Эссе Библия. Руфь
РУФЬ и Ноеминь идут по дороге, пересекающей высокие, открытые всем ветрам равнины Моава. Одни на обширных просторах, эти женщины кажутся совсем крошечными. Руфь замечает, что вечерние тени становятся длиннее, и, глядя на свою свекровь, думает, не пора ли им найти место для ночлега. Она очень сильно любит Ноеминь и готова сделать всё, чтобы позаботиться о ней.
Горечь утраты лежала тяжёлым камнем на сердцах обеих женщин. Ноеминь, овдовевшая много лет назад, теперь скорбела о смерти двух своих сыновей, Махлона и Хилеона. Скорбела и Руфь, ведь Махлон был её мужем. Вместе со свекровью Руфь направляется в израильский город Вифлеем: для Ноемини это путь домой, а для Руфи — путь в неизвестность. Каждый шаг отдалял эту моавитянку от родственников и родной земли с её обычаями и богами. (Прочитайте Руфь 1:3—6.)
Что побудило эту молодую женщину коренным образом изменить свою жизнь? Где Руфи найти силы, чтобы начать всё сначала и позаботиться о Ноемини? Получив ответы на эти вопросы, мы увидим, что пример Руфи может многому нас научить. Но сначала давайте узнаем, почему эти женщины отправились в долгий путь в Вифлеем.
В ДОМ ПРИХОДИТ БЕДА.
Руфь выросла в Моаве, небольшой стране, располагавшейся к востоку от Мёртвого моря. Моав представлял собой редколесное плоскогорье, изрезанное глубокими ущельями. В земле Моав, как правило, были хорошие урожаи, даже когда в
Израиле случался голод. Это объясняет, как моавитянка Руфь познакомилась с израильтянином Махлоном и его семьей (Руфь 1:1).
Из-за голода, начавшегося в Израиле, Елимелех, муж Ноемини, решил покинуть родные места и вместе с женой и двумя сыновьями поселиться в Моаве. Из-за этого вера каждого из них, скорее всего, подверглась испытанию, ведь израильтяне должны были регулярно приходить в указанное Богом место для поклонения (Втор. 16:16, 17). Когда у Ноемини умер муж, она была убита горем, но, несмотря на это, ей удалось сохранить веру твёрдой (Руфь 1:2, 3).
Позднее Ноемини, вероятно, причинило боль и то, что её сыновья взяли в жёны моавитянок (Руфь 1:4). Она знала, что Авраам, от которого произошёл народ Израиль, приложил немало усилий, чтобы найти своему сыну, Исааку, жену среди народа Бога (Быт. 24:3, 4). К тому же Моисеев закон предостерегал израильтян против того, чтобы их сыновья и дочери вступали в брак с людьми из других народов, иначе те могли бы склонить их к идолопоклонству (Втор. 7:3, 4).
Несмотря на это, Махлон и Хилеон взяли в жёны моавитянок. Даже если Ноеминь испытывала из-за этого беспокойство и разочарование, она, вероятно, старалась проявлять к своим невесткам, Руфи и Орфе, искреннюю любовь и доброту. Возможно, она надеялась, что однажды они тоже станут поклоняться истинному Богу. Руфь и Орфа очень полюбили Ноеминь. Тёплые отношения, которые сложились между ними, помогли им пережить обрушившееся на них горе. Невестки Ноемини овдовели, а детей у них не было (Руфь 1:5).
Помогли ли Руфи справиться с горем религиозные учения и обычаи, которым она была научена с детства? Очевидно, нет. Моавитяне поклонялись множеству богов, главным из которых был Хамос (Чис. 21:29). По всей видимости, моавитской религии была присуща крайняя жестокость, распространённая в культах того времени, например приношение в жертву детей. То, что Руфь узнавала от Махлона или Ноемини о любящем и милосердном Боге Израиля разительно отличалось от того, к чему она привыкла. Поклонение истинному Богу основано не на страхе, а на любви. (Прочитайте Второзаконие 6:5.) Из-за постигшего её горя Руфь, должно быть, ещё больше сблизилась с Ноеминью и охотно слушала, как свекровь рассказывала ей о всемогущем Боге, о его удивительных делах, а также о любви и милосердии, которые он проявляет к своему народу.
