей, людей, планет, звёзд, и всей Вселенной, всей Метагалактики, диаметром  ни много ни мало 93 млрд световых лет. Скрытый уровень реальности Дэвид Бом назвал импликативным порядком, а развёрнутый — экспликативным.

Второй принцип голографии активно использовал Герард ’т Хоофт для объяснения термодинамики чёрных дыр. Согласно нему, выходило, что вся информация, описывающая термодинамику чёрных дыр, записана неким неведомым образом не внутри трёхмерного объёма чёрной дыры, а на её двумерной поверхности.

Что важно для учёного — это то, что «трёхмерная система может быть полностью описана некоторой физической теорией, обитающей целиком на двумерной границе области». Для обывателя важен эффект, зрелище, шоу. Для учёного важно описание, важна теория, важны законы, важны степени свободы, крайне важно, что информационная ёмкость зависит ТОЛЬКО от площади поверхности, а не от объёма.

Третий принцип уже не оптической, а космической голографии — всё во всём — фактически означает, что вся Вселенная, весь этот грандиозный, необъятный общим аршином Космос, весь этот пространственный уровень реальности диаметром аж в 93 млрд световых лет может быть зашифрован «в зерне песка», как и сказал поэт. Каково? Весь Космос — внутри зерна, молекулы, атома, элементарной частицы, человека!? (Или Богочеловека?)
 
При одном маленьком условии: если это зерно, молекула, атом, элементарная частица, человек, наконец, Богочеловек, в которого кто-то верит, а кто-то нет, являются частью скрытого, а не развёрнутого уровня реальности. Скажем, жил да был человек из плоти и крови в развёрнутом уровне реальности, умер или погиб, а потом вдруг воскрес Богом в ином, нетленном, духовном облике на некоем скрытом, глубинном, духовном уровне реальности. (Верую!)

Вот внутрь этого самого мистического, поражающего воображение и напоминающего древние таинства веры голографического всеобъемлющего зерна Времени, содержащего в себе всю Вселенную (!), попробуем-ка мы, простые смертные, заглянуть если не оком, то хотя бы разумом.

Для начала воспользуемся «подсказкой зала»: в 1982 году французский учёный Ален Аспе провёл серию экспериментов в Институте теоретической оптики в Орсе под Парижем, которые убедительно доказывают теорему Белла. Спустя 40 лет, в октябре 2022 года (всего-то месяц назад) он, наряду с двумя другими учёными, был удостоен Нобелевской премии по физике за экспериментальное подтверждение квантовой нелокальности и запутанности.

В далёком 1983 году Лондонская “Таймс”  попросила прокомментировать  результаты этих экспериментов вышеупомянутого основателя голографической парадигмы Дэвида Бома. Вот что он сказал: 

«Возможно, они  означают, — сказал  д-р Бом, — что в этом  мире  все взаимосвязано, поэтому любое событие вызывает повсеместный отклик; возможно, они  означают, что информация может  распространяться быстрее  света;  а возможно,   они означают, что  нам  пора пересмотреть  наши представления  о пространстве  и времени, хотя мы ещё не знаем, как» [1].

Да, пора, брат, пора! В том смысле, что «нам пора пересмотреть  наши представления  о пространстве  и времени». И мы даже догадываемся, как именно! Для этого нам как раз необходимо время «разморозить», оторвать его от оков пространства в системе координат, «представить время без превращения его в пространство», к чему призывал Ли Смолин, наконец, рассмотреть его не только как фундамент мироздания, но и как исток любого движения, как динамический поток, а не застывшую ось координат, как безостановочный ток квантов времени, порождающий иллюзорное движение материи в пространстве.
 
Если время «разморозить», оторвать его от оков пространства, что мы, чудо-богатыри, и пытаемся мысленно сделать своей богатырской мысленной силушкой, то оно превращается из придатка пространства в фундамент мира, а пространство в свою очередь превращается в иллюзию. Именно это утверждает Ли Смолин в своей книге «Возвращение времени»:

«Я считаю, что время реально и имеет значение для фундаментального описания природы. А вот пространство, возможно, – иллюзия вроде температуры или давления: полезный способ организации представлений о вещах в больших масштабах, который, однако, едва ли годен для того, чтобы видеть мир как целое».

