Битва при Иссе. Космическая мистерия Альтдофера
историческое действо поистине космического масштаба. На относительно
узкой прибрежной полосе, зажатой с севера Аманскими горами, сошлись
две величайшие на тот момент армии: персидская, под предводительством
Дария, и македонская во главе с Александром Великим. Македонцы
насчитывали 35 тысяч воинов, персы – до 120 тысяч. При этом на их стороне
выступили 12 тысяч греческих наёмников-гоплитов, оказавших македонцам
самое серьёзное сопротивление.
Место действия: юго-восточная область Малой Азии. Город Исс, как изобразил
его Альбрехт Альтдофер, отчётливо вырисовывается на фоне Средиземного
моря. Башни и кровли соответствуют средневековой европейской архитектуре.
Художники по тем временам были напрочь лишены исторического мышления,
и любой сюжет, будь то античный или библейский, давали в современном им
антураже, нисколько не смущая зрителей и заказчиков.
Возле городских стен – походные персидские шатры. Разбив неприятеля,
македонцы с азартом занялись разграблением их имущества. Впервые они
захватили такое количество золота, серебра, утвари и женщин. Надо полагать,
желание двигаться на восток только окрепло и увеличилось.
Корабли на море тоже не случайны и могут показывать превосходство
мощного персидского флота, доставившего Александру много неприятностей.
Александр вторгся в Малую Азию через пролив Геллеспонт в 334 году до н. э.
и разбил войска персидских сатрапов. Год ушёл на покорение полуострова.
Дарий тоже не терял времени и собирал войско. Столкновение цивилизаций
было неизбежно. В географическом и даже астрономическом аспектах
Альтдофер весьма достоверен: армия Македонского, которую можно узнать по
бело-голубым доспехам, движется именно с запада на восток – справа налево
на картине, при заданном направлении главного луча зрения с севера на юг.
Александру противостоят персы в красных кафтанах и тюрбанах, очень
смахивающие на турок, как они выглядели в 16-м столетии.
Доспехи и вооружение – отдельная песня. Художник пишет рыцарей своей
эпохи, с длинными копьями и пышными плюмажами на шлемах. Забавная
деталь: персы выдвинули в первый ряд полевую артиллерию – пушки
на лафетах. Массивные деревянные колёса схвачены железными ободьями.
В четвёртом-то веке до нашей эры, когда артиллерия существовала разве что
в виде катапульт!
Дарий восседает на боевой золочёной колеснице, запряжённой тройкой белых
лошадей под пурпурными попонами. Он вооружён луком и стрелами, а над
головой царя – балдахинчик, призванный защищать от палящего солнца и
одновременно свидетельствующий высшую власть. Колесница помечена
медальоном с надписью на латыни: DARIVS, чтобы ни у кого не возникло
сомнений в атрибуции. Чудовищные серповидные ножи по бокам колесницы
и впереди упряжки призваны косить врагов. Эти устройства прямо отсылают
зрителя к военно-техническим фантазиям Леонардо, старшего современника
Альбрехта. Но всё это напрасно: возница, закованный в латы, уже повержен,
его пронзила стрела. Куда несёшься ты, птица-тройка? Во главе отряда гетайров
Дария лично преследует Македонский с копьём наперевес.
В воздухе свободно парит табличка с надписью на латыни: Александр Великий
победил последнего Дария, после того как были убиты 100 000 пеших
персидских воинов и более 10 000 всадников и взяты в плен мать, супруга
и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников.
Помимо прочего, Альтдофер оказался провидцем: декоративная цепь,
свешивающаяся от таблички, зрительно опускается на узкий перешеек между
африканским континентом и Азией, разделяющий Средиземное и Красное
моря – в точности на то место, где впоследствии пророют Суэцкий канал.
“Здесь! – намекает художник, – обратите внимание!”
Эта цепь соответствует осевой линии картины. Если мысленно продолжить её
вниз, она укажет на крошечную фигурку Македонского.
Небо и пейзаж – самое удивительное в произведении. Если передний план
мы видим как бы с холма, небольшого возвышения, средний план (побережье,
гора и город) обозреваются с высоты птичьего полёта. Наконец, дальний
план – африканский континент, Красное море, уходящее за горизонт,
Нил с его дельтой, состоящей из семи рукавов, финикийское побережье на западе
(справа), Палестина на востоке (слева), восточная часть Средиземного моря
и остров Кипр – это уже вид из ближнего космоса.
Линия горизонта не прямая, как на всех картинах Возрождения, а округлая.
