Битва при Иссе. Космическая мистерия Альтдофера

На деревянной панели размером 158 на 120 см разворачивается грандиозное
историческое действо поистине космического масштаба. На относительно
узкой прибрежной полосе, зажатой с севера Аманскими горами, сошлись
две величайшие на тот момент армии: персидская, под предводительством
Дария, и македонская во главе с Александром Великим. Македонцы
насчитывали 35 тысяч воинов, персы – до 120 тысяч. При этом на их стороне
выступили 12 тысяч греческих наёмников-гоплитов, оказавших македонцам
самое серьёзное сопротивление.

Место действия: юго-восточная область Малой Азии. Город Исс, как изобразил
его Альбрехт Альтдофер, отчётливо вырисовывается на фоне Средиземного
моря. Башни и кровли соответствуют средневековой европейской архитектуре.
Художники по тем временам были напрочь лишены исторического мышления,
и любой сюжет, будь то античный или библейский, давали в современном им
антураже, нисколько не смущая зрителей и заказчиков.

Возле городских стен – походные персидские шатры. Разбив неприятеля,
македонцы с азартом занялись разграблением их имущества. Впервые они
захватили такое количество золота, серебра, утвари и женщин. Надо полагать,
желание двигаться на восток только окрепло и увеличилось.

Корабли на море тоже не случайны и могут показывать превосходство
мощного персидского флота, доставившего Александру много неприятностей.

Александр вторгся в Малую Азию через пролив Геллеспонт в 334 году до н. э.
и разбил войска персидских сатрапов. Год ушёл на покорение полуострова.
Дарий тоже не терял времени и собирал войско. Столкновение цивилизаций
было неизбежно. В географическом и даже астрономическом аспектах
Альтдофер весьма достоверен: армия Македонского, которую можно узнать по
бело-голубым доспехам, движется именно с запада на восток – справа налево
на картине, при заданном направлении главного луча зрения с севера на юг. 
Александру противостоят персы в красных кафтанах и тюрбанах, очень
смахивающие на турок, как они выглядели в 16-м столетии.

Доспехи и вооружение – отдельная песня. Художник пишет рыцарей своей
эпохи, с длинными копьями и пышными плюмажами на шлемах. Забавная
деталь: персы выдвинули в первый ряд полевую артиллерию – пушки
на лафетах. Массивные деревянные колёса схвачены железными ободьями.
В четвёртом-то веке до нашей эры, когда артиллерия существовала разве что
в виде катапульт!

Дарий восседает на боевой золочёной колеснице, запряжённой тройкой белых
лошадей под пурпурными попонами. Он вооружён луком и стрелами, а над
головой царя – балдахинчик, призванный защищать от палящего солнца и
одновременно свидетельствующий высшую власть. Колесница помечена
медальоном с надписью на латыни: DARIVS, чтобы ни у кого не возникло
сомнений в атрибуции. Чудовищные серповидные ножи по бокам колесницы
и впереди упряжки призваны косить врагов. Эти устройства прямо отсылают
зрителя к военно-техническим фантазиям Леонардо, старшего современника
Альбрехта. Но всё это напрасно: возница, закованный в латы, уже повержен,
его пронзила стрела. Куда несёшься ты, птица-тройка? Во главе отряда гетайров
Дария лично преследует Македонский с копьём наперевес.

В воздухе свободно парит табличка с надписью на латыни: Александр Великий
победил последнего Дария, после того как были убиты 100 000 пеших
персидских воинов и более 10 000 всадников и взяты в плен мать, супруга
и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников.

Помимо прочего, Альтдофер оказался провидцем: декоративная цепь,
свешивающаяся от таблички, зрительно опускается на узкий перешеек между
африканским континентом и Азией, разделяющий Средиземное и Красное
моря – в точности на то место, где впоследствии пророют Суэцкий канал.
“Здесь! – намекает художник, – обратите внимание!”

Эта цепь соответствует осевой линии картины. Если мысленно продолжить её
вниз, она укажет на крошечную фигурку Македонского.

Небо и пейзаж – самое удивительное в произведении. Если передний план
мы видим как бы с холма, небольшого возвышения, средний план (побережье,
гора и город) обозреваются с высоты птичьего полёта. Наконец, дальний
план – африканский континент, Красное море, уходящее за горизонт,
Нил с его дельтой, состоящей из семи рукавов, финикийское побережье на западе
(справа), Палестина на востоке (слева), восточная часть Средиземного моря
и остров Кипр – это уже вид из ближнего космоса.