Ноеминь с нетерпением ждала новостей из родных мест. Однажды, возможно от странствующего купца, она узнала, что голод в Израиле закончился. Бог обратил внимание на свой народ. Вифлеем, что означает «дом хлеба», снова соответствовал своему названию. Тогда Ноеминь решила вернуться домой (Руфь 1:6).
А как поступят Руфь и Орфа? (Руфь 1:7). Общее горе сблизило их со свекровью. Кроме того, Руфь привлекала искренняя доброта и твёрдая вера Ноемини. И вот они втроём решают отправиться в Иуду.
История Руфи напоминает о том, что беды постигают как плохих, так и хороших людей (Эккл. 9:2, 11). Кроме того, мы узнаём, насколько мудро перед лицом горя обращаться за утешением к другим, особенно к тем, кто ищет убежища у Господа Бога, которому поклонялась Ноеминь (Прит. 17:17).
ПРЕДАННАЯ ЛЮБОВЬ РУФИ.
По мере того как шаг за шагом три женщины отдалялись от земли Моав, Ноеминь стало тяготить ещё одно беспокойство. Она думала о своих невестках и о той любви, которую они проявили к ней и её сыновьям. Для неё была невыносима мысль, что она может обременить их и без того тяжёлую жизнь. Если они покинут родную землю и пойдут с ней, разве сможет она позаботиться о них в Вифлееме?
Ноеминь сказала своим невесткам: «Идите, возвратитесь каждая в дом своей матери. Пусть Господь проявит к вам любящую доброту, как и вы проявляли её к умершим мужьям и ко мне». Она также выразила надежду, что Бог вознаградит их, дав им новых мужей, и поможет начать жизнь сначала. «Затем она поцеловала их,— говорится в Библии,— а они громко заплакали». Нетрудно понять, почему Руфь и Орфа были так привязаны к этой доброй, самоотверженной женщине. Они обе настаивали: «Нет! Мы пойдём с тобой к твоему народу» (Руфь 1:8—10).
Однако переубедить Ноеминь было не так просто. Она стала объяснять им, что не сможет позаботиться о них в Израиле, ведь у неё нет ни мужа, который обеспечивал бы её; ни сыновей, которые могли бы стать их мужьями; ни даже надежды выйти замуж и родить сыновей. Она рассказала им, как ей горько оттого, что она ничего не может для них сделать. Орфе слова Ноемини показались убедительными. В Моаве у неё были мать, родные и дом, где её ждали. Действительно, более разумным казалось остаться в Моаве. Опечаленная, она поцеловала Ноеминь на прощание и ушла (Руфь 1:11—14).
А как поступит Руфь? Доводы, которые привела Ноеминь, относились и к ней. Однако мы читаем: «Руфь осталась». Возможно, Ноеминь, продолжая путь, заметила, что Руфь идёт за ней. Ноеминь сказала ей: «Видишь, твоя овдовевшая невестка возвратилась к своему народу и к своим богам. Возвратись и ты с ней» (Руфь 1:15). Слова Ноемини обращают наше внимание на нечто важное: Орфа вернулась не только к своему народу, но и к «своим богам». Её устраивало поклонение Хамосу и другим ложным божествам. А что можно сказать о Руфи?
Стоя на пустынной дороге и глядя Ноемини в глаза, Руфь нисколько не сомневалась в правильности своего решения. Её переполняла любовь к Ноемини и её Богу. Руфь сказала: «Не проси, чтобы я бросила тебя и пошла назад. Но куда пойдёшь ты, туда пойду и я, и где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ будет моим народом, и твой Бог — моим Богом. Где ты умрешь, там и я умру, и там меня похоронят. Пусть то и то сделает мне Господь и ещё добавит, если что-нибудь, кроме смерти, разлучит меня с тобой» (Руфь 1:16, 17).
Хотя с тех пор прошло около 3 000 лет, люди по-прежнему помнят эти слова. В них отражается ценное качество — преданная любовь. Руфь любила Ноеминь так сильно, что пошла бы с ней, куда бы та ни отправилась. Их могла разлучить лишь смерть. Руфь сказала, что народ Ноемини станет её народом. Она была готова забыть о своей жизни в Моаве и даже о моавитских богах. В отличие от Орфы, Руфь могла искренне сказать, что хочет, чтобы Бог Ноемини, стал её Богом.