Альтдофер пишет шарообразное тело планеты в космическом пространстве,
чему решительно нет аналогов ни в европейском, ни каком угодно прочем
искусстве.
Немного теории: средневековое искусство тяготело к плоскости и вообще не
знало линии горизонта, как и глубины пространства. Художники прекрасно
обходились условными фонами, чаще всего вызолоченными. Леон Баттиста
Альберти в начале 15-го столетия открыл линейную перспективу и произвёл
в художественном мире переворот. Паоло Учелло, например, даже слегка
помешался на “этой божественно перспективе”, и даже обломки копий в своих
баталиях укладывал строго в соответствии с условной перспективной сеткой.
Альберти дал убедительное теоретическое обоснование оптического
сокращения предметов по мере их удаления. Он также ввёл базовые понятия
линии горизонта и точки схода, позволившие художникам создавать
иллюзорные, очень достоверные архитектурные построения. Математическая
линия горизонта при этом всегда оставалась прямой. Это устраивало
Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Дюрера, абсолютно всех. И вот спустя
сто тридцать лет явился немец Альтдофер и показал линию горизонта
как сегмент круга!
Как он дошёл до мысли такой? Моё предположение: он взял в руки глобус
и приблизил к нему глаз, прищурив другой – так, чтобы основной луч зрения
скользил над Малоазийский полуостровом с севера на юг, по направлению к
Африке. Луч соответствует 33 градусу восточной долготы. Я только что
проделал это. Действительно, так в общих чертах читается география “Битвы”
и просматривается округлость горизонта.
Остальное, как говорится, дело техники и безудержной фантазии живописца.
Хронология: первый глобус Нового времени (а были ещё античные модели)
изготовил географ и навигатор Мартин Бехайм для городского совета
Нюрнберга в 1494 году. Мастер взял за основу карты Птолемея. Глобус
Ленокса с довольно точным изображением Америк появился в 1507-м.
Работа над “Битвой” длилась с 1528-го по 29-й год. Альтдофер, как придворный
при императоре Вильгельме IV, вращался в высших социальных кругах и
безусловно имел доступ к научным открытиям.
Помимо Земли, на картине присутствуют ещё два небесные тела: солнце
и луна в виде растущего месяца. Солнце на юго-западе; это закат. Положение
светила соответствует зимним месяцам. Битва при Иссе состоялась в ноябре
333 года до н. э.
Скорее всего, солнце и луна символизируют Александра и, соответственно,
Дария. Резкие солнечные лучи прямо соотносятся с победоносным копьём
Македонского. Таким образом, земная баталия проецируется на небеса
и повторяется уже в масштабе космическом. Месяц – символ ислама,
которого тогда и в помине не было; но это не имеет для мастера никакого
значения. Персия равно Восток равно ислам. Македонского традиционно
сравнивали с солнцем, обозначая его божественную природу.
Почему же исламский месяц высоко, а солнце вот-вот закатится? Не указал
ли Альтдофер на то, что блестящий век Александра будет короток,
а его искусственная империя рассыплется навсегда сразу же по смерти
Великого?
24. 07. 2022
Свидетельство о публикации №122102903051
сокращения предметов по мере их удаления. Он также ввёл базовые понятия
линии горизонта и точки схода, позволившие художникам создавать
иллюзорные, очень достоверные архитектурные построения. Математическая
линия горизонта при этом всегда оставалась прямой. Это устраивало
Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Дюрера, абсолютно всех. И вот спустя
сто тридцать лет явился немец Альтдофер и показал линию горизонта
как сегмент круга!"
Любопытно! Профессиональное мнение, по моему мнению.
__________________________________________________________________________
В интернете едины во мнении: вид с птичьего полёта!
__________________________________________________________________________
1. "Альбрехт Альтдорфер создал впечатляющую картину “Битва при Иссе” (1529), которая изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III. Картина известна своим уникальным видом с высоты птичьего полёта, что позволяет зрителю увидеть масштаб и драматизм битвы".
2. "Альтдорфер написал баталию словно с высоты птичьего полёта. В центре можно увидеть колесницу Дария, которую преследует Македонский.
Всё действие происходит на фоне восходящей луны и заходящего солнца, горы с замком и восточной части Средиземноморского побережья.
Картину высоко ценил Наполеон Бонапарт — она висела в ванной дворце Сен-Клу до 1814 года".
Михаил Палецкий 31.08.2024 00:01 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 03.09.2024 23:15 Заявить о нарушении