Вспомним апорию Зенона «Летящая стрела» и её возможную интерпретацию с активной ролью Времени: если рассмотреть повнимательнее движение материи, то оно сводится к движению Времени, как аналога некоей киноплёнки, на которой записано движение всех без исключения материальных тел. Когда мы запускаем стрелу из лука, то каждый элементарный момент времени, квант времени,  стрела покоится. Что же тогда движется?

- Движется само физическое время, которое представляет собой воплощённый материализованный поток движения, ток квантов времени, а пространство — всего-навсего поле, индуцируемое этим хроно-током. Есть электрический ток, поток заряженных частиц, есть хроно-ток, поток квантов времени. Если первый рождает электромагнитное поле, то второй рождает поле пространства. Примерно так.

Вот мы и пересмотрели вкратце наши представления о времени и пространстве! Коротко и ясно! Время — фундамент мира, ток квантов времени, порождающий поле пространства. В этом пространственном полюшке-поле формируются физические поля, конденсируются элементарные частицы, которые постепенно, с течением времени, складываются в атомы, молекулы, луки, стрелы, стрелков из лука, созвездия Стрельца и так далее.
 
Что важно понять, так это то, что все элементарные частицы во Вселенной в такой, прямо скажем, необычной для редукционистов картине являются частью Целого. А Целым является само Время с большой буквы — фундамент мироздания.

Что значит такая холистическая картина мира? Это значит, что всё находится в одном! И это одно — уже не зерно песка, а зерно Времени, квант Времени, Времени с большой буквы, элементарный миг движения из прошлого в будущее! Время не только движется, но и объемлет весь мир!

Это значит, что если пойти по стопам Ли Смолина и разбить непрерывный, по мнению Альберта Эйнштейна, континуум на его элементарные «кирпичики», кванты пространства и времени, то в одном кванте времени, существующего в один уникальный момент настоящего, отражаются, как в голографической сети бога Индры, все кванты проcтранства.  Эта божественная сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех камнях (см. иллюстрацию).

Если уподобить один квант пространства, которых в одном сантиметре насчитывается ни много ни мало  аж 10^99, а во всей Вселенной уже 10^184, одному драгоценному камню из божественной сети бога Индры, то вся эта Вселенская сеть из мириадов квантов пространства отражается в одном (всего одном!) кванте Времени!

Как писал в 1971 году основатель причинной механики Н.А. Козырев:

                «Время во Вселенной не распространяется, а повсюду появляется сразу.
                На ось времени вся Вселенная проецируется одной точкой».

Ему вторит Вячеслав Жвирблис в своём кратком, но ёмком эссе «Физика как предмет веры», опубликованном в 1999 году в журнале «Эксперт»:

«В середине [прошлого] века Джон Белл доказал теорему, согласно которой могут существовать только два типа научных теорий, выводы которых согласуются с результатами физических экспериментов. Если теория совершенно точно описывает поведение объектов подобно классической физике (эту особенность теории называли детерминизмом), то она, эта теория, должна допускать мгновенные физические взаимодействия (такую особенность теории назвали нелокальностью). Это значит, что вся бесконечно большая Вселенная должна иметь размер бесконечно малой точки, и в ней, в духе восточных вероучений, всё становится всем и любая часть оказывается равной целому.

А если теория локальна, то есть описывает мир, где есть и "самое большое" и "самое маленькое", тогда она не может быть детерминистской – скорость физических взаимодействий в ней ограничена (как в Теории относительности), и обо всех событиях можно говорить только с известной долей вероятности (как в квантовой механике)».

Помните учение китайской буддийской школы Хуаянь? Согласно одному из 4 её базовых положений, «Всё в одном и одно во всём» — в каждом элементе — весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе».

В каждом кванте Времени в каждый момент настоящего находится весь мир! Вот это «презентизм» (от английского “present” — «настоящее»)!  Вот это «презент» (от английского “present” — «подарок»)!

Вот тут-то и появляется естественным, даже естественнонаучным путём та «магическая голографичность» мира, о которой говорит философия буддизма в интерпретации Е.А. Торчинова:

«Значит, и джайны чувствовали эту открытость, эту магическую пустотность мира, в котором всё в одном, а одно во всём, всё — тоже во всём, а одно ещё и в одном! Эта магическая Вселенная и есть сеть бога Индры из "Аватамсака сутры". Мириады блистающих драгоценных каменьев, каждый камень отражает все остальные камни и отражается, в свою очередь, во всех камнях. Отражения и взаимоотражения, отражения отражаются в отражениях, каждое из них реально, и каждое подобно иллюзии, подобно сну; часть вмещает в себя целое, и в этом целом опять-таки содержится, снова объемля и его, и себя в нем. Это мир борхесовского Алефа, открытый и непредсказуемый, мир, который не "от сих до сих", будь то в пространстве или во времени, он нелинейно бесконечен и "гиперссылочно" (прошу прощения за неологизм) вечен. И именно его пустотность, его лишённость своебытия, его "найратмичность", бессущностность и есть залог его открытости и магической голографичности».

Это магия XXI века! Квантово-голографическая магия Времени!

В ней каждый квант пространства является частью Целого, Холоса, под названием «Квант Времени». Если этот квант Времени имеет физическую сущность, а не просто — «то, что показывают часы», если он в некотором смысле материален, является тем, что философы именуют «субстанцией», то именно через этот квант Времени и осуществляются, по идее, все чудеса «призрачного действия на расстоянии», в которые не мог до конца жизни поверить Эйнштейн, как не мог он поверить до конца жизни и в квантовую механику.

Так бывает: невольно заложил основы квантовой механики в своей работе 1905 года под названием «Об одной эвристической точке зрения, касающейся возникновения и превращения света» [3]. Был удостоен за эту работу Нобелевской премии в 1921 году (отнюдь не за теорию относительности). А потом сказал (практически по Станиславскому): «Не верю». Неисповедимы причуды человеческого сознания!

Квантовая механика, которая используется  на ура в высоких технологиях, тем не менее совсем не однозначна, как это бывает порой в устах некоторых политических деятелей. Её физический смысл был и остаётся неясным. Она имеет на сегодняшний  день целую кучу интерпретаций, и ни одна из них не считается единственно верной, в отличие  от религиозных догм, а потом «единственно верного учения» Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Как сказал Ницше: «Фактов не существуют — есть только интерпретации». Кто-то, как Ник Герберт, даёт 8 интерпретаций квантовой механики, кто-то семнадцать, кто-то ещё больше. Кто больше?

Одной из таких интерпретаций является интерпретация Дэвида Бома, которую Ник Герберт именует так: «Реальность — это нераздельная цельность». В ней в скрытой, импликативной реальности есть некая пилотная волна, которая и призвана объяснить все квантовые чудеса.

Новый подход добавляет ещё одну интерпретацию в эту копилочку. В ней также «Реальность — это нераздельная цельность», но в глубине скрытого порядка там таится не пилотная волна, а ток квантов времени. И, как представляется, этот новый подход может легко объяснить не только загадки квантовой нелокальности, что и сделал Дэвид Бом, но и все остальные чудеса квантовой механики, которую, по утверждению Ричарда Фейнмана, «не понимает никто».

А пока помчимся далее «галопом на Европам». И увидим в конце наших научных скачек, что в этой магии квантово-временной голографичности скрываются не только разгадки тайн квантовой механики. Она, эта магия, выступает в роли революционера. Нет, не социального, а научного революционера.

