Аллюзии в шести катренах. Разбор полётов

Рецензия на «Ибн я музами оптичен перманентно!» (Сан-Торас)

_____________Привет, бесконечный производитель нетленок!!!!!
Поэт и муза - читал и наслаждался тонкой, присущей только тебе,
Санто, юморной поэзой!!!
.
 В который раз благодарю Бога, что свёл нас и дал возможность
 насладиться высокой поэзой!
 Прочитал все последние рецензионные дебаты, рад что тебе не дают скучать,
 а то из меня хреновый рецензент(...)
 Но мы работаем потихоньку над благоустройством,
 готовимся к зиме,
 сегодня купили буржуйку и буду устанавливать её...
БУДЕМ ЖИТЬ!
 Обнимаем вас крепко! Мы.

Овчинников Валерий   22.10.2022 14:05 
 • 


___________________Приветствую, друг мой!

ПО истине, надо иметь СИЛЬНЫЙ И СВЕТЛЫЙ РАЗУМ,
чтобы находясь под бомбами сохранять ТРЕЗВОСТЬ мышления
и ПОНИМАТЬ - ГДЕ истинный враг и кто? на самом деле,
 заварил эту войну - эту беду-бедовую.

РЕСПЕКТ твоей СИЛЕ ВОЛЕ и твоей ВЫДЕРЖКИ!
Просто - счастье, что твои девочки
 имеют  ПОДДЕРЖКУ такого ВЕРНОГО мужчины - мужа и отца.

Ну, погрузимся, штоли, в поэзу?

 Пока я МУЗАМИ ОТПЕЧЕН, взрыхлю аллюзии этой нетленки,
ныряя в каждый катрен:))
 
.
________Поэт и Муза_______

Поэт шел к Музе сбадуна
И цвел фиалками по средам.
С небес блиставшая луна,
К скале припала Андромедой.

Остыло море к февралю,
Волной мечтая об апреле.
Чем меньше женщину мы лю,
Тем легче подступы к постели.

Спиной сутул, висками сед,
Но затесались в рёбра бесы.
Поэт жил с Музой, как сосед,
Избрав любовницею Прессу:

Нет, я не Байрон, я другой! -
Упасть лицом в салат и плакать.
Февраль сменила под пятой
Густая мартовская слякоть.

Я Гулливер или я гном?
Ведь жизнь вся между пролетела
Надежд, спроваженных на слом,
В пылу борьбы души и тела.

В поэзу избран мой маршрут!
Взглянула Муза всеохватно -
Пусть хоть не тот, так этот Брут
Мне ночью сделает приятно.

Целуя в губы... под стопарь,
Шепнёт разнеженно - налей-ка!
И повторится все как встарь:
Ночь, улица, фонарь, скамейка..
:)


И так всего 6 катренов - расскажу  о чем  думал в каждом  из них:

Ибн в этом стихо столько шикардостных аллюзий,
 что моя  жена непременно б сказала:
(С  нажимом на украинское Гэ:)  - БОГГАТО, Санто!

Уточняю для тебя, для себя, для всех - «АллЮзия» - от латинского allusio - намек.
 В данном случае - никого не просвещаю - это история про меня, про то,
что я лю и что мне нра.

Люблю этот прием -  аллюзии широко используется во всех вида искусства.
 По сути - это и есть эзопов язык!
 Аллюзия может быть явной или скрытой, но ясно одно - это всегда
требует от читателя ТВОРЧЕСКОГО интеллекта, яркости воображения
 и остроты ума.
Пример,  аллюзии :
Помнишь, СМИ трещали про экономической форум в Давосе?
Намедни, я прочел статью об этом форуме  под называнием
 «Давос и ныне там».
Блестящая аллюзия с отсылкой к фразе:
  «А воз и ныне там»
 из  басни  «Лебедь,  рак и щука».
Из  НАЗВАНИЯ уже   ПОНЯТНО О ЧЕМ РЕЧЬ.
НО
перелетим к моим аллюзам!
Когда еще выпадет такая фишка, чтобы доктор сам себя препарировал,
 правда в качестве классика!:))
Пройдемся по нетленке:

ПЕРВЫЙ КАТРЕН:

Поэт шел к Музе с бадуна
И цвел фиалками по средам._____ Новелла  Андре Моруа.
С небес блиставшая луна,
К скале припала Андромедой.____ Древнегреческий миф.
.

