Монолог

Надежде Александровне Г.
и моим детям – Ольге и Виктории


                …люди делятся на три типа:
                те, которые видят…те, которые видят,
                когда им показывают…и те,которые не видят.
                Леонардо да Винчи, XV век

                …если вас мой безыскусственный рассказ
                развеселит, займет, хоть малость,
                я буду счастлив…
                М. Ю. Лермонтов, 1840 г.

                То ли это смех? – смех!
                Н. П. Кончаловская, 1975 г.

                …мне очень хотелось бы, чтобы мы с вами
                научились видеть.
                «Простой карандаш», фильм, 2019 г.


               За окнами – зима, сугробы,
               И снег не первый день идёт.
               А в доме – подоконник тёплый.
               На нём в горшке цветок растёт.
               За ним ухаживает лейка,
               Роняя капельки воды
               На листьев гладь, с неё – на землю,
               Дарящую растенью жизнь,
               Всегда направленную – к солнцу.
               В его лучах согрето всё…
               Всё оживает, всё покоится,
               Скрывая волшебство своё.
               Нежданно – проявилось чудо.
               Его ребёнок наблюдал.
               Сегодня, вдруг, из ниоткуда,
               Когда цветок он поливал,
               Возникла маленькая точка
              (Внутри прозрачной капельки),
               В ней – вместе папа, его дочка, –
               Букашки бег увидели.
               Мелькали лапки быстро-быстро
               По краю подоконника,
               Как будто лето здесь случилось,
               И мы в лесу под дождиком…
               Под деревом на веточке,
               Иль на пеньке промокшем…
               Любуемся мы с деточкой
               Красой коровки божьей.
               Но на дворе погода
               С блестящим льдом в окошечке.
               Чтоб защитить от холода –
               В ладошки взяли крошечку.
               Она чуть-чуть побегала,
               И став на край конечности,
               Стремительно взлетела…
               От страха иль беспечности…
               И тут же рядом шлёпнулась.
               Беззвучно на пол комнаты.
               Её нашли и подняли.
               К ней проявив заботливость.
               Укутали листочками,
               На них – водой покапали…
               Всё это – внутрь коробочки
               Мы бережно запрятали.
               «Зачем в коробке дырочки?» –
               Спросила дочь растерянно.
               Прослушав объяснения,
               Произнесла уверенно:
               «Я покажу ребятам –
               Кого нашли зимою
               Мы дома… Им покажем
               Всё это, взяв с собою…»
               К ребятам долго ехали.
               В пути поговорили
               О том, как интересно –
               Им будет всё увидеть,
               Самим потрогать…редкое
               Январское явление,
               Воспринимая с трепетом
               Его тепла движение.
               С руки на руку –
               Солнышка посланницу небесную –
               Передадут друг другу
               Все те, кто будут вместе…
               Но не всегда сбываются
               Мечты, и может статься,
               Иначе получается,
               Чем нам могло казаться…
               Начало всей истории
               Подробно мной изложено.
               Её продолжить вскоре мне,
               Потом, – было предложено.
               Приблизившись к ребёнку –
               С улыбкой – взрослый искренно
               Сказал слова, в которых
               Была простая истина…
               От доброго Волшебника –
               К друзьям, ученикам:
               «Пусть каждый свою реплику
               Придумает нам сам.
               Свой монолог покажет,
               Сыграет, пропоёт.
               А может лишь расскажет
               Видение своё…»
               О том, как сказка оживает,
               Когда к нам зимнею порой
               Приветом свыше прилетает
               Кто-то нездешний, но земной…
               Нам близкий и знакомый с детства,
               Но до конца не познанный.
               К нему – и глаз привык, и сердце
               От нежности сильней стучит…
               Есть у всех детских интересов
               Свои границы возрастные,
               И смена их всегда полезна
               Как шаг из будней – в выходные.
               И то, что в пятницу дошкольник
               Виктория переживал,
               Уже не интересно Ольге,
               Принадлежащей к школярам…
               Объект, предмет и цель у оных –
               Познание, эксперимент
               С рассмотрением подробным:
               Частей, деталей, компонент…
               С ведущей силой как мотивом –
               Открытия и новизны –
               Перед собой и перед миром,
               Который жажда – удивить!..
               Используя любые средства,
               Любой подручный инструмент.
               И мысль (в этот период детства)
               Направлена – на феномен.
               Кто-то имеет микроскопы.
               Иным достаточно порой –
               Одной простейшей линзы, чтобы
               К науке взгляд приблизить свой.
               К её великим достиженьям,
               Известным миру… И ещё –
               К сомнительным и бесполезным,
               Никем непринятым всерьёз…
               О чем угодно эти «шутки»
               Ученых и знакомых их,
               И тараканы, кошки, утки, –
               Герои опытов таких.
               И хоть награда за такие
               Открытия – мала до слёз,
               Бывало, что опередили
               Те шутки – время то, своё.
               Предвосхитив, создав – прорывы
               В отдельных узких областях…
               И ценность инициативы
               Вполне оправдана тогда…
               Так днем в субботу, в воскресенье, –
               Возник естественный вопрос:
               А каково сердцебиенье
               Того, кто по ладошкам полз?
               Использовать часы-пульсометр
              (им контролирует себя
               С недавних пор – ребёнок Ольга)
               Идея ей самой пришла.
               Измерив пульс (сколько ударов
               В одну секунду может быть),
               Итог мы получили равный
               У папы и детей двоих.
               Но как чувствительным прибором,
               Который на руку надет, –
               Измерить пульс божьей коровки?
               Там только лапки, а рук нет.
               Заметили, проверив снова
               Чувствительность всех датчиков, –
               Что результат детей и взрослых
               Един  – от корпуса часов…
               И от того, что называем
               Обычно мы – их ремешком.
               А дальше просто: выпускаем
               На ремешок – объект – пешком.
               По линии как по дорожке
               Прошло то насекомое.
               И через крохотные ножки
               Его – получено искомое:
               Число из знаков...и погрешности
               Из-за смешения начал –
               Живого существа и внешних сил
              (Их вклад на результат влиял).
               Поэтому задача просто
               Решилась младшим школьником:
               Из результата большего
               Мы вычли – то «искомое».
               Полученная разница –
               От лишних привнесений
               Позволила избавиться.
               В итоге мы имели –
               Две цифры – о предельно малом,
               О том, как часто бьется сердце
               Того, кого не замечаем
               Рядом, напротив, по соседству…
               Финал истории как сказки –
               Открытым может быть вполне.
               Реальны все её участники
               И правда – всё, поверьте мне.
               Я мог, хотел, –  создать «методику»…
               Умно её обосновать,
               И долгую свою всю практику
               В скучнейшей форме описать.
               Решил вот так – Вам про малютку,
               О детях, взрослых, – написать.
               Надежде посвящая шутку,
               В которой смех – всего лишь часть.

               05.02.2022 г.


Рецензии