Поэма -Deus conservat omnia-

Произведение написано в стилистике и в продолжение тематики "Поэмы без Героя" Анны Ахматовой. Повествование ведется также от лица главной героини. "Deus conservat omnia" (Бог сохраняет всё) - девиз на гербе рода графов Шереметевых.
Первая часть посвящена истории Фонтанного Дома, его известным личностям, героям маскарада в "Поэме", т.е. непосредственно друзьям и знакомым Анны Андреевны.
Вторая часть посвящена близкой подруге Ахматовой, актрисе, танцовщице и музе всех видных фигур Серебряного века -  Ольге Глебовой-Судейкиной. Поскольку в "Поэме" Ахматова дает описание событий ушедшего времени, автор взял на себя смелость написать о том, что случилось с Ольгой уже после ее эмиграции в Париж.
Третья часть - "венок мертвым", т.е. посвящения наиболее важным людям для самой Ахматовой и поистине важным поэтам русской литературы: Александру Блоку (умер от голода и болезней), Николаю Гумилеву (расстрелян), Осипу Мандельштаму (погиб в лагере), Марине Цветаевой (повешена), а также Николаю Пунину (погиб в лагере). Судьбы всех этих людей трагически оборвались во время революции и репрессий. Август был самым роковым для Ахматовой месяцем, потому как именно в августе произошли наиболее трагические события в ее жизни и жизни ее близких. Праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по старому стилю отмечался 29 августа.

В описаниях приведены точные строки из разных стихотворений трех вышеперечисленных поэтов:
"И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…"
(Александр Блок)

"Я не трушу, я спокоен,
Я - поэт, моряк и воин,
Не поддамся палачу.
Пусть клеймит клеймом позорным -
Знаю, сгустком крови черным
За свободу я плачу"
(Николай Гумилев)

"Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, -
Там помянут кремлевского горца"
(Осип Мандельштам)

Кассандра - прозвище, данное Ахматовой Мандельштамом за ее поистине необычные способности (видеть чужие сны, предвещать события, беды итд). В данной поэме много биографических отсылок к жизни самой Анны Ахматовой и истории России того времени. 

__________________________________________


Полвека уж кануло в Лету
Со смерти большого поэта,
Что жил в этом доме тогда.
Но смерти ведь нет, как известно,
И творческий дух безтелесный
Слетает сюда иногда.

I.

Графский дом посещали эстеты -
Представители высшего света,
Средь гостей был и сам Государь.
Крепостная графиня здесь пела,
В зале кровь фаворита алела
И зловеще коптился фонарь.

Будто все, кто входил в эти стены,
Отмечались самой Мельпоменой -
Слишком много талантов и бед.
Столь история дома богата,
Что его пощадила блокада, -
В пугачевщине жалости нет.

И в тридцатые роковые
Позавидуют мёртвым живые,
По ночам ожидая судьбу.
Все ушли и никто не вернулся -
Кто на нарах тюремных очнулся,
Кто-то в лагере, кто-то в гробу.

Что же тянет так к этому дому
По дорогам, наощупь знакомым,
И к фонтанному чёрному льду?
К той садовой скамье, на которой
Жадно ждали, как вОроны крови,
Подойдёт ли кто снова к окну?

Печь не выдаст сожжённой тетради,
Но кто скажет об этом всем аде,
Кто же сможет нам вправду помочь?
Половица ли скрипнет иль дверца,
Это пепел стучит в моё сердце,
Это снова бессонная ночь.

Всё в одной кавалькаде смешалось,
В стороне остаётся лишь старость -
Её встретят немногие в срок.
Слишком много придёт испытаний,
Будет много предательств, прощаний,
Чтобы помнили горький урок.

И за то, что забыли мы Бога,
Спросит Он и при жизни нас строго,
За бедой посылая беду.
Бог поистине всё сохраняет:
И "Осанна" кричавших Он знает,
И других, прибивавших к кресту.

II.

Златокудрая танцовщица,
Всех собраний поэтов царица -
Отчего же померкнул твой свет?
Вместо щебета птиц вой сирены,
Твои куклы подёрнуты тленом, -
Ты парижский встречаешь рассвет.

Больше нет воздыхателей рядом,
Тех, что дам покоряли обманом,
Посвящая влюблённо стихи.
Ты покинута ими, забыта,
И дорога в Россию закрыта,
Где остались друзья и грехи.

Весть о смерти твоей донесётся;
Но тебе не узнать как живётся,
Тем, кто выбрал алеющий стяг.
Не узнать, кто был поднят на вилах,
Кто лежит в безымянных могилах,
И что значит тюремный барак.

Тебя минула участь эта,
Но ты платишь другою монетой -
Крест по силам даётся всегда.
Но в последний твой час все воскреснут,
Всё о них тебе станет известно,
И твоя завершится судьба.

Помнят стены «Бродячей собаки»
Вихрь танца Психеи крылатой,
Буйство красок, эмоций и чувств.
Как пленяла фигурой Венеры,
Как стрелялись потом офицеры,
На тебя хоть однажды взглянув.

Слишком чувственна ты и жестока,
Красота твоя стала пороком,
И любовь для тебя лишь игра.
Неужели не вспомнишь корнета,
Что напрасно в письме ждал ответа,
Пулю в сердце пустивший вчера?..

Что бы стало в России с тобою,
Отсиявшей когда-то звездою,
Уцелела бы? Вниз сорвалась?
В этот час о тебе вспоминая,
Я прощаю тебя, отпускаю, -
Оставайся звездою для нас.


III.

Август. Казнь Иоанна Предтечи
За пророчески-страшные речи
И забавы лишь ради одной.
Нам не знать ли, что слово тирана -
Порождение Левиафана,
И заплатим мы полной ценой?..

Если верно, что кровь не водица,
Нам придётся с потопом смириться
И пройти очищенье огнём.
В это дикое лихолетье,
Где беснуются люди, как черти,
Свою лодку причалил Харон.

На каком мы кругу? Сам Вергилий
Не ответит, не зная фамилий -
Так их много уходит от нас.
У одной верёвка на шее,
А другой в воркутинской траншее
Вот он - русский тюремный Парнас.

Срок поэта всегда быстротечен.
Когда больше дышать ему нечем,
Он уходит за те рубежи,
У которых пророчеств потоки
Превращались в изящные строки
Про невиданные мятежи.

Что сказать мне о конквистадоре,
Для которого рабство позорней,
Чем железный кулак палача?
На стене он напишет, что воин,
Что не трусит и что он спокоен.
Это рыцарь пера и меча.

А в далёком Владивостоке
И в безвестной могиле глубокой
Навсегда успокоился тот,
Кто не чуял страны под собою,
Но посмертная слава героя
Восходила с ним на эшафот.

Мне начертано было иное -
Как Кассандре знать горе чужое,
Беспрестанно молиться и ждать.
И оплакивать всех погребённых,
И стоять у столбов всех позорных,
И за всё научаться прощать.


Рецензии