Фиалки по средам - история печальной любви французского студента к  молодой актрисе.
Каждую среду после спектакля актрисе приносят  букетик фиалок.
Так продолжается полгода.
 В очередную среду она решила познакомиться с поклонником,
 но он не пришёл.
Театром уехал на гастроли.
 Когда актриса вернулась, ее ожидал немолодой полковник, он сказал, что носит траур по сыну, убитому на Мадагаскаре .
Это оказался тот самый студент, который каждую среду приносил букетик фиалок.
 Полковник передал актрисе пачку писем  сына...
 те, что так и не были ей отправлены.
Студент ушел на войну  в надежде, что совершит  подвиг
и тогда станет достоин ее любви…
Каждую среду актриса идёт на кладбище Монпарнас и приносит букетик фиалок
на могилу незнакомого ей студента.

Рассказ этот оч популярен и тем удивительней звучит;
ибн по срЕдам - это значит срЕдам обитания.
 А если речь о дне недели, то верное ударение по средАм.
А эта правильность звучит архи-непривычно:)))


С небес блиставшая луна,
К скале припала Андромедой._______  УЛЁТНАЯ МЕТАФОРА! - Андромеда -дочь эфиопского

царя. Её приковали к скале, принеся в жертву  чудовищу.
НО
 в "Метаморфозах" Овидия - красотку  Андромеду спас греческий герой  Персей.
Он на своих крылатых сандалиях,  пролетал над берегами Эфиопии
  и увидел бедняжку у скалы.
 Персей  снес Медузе Горгоне  голову, а отрубленная голова Горгоны,
 мгновенно превращала  в камень любого, кто на нее посмотрит.
Персей показал личико медузы чудовищу, тот превратился в булыжник,
а Персей женился на эфиопке и увез ее в Грецию.  сделав своей
королевой.
ЧЕГО БЫ ЛУНЕ НЕ быть ПРИКОВАННОЙ К СКАЛЕ КАК АНДРОМЕДА?
"Ведь ночевала же тучка золотая на груди утеса великана"
.
ВТОРОЙ КАТРЕН:

Остыло море к февралю,
Волной мечтая об апреле.
Чем меньше женщину мы лю,_
Тем легче подступы к постели.__________ Не ну здесь,  очевидный отсыл к

Пушкинскому:

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
( Евгений, так-скать, Онегин)

ТРЕЬТЙ КАТРЕН:

Нет, я не Байрон, я другой! -
Упасть лицом в салат и плакать.___________Роскошный микс ЛЕРМОНТОВА С ПАСТЕРНАКОМ!
Февраль сменила под пятой
Густая мартовская слякоть.________________Этот катрен - общение автора с любимцами МУЗ!
.
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
М. Ю. Лермонтов

И РАСШИФРУЕМ АЛЛЮЗИЮ САЛАТА:
.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
 
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

 Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
 
Под ней проталины чернеют,
 И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Б. Пастернак
1912 г.
.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАТРЕН:

Я Гулливер или я гном?
Вся жизнь ведь между пролетела
Надежд, спроваженных на слом,
В пылу борьбы души и тела. _____________ЛЕмюэль ГулливЕр — герой антиутопии,

романа Джонатана Свифта о том, как английский врач хирург
 стал капитаном  и 16 лет путешествовал по разным  странам.

ЧТО ДВИГАЕТ ИСТОРИЮ ВПЕРЕД? - ПУТЕШЕСТВИЕ - будь то по Дантовым кругам
АДА, либо за 12 стульями, либо по городам и весям, как Гулливер
 - ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП - ЛЮБОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ - ДВИГАТЬ ИСТОРИЮ ВПЕРЕД
 - НЕ ЗАСТАИВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, как болото.

Гулливер видел немало диковин: летающий остров,
 полоумных ученых, занимающихся бесполезными проектами,
волшебника, способного вызывать духов мертвецов и
бессмертных людей.
Он  побывал  в Лилипутии и Великании.