Она ломает наше заскорузлое представление о мире и ставит в центр мира вместо движения материи движение Времени. А вместо самой материи, вещества в  виде различных элементарных частиц, которые вполне успешно описывает Стандартная модель, ставит дискретные кванты Времени как Прародителя всех этих элементарных частиц и дискретных квантов энергии. Даёшь революцию!

Революцию, о которой говорил не Карл Маркс в своём «Капитале» и «Манифесте», а Томас Кун в своей «Структуре научных революций». Не ту рабоче-крестьянскую ррреволюцию, «о необходимости которой всё время говорили большевики» во главе со своим вождём, В.И. Ульяновым-Лениным, написавшим на эту тему Полное собрание сочинений в 55 томах, а  революцию сознания, о которой говорил Джидду Кришнамурти в своей  книге «Единственная революция» (“The Only Revolution”). Она же — революция сознания. И её движущие силы — не крестьяне от сохи и не пролетарии от станка, а аристократы духа. Даёшь целостное, нелокальное сознание!  Кто был ничем — тот станет всем!

В этом целостном сознании, обладателе Знания, весь мир  вращается вокруг движения Времени, созидающего своим током поле пространства, конденсирующего по законам физики частицы вещества, придающего им формы элементарных частиц, атомов, молекул, луков, стрел, стрелков из лука, звёзд и созвездий,  и увлекающего их своим ходом. Каждый новый миг, квант времени вращает вселенский калейдоскоп пространства, создавая иллюзию движения материи. Хотя на самом деле за всем этим движение материи стоит движение Времени.

Запускаем мы стрелу — она летит в пространстве и движется во времени. Для времени стрела не имеет собственного существования, как не имеют собственного существования составляющие её молекулы, атомы и элементарные частицы. Все они являются неразрывной частью Целого, именуемого Квант Времени. Они временно слипаются воедино благодаря четырём фундаментальным взаимодействиям, физическим силам, химическим связям и создавая видимость отдельно существующего объекты – стрелы, камня, ракеты, самолёта, звездолёта, но этот отдельный объект является неразрывной частью Целого. Именно это Целое не выпустит звездолёт «Стрела» за пределы скорости света. Именно это Целое превращает электрон не в «Белку и Стрелку», мчащихся по атомной орбитали, а в нечто, именуемое «суперпозицией», которую глаз не видит и мозг не понимает.

С точки зрения Целого, движется не стрела, а ансамбль элементарных частиц, который для нас носит название «стрела». Каждая из них является неразрывной частью Целого, Всеобъемлющей Системы, но в пределах своих степеней свободы объединяются во временную, иллюзорную, не имеющую собственного существования подсистемку под названием, скажем, «стрела», или «Земля», или «Солнце», или «человек».

Квант Времени перескочил на один миг вперёд — и все они согласованно поменяли своё положение в пространстве. Ещё на один миг вперёд — ещё на один миг в пространстве. И так далее. Из этой космической анимации или, если угодно, компьютерной графики, на дисплее Вселенского монитора пространства и возникает иллюзия движения материи. На пикселях пространства рисуется иллюзия движения материи не хуже, а много лучше вызвавшего в своё время шквал эмоций «Прибытия поезда» в Парижском синематографе конца позапрошлого века или пробуждающего ужас (англ. — “horror”) «Прибытия акулы» в новейшем 3D кинотеатре.

И здесь мы снова вспоминаем, что новое — это хорошо забытое старое. Всё это уже было сказано 18 веков назад патриархом буддизма Нагарджуной, «Серебряным змеем»:

               «Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости,
               и не являются ничем сами по себе».

Иначе говоря, всё есть пустота. Всё, кроме Времени как глубинной физической реальности.

Таким образом мы, чудо-богатыри мысли, научные революционеры и революционеры сознания, не являющиеся, однако, «ничем сами по себе», сделали с помощью Времени с большой буквы ещё один маленький шажок вперёд в деле разморозки самого времени и познания мира.

«Маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» (“That's one small step for [a] man, one giant leap for mankind”), как сказал 20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг, первым ступившим на поверхность Луны.


             1 ноября 2022 года


Рецензии