Линия горизонта не прямая, как на всех картинах Возрождения, а округлая.
Альтдофер пишет шарообразное тело планеты в космическом пространстве,
чему решительно нет аналогов ни в европейском, ни каком угодно прочем
искусстве.

Немного теории: средневековое искусство тяготело к плоскости и вообще не
знало линии горизонта, как и глубины пространства. Художники прекрасно
обходились условными фонами, чаще всего вызолоченными. Леон Баттиста
Альберти в начале 15-го столетия открыл линейную перспективу и произвёл
в художественном мире переворот. Паоло Учелло, например, даже слегка
помешался на “этой божественно перспективе”, и даже обломки копий в своих
баталиях укладывал строго в соответствии с условной перспективной сеткой.

Альберти дал убедительное теоретическое обоснование оптического
сокращения предметов по мере их удаления. Он также ввёл базовые понятия
линии горизонта и точки схода, позволившие художникам создавать
иллюзорные, очень достоверные архитектурные построения. Математическая
линия горизонта при этом всегда оставалась прямой. Это устраивало
Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Дюрера, абсолютно всех. И вот спустя
сто тридцать лет явился немец Альтдофер и показал линию горизонта
как сегмент круга!

Как он дошёл до мысли такой? Моё предположение: он взял в руки глобус
и приблизил к нему глаз, прищурив другой – так, чтобы основной луч зрения
скользил над Малоазийский полуостровом с севера на юг, по направлению к
Африке. Луч соответствует 33 градусу восточной долготы. Я только что
проделал это. Действительно, так в общих чертах читается география “Битвы”
и просматривается округлость горизонта.
Остальное, как говорится, дело техники и безудержной фантазии живописца.

Хронология: первый глобус Нового времени (а были ещё античные модели)
изготовил географ и навигатор Мартин Бехайм для городского совета
Нюрнберга в 1494 году. Мастер взял за основу карты Птолемея. Глобус
Ленокса с довольно точным изображением Америк появился в 1507-м.
Работа над “Битвой” длилась с 1528-го по 29-й год. Альтдофер, как придворный
при императоре Вильгельме IV, вращался в высших социальных кругах и
безусловно имел доступ к научным открытиям.

Помимо Земли, на картине присутствуют ещё два небесные тела: солнце
и луна в виде растущего месяца. Солнце на юго-западе; это закат. Положение
светила соответствует зимним месяцам. Битва при Иссе состоялась в ноябре
333 года до н. э.

Скорее всего, солнце и луна символизируют Александра и, соответственно,
Дария. Резкие солнечные лучи прямо соотносятся с победоносным копьём
Македонского. Таким образом, земная баталия проецируется на небеса
и повторяется уже в масштабе космическом. Месяц – символ ислама,
которого тогда и в помине не было; но это не имеет для мастера никакого
значения. Персия равно Восток равно ислам. Македонского традиционно
сравнивали с солнцем, обозначая его божественную природу.
Почему же исламский месяц высоко, а солнце вот-вот закатится? Не указал
ли Альтдофер на то, что блестящий век Александра будет короток,
а его искусственная империя рассыплется навсегда сразу же по смерти
Великого?

24. 07. 2022


Рецензии
"Альберти дал убедительное теоретическое обоснование оптического
сокращения предметов по мере их удаления. Он также ввёл базовые понятия
линии горизонта и точки схода, позволившие художникам создавать
иллюзорные, очень достоверные архитектурные построения. Математическая
линия горизонта при этом всегда оставалась прямой. Это устраивало
Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Дюрера, абсолютно всех. И вот спустя
сто тридцать лет явился немец Альтдофер и показал линию горизонта
как сегмент круга!"

Любопытно! Профессиональное мнение, по моему мнению.

__________________________________________________________________________

В интернете едины во мнении: вид с птичьего полёта!
__________________________________________________________________________

1. "Альбрехт Альтдорфер создал впечатляющую картину “Битва при Иссе” (1529), которая изображает сражение между Александром Македонским и персидским царём Дарием III. Картина известна своим уникальным видом с высоты птичьего полёта, что позволяет зрителю увидеть масштаб и драматизм битвы".

2. "Альтдорфер написал баталию словно с высоты птичьего полёта. В центре можно увидеть колесницу Дария, которую преследует Македонский.

Всё действие происходит на фоне восходящей луны и заходящего солнца, горы с замком и восточной части Средиземноморского побережья.

Картину высоко ценил Наполеон Бонапарт — она висела в ванной дворце Сен-Клу до 1814 года".

Михаил Палецкий   31.08.2024 00:01     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил, за отклик и собственное исследование!

Дмитрий Постниковъ   03.09.2024 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →