Монолог
и моим детям – Ольге и Виктории
…люди делятся на три типа:
те, которые видят…те, которые видят,
когда им показывают…и те,которые не видят.
Леонардо да Винчи, XV век
…если вас мой безыскусственный рассказ
развеселит, займет, хоть малость,
я буду счастлив…
М. Ю. Лермонтов, 1840 г.
То ли это смех? – смех!
Н. П. Кончаловская, 1975 г.
…мне очень хотелось бы, чтобы мы с вами
научились видеть.
«Простой карандаш», фильм, 2019 г.
За окнами – зима, сугробы,
И снег не первый день идёт.
А в доме – подоконник тёплый.
На нём в горшке цветок растёт.
За ним ухаживает лейка,
Роняя капельки воды
На листьев гладь, с неё – на землю,
Дарящую растенью жизнь,
Всегда направленную – к солнцу.
В его лучах согрето всё…
Всё оживает, всё покоится,
Скрывая волшебство своё.
Нежданно – проявилось чудо.
Его ребёнок наблюдал.
Сегодня, вдруг, из ниоткуда,
Когда цветок он поливал,
Возникла маленькая точка
(Внутри прозрачной капельки),
В ней – вместе папа, его дочка, –
Букашки бег увидели.
Мелькали лапки быстро-быстро
По краю подоконника,
Как будто лето здесь случилось,
И мы в лесу под дождиком…
Под деревом на веточке,
Иль на пеньке промокшем…
Любуемся мы с деточкой
Красой коровки божьей.
Но на дворе погода
С блестящим льдом в окошечке.
Чтоб защитить от холода –
В ладошки взяли крошечку.
Она чуть-чуть побегала,
И став на край конечности,
Стремительно взлетела…
От страха иль беспечности…
И тут же рядом шлёпнулась.
Беззвучно на пол комнаты.
Её нашли и подняли.
К ней проявив заботливость.
Укутали листочками,
На них – водой покапали…
Всё это – внутрь коробочки
Мы бережно запрятали.
«Зачем в коробке дырочки?» –
Спросила дочь растерянно.
Прослушав объяснения,
Произнесла уверенно:
«Я покажу ребятам –
Кого нашли зимою
Мы дома… Им покажем
Всё это, взяв с собою…»
К ребятам долго ехали.
В пути поговорили
О том, как интересно –
Им будет всё увидеть,
Самим потрогать…редкое
Январское явление,
Воспринимая с трепетом
Его тепла движение.
С руки на руку –
Солнышка посланницу небесную –
Передадут друг другу
Все те, кто будут вместе…
Но не всегда сбываются
Мечты, и может статься,
Иначе получается,
Чем нам могло казаться…
Начало всей истории
Подробно мной изложено.
Её продолжить вскоре мне,
Потом, – было предложено.
Приблизившись к ребёнку –
С улыбкой – взрослый искренно
Сказал слова, в которых
Была простая истина…
От доброго Волшебника –
К друзьям, ученикам:
«Пусть каждый свою реплику
Придумает нам сам.
Свой монолог покажет,
Сыграет, пропоёт.
А может лишь расскажет
Видение своё…»
О том, как сказка оживает,
Когда к нам зимнею порой
Приветом свыше прилетает
Кто-то нездешний, но земной…
Нам близкий и знакомый с детства,
Но до конца не познанный.
К нему – и глаз привык, и сердце
От нежности сильней стучит…
Есть у всех детских интересов
Свои границы возрастные,
И смена их всегда полезна
Как шаг из будней – в выходные.
И то, что в пятницу дошкольник
Виктория переживал,
Уже не интересно Ольге,
Принадлежащей к школярам…
Объект, предмет и цель у оных –
Познание, эксперимент
С рассмотрением подробным:
Частей, деталей, компонент…
С ведущей силой как мотивом –
Открытия и новизны –
Перед собой и перед миром,
Который жажда – удивить!..
Используя любые средства,
Любой подручный инструмент.
И мысль (в этот период детства)
Направлена – на феномен.
Кто-то имеет микроскопы.
Иным достаточно порой –
Одной простейшей линзы, чтобы
К науке взгляд приблизить свой.
К её великим достиженьям,
Известным миру… И ещё –
К сомнительным и бесполезным,
Никем непринятым всерьёз…
О чем угодно эти «шутки»
Ученых и знакомых их,
И тараканы, кошки, утки, –
Герои опытов таких.
И хоть награда за такие
Открытия – мала до слёз,
Бывало, что опередили
Те шутки – время то, своё.
Предвосхитив, создав – прорывы
В отдельных узких областях…
И ценность инициативы
Вполне оправдана тогда…
Так днем в субботу, в воскресенье, –
Возник естественный вопрос:
А каково сердцебиенье
Того, кто по ладошкам полз?
Использовать часы-пульсометр
(им контролирует себя
С недавних пор – ребёнок Ольга)
Идея ей самой пришла.
Измерив пульс (сколько ударов
В одну секунду может быть),
Итог мы получили равный
У папы и детей двоих.
Но как чувствительным прибором,
Который на руку надет, –
Измерить пульс божьей коровки?
Там только лапки, а рук нет.
Заметили, проверив снова
Чувствительность всех датчиков, –
Что результат детей и взрослых
Един – от корпуса часов…
И от того, что называем
Обычно мы – их ремешком.
А дальше просто: выпускаем
На ремешок – объект – пешком.
По линии как по дорожке
Прошло то насекомое.
И через крохотные ножки
Его – получено искомое:
Число из знаков...и погрешности
Из-за смешения начал –
Живого существа и внешних сил
(Их вклад на результат влиял).
Поэтому задача просто
Решилась младшим школьником:
Из результата большего
Мы вычли – то «искомое».
Полученная разница –
От лишних привнесений
Позволила избавиться.
В итоге мы имели –
Две цифры – о предельно малом,
О том, как часто бьется сердце
Того, кого не замечаем
Рядом, напротив, по соседству…
Финал истории как сказки –
Открытым может быть вполне.
Реальны все её участники
И правда – всё, поверьте мне.
Я мог, хотел, – создать «методику»…
Умно её обосновать,
И долгую свою всю практику
В скучнейшей форме описать.
Решил вот так – Вам про малютку,
О детях, взрослых, – написать.
Надежде посвящая шутку,
В которой смех – всего лишь часть.
05.02.2022 г.
Свидетельство о публикации №122103000547