Прибыл в страну гуигнгнмов КОНЕЙ обладающих высоким разумом .
Глаббдобдриб – «остров чародеев и магов».
 Особенно серого коня возмутило то, что люди ездят на гуигнгнмах верхом.
Гулливер подробно рассказал коню об истории,
революции, войнах, о законе и праве, ведении судовых дел,
 что такое деньги, в чем ценность благородных металлов.
ДАЖ КОНЬ В ПАЛЬТО ПОЙМЁТ!
 
Там он увидел йеху —  человекообразных мерзких существ
 и проникся презрением ко всему человеческому роду.
Гулливер хотел навсегда остаться жить у  гуигнгнмов,
( то есть среди умных коней)
но те попросили его покинуть их земли.
Он вернулся К родным ПЕНАТАМ, но  людей так и не полюбил
 и даже жене не позволял прикоснуться к себе.

Что критиковал Свифт - вм свое романе?
-  ДА ВСЁ ТО ЖЕ, ЧТО МЫ ВИДИМ И СЕЙЧАС:

ЧВАНЛИВОЕ высокомерие  англосаксов САМОМНЕНИЕ,
упадок морали...
 однако он дал ТИПА надежду показав, что МЫСЛЯЩИЙ чел
 сможет приспособиться к любым обстоятельствам и
при желании справиться с ними. ТАК ЧТО НАБЛЮДАЕМ,
как ЫВРОПА перезимует без русского энергоресурса.

Вчера на ВАЛДАЕ наш СУВЕРЕН выдал прикольный
анекдот про НЕМЦЕВ, РУССКИХ и САНКЦИИ-СИСЯНКЦИИ:))

.
ПЯТЫЙ КАТРЕН:

В Поэзу - избранный маршрут!
Взглянула Муза всеохватно -
Пусть хоть не тот, так этот Брут _______ Угу, и ты БРУТ здесь!
В ночи мне сделает приятно.
.

Марк Ю;ний Брут — военачальник из плебейского рода Юниев,
 можно сказать римский  ИУДА- символ предательства,
 убийца Цезаря ( по некоторым источником Брут был его сыном)

Глядим, как все ЭПИЧНЕНЬКО и актуально  по сей день
среди РИМСКИХ демократов и республиканцев,
  хотя  убийство первого лица римского государства
 Гая Юлия Цезаря, произошло  44 года до н.э. в мартовские иды.

Когда Цезарь перешёл Рубикон и развязал гражданскую войну (в 49 году до н. э.),
все ожидали, что Брут встанет на его сторону — ведь соперником Цезаря был
 Помпей.
Но после разгромной помпейцев в  битве Брут пошел на мировую с Цезарем.
( ЗЕЛЕНКИЙ № 2)
О радостно принял Брута в своём лагере. 
 Брут был убежденным республиканцем  вступил в заговор против демократов.
во время заседания Сената в Курии Помпея Помпейского театра в Риме,
на глазах у 800 сенаторов,  60 заговорщиков бросились
на 56-летнего императора и короткими мечами закололи его,
всей кучей, чтобы не выделять ЗАГОВОРЩИКОВ.

 А главными  заговорщиком был  как раз Брутэлло, ( отсюда словно
БРУТАЛЬНО)
 увидев среди убийц сына
Цезарь ( от цезаря русское - царь) - сказал:  «И ТЫ БРУТ»…

Злосчастные иды  - это 15 марта  день убийства
в истории приобрели  смысл как роковой день:

 «Типа, какой-то гадатель предсказал Цезарю,
 что в иды марта ему следует остерегаться опасности.
Когда наступил этот день, Цезарь, отправляясь в сенат,
 поздоровался с предсказателем и шутя сказалу:
 «А ведь мартовские иды наступили!»
— на что тот ответил:
«Да, наступили, но не прошли!»
это подробно описал  Плутарх, читал в юности с трепетом
и зачехлил в стихо.

А в просторах небесно-безбрежных,
Где Господь нас двоих приютит,
Затрепещут фиалки надежды
В теплых сумерках мартовских Ид.
С-Т.

.

ШЕСТОЙ КАТРЕН:

Целуя в губы, под стопарь,
Шепнёт разнеженно - налей-ка!
И повторится всё как встарь:
Ночь, улица, фонарь, скамейка..________ узнаваемая аллюзия отсылает к Блоку:

.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.

Написано в том же в 1912 году, что и пастернаковские «обугленные груши»

Видим, что  маятник моих аллюзий  - качался от древней Эфиопии,
  Греции и Рима до современной России, где и обитает мой лирический герой,
 столь любящий  «своих  собеседников»:
 -   Овидия, Плутарха. Пушкина, Лермонтова, Пастернака,  Блока… 
которых  в этой нетленке  коснулись нежные, авторские аллюзии:

Ибн Поэт и Мир - самая лунная тема  в моих параллелях и меридианах…

ПОЭТ И ЕГО АЛЛЮЗИИ:

Когда осенняя листва линяет,
Октябрь не успевает углядеть,
Как чипсы с веток желтый клён роняет,
Как, раскаляясь, дуб теряет медь.

А вдалеке звучат сухие грозы
И, снега первозданного белей,
Лежит туман, луна цветёт мимозой,
Осколки звезд - на кронах тополей...

Поэт глядит, как выпорхнул из Рая
Небесный свет немеркнущих свечей,
И белый парус перышком ныряет
В чернила фиолетовых ночей.

Когда зари янтарное повидло
 Сползёт  по склонам гор на дно озёр,
Поэт заснет меж Сциллой и Харибдой,
Романтик, ветреный любовник, фантазёр.

Но с участью извечного изгоя,
Далеким очертанием теней
В его поэмах странствуют герои:
Гомер, Орфей, Овидий, Одиссей.

Октябрь 2019 год.

___Эту известную фразу: "оказаться между Сциллой и Харибдой",
(типа, русского аналога - "между молотом и наковальней"),
Одиссей пустил в мир на пути к родным пенатам, в "город-герой" Трою.
В древнегреческой мифологии (уточняю на всякий случай)
Сцилла и Харибда - два морских чудовища, оказаться между которыми,
зчт попасть в передрягу, потерпеть кораблекрушение.
Фраза символизирует возникновение сложной ситуации с двух сторон.
Часто встречается оборот речи:

«ВЕРНУТЬСЯ В РОДНЫЕ ПЕНАТЫ»

ПЕНАТЫ это  маленькие, домашние божки.
 -  ПенАты — в древнеримской мифологии боги-хранители
и покровители домашнего очага
 (dii familiares), Penates и ПОКРОВИТЕЛИ —  всего римского народа.

Так что (не возможно вернуться «В НИХ» в пенаты,
 можно вернуться - только «К НИМ» - к родным пенатам.
.

И СНОВА тема ПОЭТ и МИР:

Открыв Шекспира, мир века судачит,
Вокруг вопроса: «Быть или не быть?!»
Но если звёзды падают, то значит
Их должен кто-то где-нибудь ловить!

Поэт величьем замысла охвачен,
Хотя любовь к поэзии — не труд.
Но только под великие задачи,
Великие художники растут.

В исходный час, покоя плоти тленной,
Душа легко покинет естество
И обретёт в божественной Вселенной
Свой дар, свое духовное родство…

Поэт глядит,  а из небесной гари
Сквозь копоть  лунный светится погост,
И обнимает звёздный планетарий,
Властителем упавших с неба звёзд.
.

Знаешь, Валер, когда я читал "КРУТОЙ МАРШРУТ", как люди
мучились на каторге и спасались стихами... чувствовал это
 из-нут-ри.
 Меня тож поэза то загоняет на тот свет, то вытаскивает:)
Такова  амплитуда и ни как не меньше ...

Всем твоим близким поклон.
Берегите друг друга!
-  устал, пойду нырну, поплаваю:)
Жму краба, с добром,  Санто.


Рецензии
Привет ,Санто! Буржуйку установили-значит будем жить! Я сброшу фото, где она стоит,с пояснениями.Обнимаю!

Овчинников Валерий   01.11.2022 18:20     Заявить о нарушении