Вдвоем они продолжили свой долгий путь в Вифлеем. По мнению некоторых, такое путешествие могло длиться неделю. Несомненно, Руфь и Ноеминь были друг для друга поддержкой в это тяжёлое для них время.
В современном мире страданиям нет конца. В наши дни, которые в Библии называются «необычайно трудными временами», на долю людей выпадают самые разные несчастья, в том числе и смерть близких (2 Тим. 3:1). Поэтому сегодня особенно необходима преданная любовь — качество, которое было у Руфи. Преданная любовь проявляется к кому-либо с постоянством и никогда не проходит; это мощная сила, побуждающая нас к добру в этом злом мире. Такое качество необходимо в обращении с членами семьи, друзьями и соверующими. (Прочитайте 1 Иоанна 4:7, 8, 20.) Развивая такую любовь, мы будем подражать замечательному примеру Руфи.
РУФЬ И НОЕМИНЬ ПРИХОДЯТ В ВИФЛЕЕМ.
Конечно, говорить о преданной любви и доказывать её на деле — это не одно и то же. Руфи представилась возможность проявить преданную любовь не только к Ноемини, но и к Богу, которого она назвала своим Богом.
Наконец Руфь и Ноеминь приходят в Вифлеем, небольшой городок в 10 километрах к югу от Иерусалима. По всей видимости, Ноеминь и её семью в Вифлееме хорошо знали, потому что новость о её возвращении быстро облетела весь город. Женщины вглядывались в её лицо и спрашивали: «Неужели это Ноеминь?» Вероятно, годы тягот и лишений, перенесённых Ноеминью в Моаве, оставили на её лице глубокий след (Руфь 1:19).
Ноеминь рассказала жительницам Вифлеема — соседкам и родственницам, которые знали её прежде,— о своей горькой доле. Она даже попросила называть её не Ноеминью, что означает «приятная», а Марой, что означает «горькая». Бедная Ноеминь! Подобно Иову, жившему столетиями ранее, она считала, что несчастья, которые на нее обрушились, исходили от Бога (Руфь 1:20, 21; Иов 2:10; 13:24—26).
Придя в Вифлеем, Руфь стала думать о том, как лучше позаботиться о себе и своей свекрови. Она узнала, что Закон, который Бог дал своему народу Израилю, включал постановления, служившие защитой для бедных. Так, во время жатвы обездоленным людям позволялось подбирать за жнецами колосья и дожинать урожай, оставшийся на краях поля (Лев. 19:9, 10; Втор. 24:19—21).
Тогда было время жатвы ячменя, вероятно апрель по современному календарю. Руфь пошла искать поля, где ей разрешили бы подбирать колосья. Она случайно оказалась на поле богатого землевладельца Вооза, который был родственником Елимелеха, покойного мужа Ноемини. Хотя Закон давал ей право подбирать колосья, она всё же подошла к человеку, поставленному над жнецами, и попросила у него разрешения работать на этом поле. Он дал своё согласие, и только после этого Руфь принялась за работу (Руфь 1:22—2:3, 7).
Представьте, как Руфь идёт следом за жнецами, которые кремнёвыми серпами срезают колосья ячменя. Она подбирает колосья, которые они обронили или оставили, связывает их в снопы и относит туда, где позднее сможет вымолотить из них зерно. Это был тяжёлый, кропотливый труд, который становился тем изнурительнее, чем выше поднималось солнце. Руфь работала не покладая рук, останавливаясь лишь для того, чтобы вытереть пот со лба или немного перекусить в «доме»,— вероятно, под навесом, где работники могли укрыться от солнца.
Руфь, скорее всего, и не думала, что привлечёт к себе внимание. Но её заметили: её увидел Вооз и спросил у старшего над жнецами, кто она. Богобоязненный человек Вооз поприветствовал работников — некоторые из них, возможно, были подёнщиками или даже чужеземцами,— сказав: «Пусть Бог будет с вами!» Они ответили ему тем же приветствием. Этот духовно настроенный человек был значительно старше Руфи и отнёсся к ней по-отцовски (Руфь 2:4—7).
Назвав Руфь дочерью, Вооз предложил ей приходить на его поля и держаться возле его работниц, чтобы никто её не обидел. Он также позаботился о том, чтобы она пообедала вместе с его работниками. (Прочитайте Руфь 2:8, 9, 14.) Кроме того, он похвалил и ободрил её. Что он ей сказал?
Когда Руфь спросила Вооза, чем она, чужеземка, заслужила его доброту, он ответил, что слышал о заботе, которую она проявила к своей свекрови, Ноемини. Скорее всего, Ноеминь хвалила свою любимую невестку Руфь вифлеемским женщинам, и её слова дошли до Вооза. Он также слышал о том, что Руфь стала поклоняться Богу. Это видно из его слов: «Пусть Господь наградит тебя за твой поступок и пусть тебе будет полная плата от Бога Израиля, под чьи крылья ты пришла искать убежища!» (Руфь 2:12).
Как, должно быть, эти слова воодушевили Руфь! Она действительно решила найти убежище под крыльями Бога, подобно птенцу, который, ища защиты, прижимается к своему родителю. Руфь поблагодарила Вооза за тёплые слова и продолжила работать на его поле до самого вечера (Руфь 2:13, 17).
Вера, которую Руфь проявила на деле, служит замечательным примером для всех, кому в эти экономически трудные времена нелегко зарабатывать на жизнь. Руфь не считала, что другие ей чем-то обязаны, и была благодарна за любую помощь. Она не стыдилась тяжело трудиться, чтобы позаботиться о дорогом ей человеке, хотя её работа была малопочётной. Она с признательностью последовала мудрому совету о том, где и с кем ей было бы лучше работать. Более того, она никогда не забывала, у кого может найти надёжную защиту — у своего могущественного Отца, Господа Бога.
Если мы, подобно Руфи, проявляем преданную любовь и смирение, а также усердно трудимся и ценим помощь других, наш пример тоже может стать для кого-то ободрением. Но как Бог позаботился о Руфи и Ноемини? Ответ на этот вопрос мы обсудим далее.
«ДОСТОЙНАЯ ЖЕНЩИНА».
РУФЬ, стоя на коленях, склонилась над колосьями ячменя, которые она собрала за день. На поля опускались вечерние сумерки. Усталые работники шли вверх по дороге, ведущей к воротам Вифлеема, небольшого города, примостившегося на склонах близлежащего холма. Всё тело Руфи ныло после утомительной работы — она с самого утра была в поле. Но она продолжала трудиться, вымолачивая зёрна небольшой палкой. Несмотря на усталость, Руфь была довольна: выдался хороший день — лучше, чем она могла надеяться.
Неужели жизнь этой молодой вдовы наконец стала налаживаться? Как мы узнали ранее, Руфь решила остаться с Ноеминью, поклявшись, что никогда не покинет свою свекровь и что Бог Ноемини станет и её Богом. Так эти женщины, испытавшие горечь утраты, оказались в Вифлееме. Вскоре моавитянка Руфь узнала, что Закон Бога защищает от унижения бедных, в том числе и чужеземцев. А теперь она увидела ещё и то, что в народе Бога, который находился под Законом и был обучен самим Богом, люди проявляли духовный настрой и доброту. Это было словно бальзам для её израненного сердца.
Одним из таких людей был Вооз — богатый пожилой мужчина, на полях которого Руфь подбирала колосья. Сегодня он проявил к ней отеческое внимание. Она внутренне улыбалась, вспоминая, как он похвалил её за заботу о пожилой Ноемини и за то, что она пришла искать убежища под крылья истинного Бога. (Прочитайте Руфь 2:11—14.)
Но как сложится её дальнейшая жизнь? Как она, бедная чужеземка без мужа и детей, сможет позаботиться о престарелой Ноемини? Хватит ли им того, что Руфь сможет добыть, подбирая колосья за жнецами? А что будет, когда она состарится? Вполне понятно, что её могли тревожить такие мысли. В наше экономически нестабильное время многие сталкиваются с подобными беспокойствами. Давайте узнаем, как вера Руфи помогла ей пройти через эти испытания, и посмотрим, чему можно научиться у этой замечательной женщины.
ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ?
Руфь обмолотила собранное, и у неё вышла полная ефа ячменя — чуть больше 20 литров (около 14 килограммов). Солнце уже скрылось за горизонтом, когда она, завязав зерно в узел и положив его себе на голову, отправилась в Вифлеем (Руфь 2:17).
Ноеминь очень обрадовалась её возвращению. Увидев, сколько ячменя принесла её любимая невестка, она ахнула от удивления. Руфь также принесла немного еды, оставшейся у неё с обеда, который Вооз устроил для своих жнецов. Женщины сели ужинать. Ноеминь спросила: «Где ты сегодня подбирала колосья и где работала? Благословен человек, обративший на тебя внимание!» (Руфь 2:19). Ноеминь была проницательной женщиной. Глядя на то, сколько зерна принесла Руфь, она поняла, что кто-то проявил к её невестке доброту.
И тут Руфь начала рассказывать. Когда Ноеминь узнала, что; Вооз сделал для Руфи, она воскликнула: «Пусть благословит его Господь, который не лишил своей любящей доброты ни живых, ни мёртвых!» (Руфь 2:20). В добром поступке Вооза она увидела заботу Бога, который побуждает своих служителей проявлять щедрость и обещает вознаградить их за доброту. (Прочитайте Притчи 19:17.)
Руфь рассказала свекрови, что Вооз предложил ей подбирать колосья на его поле. Ноемини это понравилось: «Вот и хорошо, дочка, что ты будешь ходить рядом с его работницами, а то бы тебя обидели на другом поле». Далее в Библии мы читаем: «Так она держалась возле работниц Вооза... и жила со своей свекровью» (Руфь 2:22, 23). Последние слова обращают наше внимание на одно из ценных качеств Руфи — преданную любовь. Её пример побуждает нас поразмышлять над тем, дорожим ли мы семейными узами: поддерживаем ли мы наших близких и помогаем ли им, когда они в этом нуждаются. Такая преданная любовь не ускользает от взора Бога.
Можно ли назвать Руфь и Ноеминь настоящей семьёй? Некоторые думают, что семья считается настоящей, только если в ней есть муж, жена, сыновья, дочери, дедушки и бабушки. Однако пример Руфи и Ноемини напоминает нам, что даже в неполной семье верующие люди могут создать тёплую атмосферу любви и доброты. Дорожите ли вы своей семьёй, какой бы маленькой она ни была? Иисус заверил своих последователей, что даже те, у кого нет семьи, могут обрести её среди искренне верующих людей. (Мар. 10:29, 30).
«ОН ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ПРАВО ВЫКУПА».
Руфь подбирала колосья на полях Вооза с начала жатвы ячменя в апреле до окончания жатвы пшеницы в июне. Шло время, и Ноеминь всё больше задумывалась о том, что; она могла бы сделать для своей любимой невестки. Когда они жили в Моаве, Ноеминь была уверена, что не сможет помочь Руфи снова выйти замуж (Руфь 1:11—13). Но сейчас у неё появилась надежда. Она подошла к Руфи и сказала: «Дочка, не поискать ли мне для тебя место, где тебе жить?» (Руфь 3:1). В те дни было принято, чтобы родители искали мужа или жену своим детям, а Руфь стала для Ноемини как дочь. Она хотела поискать для Руфи «место, где... [ей] жить» — то есть дом и мужа, который мог бы обеспечить ей стабильную жизнь и позаботиться о ней. Но что могла сделать Ноеминь?
Когда Руфь впервые упомянула о Воозе, Ноеминь сказала: «Этот человек — наш родственник. Он один из тех, кто имеет право выкупа» (Руфь 2:20). Что это означало? В Законе Бога содержались предписания, в которых выражалась забота о семьях, испытывающих трудности из-за бедности или потери кормильца. Если женщина, будучи бездетной, лишалась супруга, её положение было особенно тяжёлым, поскольку не оставалось никого, кто мог бы продолжить род её мужа и сохранить для потомков его имя. Однако Закон Бога позволял брату мужа жениться на вдове, чтобы она могла родить наследника, который бы продолжил род умершего и позаботился о семейной собственности (Втор. 25:5—7).
Ноеминь рассказала Руфи о своём плане. Можно представить, как глаза молодой женщины постепенно округлялись от удивления, когда она слушала свою свекровь. Израильский Закон всё ещё был для неё новым, а многие обычаи непонятными. Но Руфь относилась к Ноемини с глубоким уважением и поэтому внимала каждому её слову. Совет Ноемини мог показаться ей нелепым и даже унизительным. Но, несмотря на это, Руфь послушалась её. Она смиренно сказала: «Я сделаю всё, как ты говоришь» (Руфь 3:5).
Порой молодым бывает трудно послушаться совета тех, кто старше и опытнее. Им может казаться, что взрослые не понимают до конца, с какими проблемами и трудностями сталкивается молодёжь. Смирение Руфи напоминает о том, что, прислушиваясь к мудрости старших, которые любят нас и желают нам самого лучшего, мы пожнём добрые плоды. (Прочитайте Псалом 71:17, 18.) Но что посоветовала Ноеминь и вознаградилось ли послушание Руфи?
РУФЬ ПРИХОДИТ К ВООЗУ.
Тем же вечером Руфь пошла на гумно — так называется участок плотно утрамбованной земли, на котором земледельцы вымолачивают и провеивают зерно. Обычно гумно находилось на склоне или вершине холма, где к вечеру поднимался сильный ветер. Зерно отделяли от мякины и соломы следующим образом: работники большими вилами или лопатами подкидывали вымолоченный хлеб и ветер уносил лёгкую мякину, а более тяжёлое зерно падало на землю.
Руфь благоразумно дождалась, пока работа закончится. Вооз следил за тем, как веяли его зерно, которого становилось всё больше и больше. После сытного ужина он прилёг у кучи зерна. Вероятно, таким образом земледельцы защищали урожай от воров. Руфь видела, как Вооз устраивается на ночлег. Пришло время осуществить план Ноемини.
Руфь тихонько подошла к спящему. Её сердце сильно билось. По ровному дыханию Вооза она поняла, что он крепко спит. Тогда она приоткрыла покрывало у его ног, легла и стала ждать. Должно быть, ей казалось, что прошла целая вечность. В полночь Вооз зашевелился: ему стало холодно. Он приподнялся, чтобы укрыть ноги, но почувствовал, что рядом кто-то есть. Вооз увидел, что «у него в ногах лежит женщина»! (Руфь 3:8).
«Кто ты?» — спросил он. Дрожащим от страха голосом она ответила: «Я Руфь, твоя рабыня... Укрой твою рабыню полой своей одежды, ведь ты имеешь право выкупа» (Руфь 3:9). Некоторые современные библеисты пытаются найти в действиях и словах Руфи сексуальный подтекст, однако они не учитывают двух простых фактов. Во-первых, Руфь действовала в согласии с обычаями того времени, многие из которых непонятны современному человеку. Было бы ошибкой рассматривать те обычаи сквозь призму современной низкой морали. Во-вторых, реакция Вооза указывает на то, что он расценивал поведение Руфи как нравственно чистое и достойное самой высокой похвалы.
Вооз заговорил с Руфью тепло и по-доброму, что, несомненно, успокоило её. Он сказал: «Пусть господь благословит тебя, моя дочь. Любящая доброта, которую ты проявила сейчас, превзошла прежнюю, потому что ты не пошла искать себе мужа среди молодых — бедных или богатых» (Руфь 3:10). «Прежняя» любящая доброта, которую проявила Руфь, заключалась в том, что она решила пойти с Ноеминью в Израиль и позаботиться о ней. А последней любящей добротой была та, что она проявила сейчас. Вооз обратил внимание, что такая молодая женщина, как Руфь, легко могла найти себе молодого мужа, богатого или бедного. Однако она хотела сделать добро не только Ноемини, но и её умершему мужу, восстановив его имя в родной земле. Неудивительно, что Вооз был впечатлён самоотверженностью этой молодой женщины.
Вооз продолжил: «Теперь, моя дочь, не бойся. Я сделаю для тебя всё, о чём ты просишь, ведь все у ворот моего города знают, что ты достойная женщина» (Руфь 3:11). Он обрадовался возможности жениться на Руфи. Вероятно, он даже не был удивлен, что она попросила его стать её выкупающим. Однако Вооз был праведным человеком и не думал лишь о своих желаниях. Он сказал Руфи, что есть ещё один выкупающий, который состоит в более близком родстве с семьёй Ноемини. Вооз решил вначале поговорить с этим мужчиной и предложить ему жениться на Руфи.
Вооз попросил Руфь остаться до утра, а потом незаметно уйти домой. Он беспокоился о её и своей репутации, поскольку люди могли подумать, что между ними была безнравственная связь. Руфь снова легла у ног Вооза. Ей стало гораздо легче оттого, что он отнёсся к ней с такой добротой. Затем, пока ещё было темно, он щедро насыпал ей в накидку ячменя, и она отправилась обратно в Вифлеем. (Прочитайте Руфь 3:13—15.)
Руфь вспоминала то, что сказал о ней Вооз. Он назвал её «достойной женщиной». Его слова согревали ей душу. Руфь приобрела такую репутацию в основном благодаря тому, что стремилась узнать Бога и служить ему. Кроме того, она проявила необыкновенную доброту и сочувствие к Ноемини и полюбила её народ. Руфь с готовностью приняла обычаи и традиции, которые были ей незнакомы. Если мы подражаем вере этой женщины, мы будем с добротой относиться к другим и уважать их обычаи. Тогда мы тоже сможем снискать репутацию достойных людей.
РУФЬ НАХОДИТ ПРИСТАНИЩЕ.
«Кто ты, моя дочь?» — спросила Ноеминь, когда Руфь вернулась домой. Возможно, она задала такой вопрос потому, что было темно. В любом случае она хотела знать, осталась ли Руфь одинокой вдовой или же у неё появилась надежда выйти замуж. Руфь рассказала свекрови обо всём, что произошло. Она также показала щедрый подарок Вооза — целую накидку ячменя (Руфь 3:16, 17). Ноеминь посоветовала Руфи остаться в тот день дома и не выходить на поля. Она заверила её: «Этот человек не успокоится, пока сегодня же не уладит дело» (Руфь 3:18).
Ноеминь не ошиблась. Вооз пошёл к городским воротам, где обычно собирались старейшины города, и стал дожидаться человека, который был родственником покойного мужа Ноемини. Перед свидетелями Вооз предложил ему стать выкупающим и жениться на Руфи. Однако тот отказался, объяснив, что это разорит его наследство. Тогда Вооз на глазах у свидетелей сказал, что он выкупит владения умершего мужа Ноемини, Елимелеха, и женится на Руфи, вдове Махлона, сына Елимелеха. Вооз выразил надежду, что так он сможет «восстановить имя умершего в его наследстве» (Руфь 4:1—10). Каким же праведным и бескорыстным человеком был Вооз!
Вооз женился на Руфи. В Библии говорится: «Господь даровал ей зачатие, и она родила сына». Женщины Вифлеема радовались за Ноеминь и хвалили Руфь, говоря, что она для своей свекрови лучше семи сыновей. Сын Руфи стал прародителем великого царя Давида (Руфь 4:11—22). А Давид в свою очередь стал прародителем Иисуса Христа (Матф. 1:1).
Бог благословил Руфь, а также Ноеминь, которая помогала своей невестке растить ребёнка. Он был для неё словно родной сын. Пример этих двух женщин служит ярким напоминанием о том, что Бог замечает всех, кто не стыдится тяжёлой работы и верно служит ему вместе с его избранным народом. Он всегда вознаграждает преданных ему людей, таких как Вооз, Ноеминь и Руфь.
ШЕДЕВР В МИНИАТЮРЕ.
Книгу Руфь называют маленькой жемчужиной, шедевром в миниатюре. Конечно, по сравнению с книгой Судей, которая ей предшествует и помогает получить представление о тех временах, книга Руфь не такая объёмная и её повествование не столь богато событиями (Руфь 1:1). По всей видимости, обе эти книги были написаны пророком Самуилом. Читая Библию, вы, скорее всего, заметите, что книга Руфь стоит на своём месте в библейском каноне: книга Судей рассказывает о войнах и многочисленных набегах, а книга Руфь напоминает, что Бог никогда не забывает о мирных людях, которые изо дня в день сталкиваются с трудностями. Эта простая история одной семьи содержит ценные уроки любви, веры, преданности, а также помогает пережить потерю близкого человека.
Свидетельство о публикации №122103004683