1812 В Орше ч331

Ч331
В Орше

Дух вечных крайностей картёжной гонки,
Вселился в души , погибавшие внутри,
От привилегий , собирать печальные обломки,
Основ , ведущих армию «величием войны».

Разбойной правдой ,наполняя суть тирана,
Не внявшего величию божественных щедрот ,
Сплотивших узы европейского романа,
В единый бренности величия исход.

Пославший душу , утолить страстей приволье,
На лоне Франции , ввергая в дух огня,
Российское безбрежное раздолье,
Творя Европе счастье дня.

Того кто сам не ведая Божественных Советов,
Решил пройтись «святым» путём войны ,
Не получив в любви торжественных ответов ,
А выместив семье исток величия вины .

За отрицание возможности сродниться,
С политикой естественных основ,
Желавших , пользуясь традицией внедрится,
В Божественной Любви Сияющий Альков.

Не допускавшей чуждых мыслей и природы,
Противоречий смыслов и влияния войны,
На силу Вечной Веры и Свободы,
Создавшей истины Сияния Величия Страны.

Дух Православной Веры утверждавшей,
На протяжении Величия и Радости Веков,
Сторицею народам Дух Любви Воздавшей,
Возвысив Дух Скрижалей и Христа Основ.

В семье народов , понимаемых едино,
Собрав в Едином Сердце Дух Величия Земли,
Жить Счастьем Веры Дружно и Красиво,
Мир обнимая Светом Утренней Зари.

Встающей вместе с Солнцем на рассвете,
Согреть теплом Божественных Небес,
Семью , прошедшую историю столетий,
Для возвращения Божественных Чудес.

Из райских кущ , творящихся так ладно,
Как хлеб родиться долей золотой,
Питая мир торжественно и складно,
Великорусской Вечной Радостью Святой.

Творящей Благость и Благополучие в народе,
Здоровье Рода , Силу Слова и Божественный Уют,
Благотворя Великой Верою в Божественной Свободе,
Простор границ , творящих нам Божественный Приют.
 
             Не останавливаясь спешил Наполеон к Днепру , и 7-го ноября ночевал в Дубровне , в доме Княгини Любомирской. Французские Маршалы покупали там экипажи , в которых , лишившись под Красным своих обозов , имели они недостаток , простиравшийся до такой степени , что иные из них приехали в Дубровну на одноконной крестьянской подводе . По причине оттепели , Наполеон кинул в Дубровне свои сани , как редкость сохраняющиеся у одного тамошнего жителя . 8-го Ноября отправился Наполеон с армиею в Оршу , но в каком положении , о том приведём слова очевидца. Генерал-Интенданта неприятельской армии , Дюмаса. Он пишет: «Главная квартира Наполеона , гвардия , корпуса Даву и Вице-Короля шли перемешавшись , в величайшем беспорядке . Марш или сказать лучше бегство к Орше , были самою плачевною картиною , какая может поразить взоры и сердце Французского солдата . Грустно было смотреть на Императора , когда он верхом , окружённый своим штабом , с трудом пробирался сквозь толпы солдат , большею частью безоружных , не сохранявших ни малейшего порядка». На половине перехода Наполеон остановил гвардию , велел ей построить каре , и вступя в середину его, сказал : «Вы видите расстройство армии . По несчастному стечению обстоятельств , большая часть солдат бросили ружья. Если вы последуете их гибельному примеру , то вся надежда потеряна . Вам вверено спасение армии : вы оправдаете выгодное моё о вас мнение . Необходимо , не только офицерам наблюдать за порядком службы , но и солдатам строго смотреть друг за другом и самим наказывать тех , кто удаляется из полков». Очевидцы говорят , что Наполеон произнёс речь слабым , дрожащим голосом , и вопреки своего обыкновения не указывал на будущее , не делал как прежде , пышных обещаний , ни сулил ни мира , ни побед. Обратясь потом к гвардейским музыкантам , он велел им играть марш называвшийся : «le chaut du depart”.(Походная песня прим. Авт.)

Увидев в деле , что творит отвага горна,
Поющего на Родине величия зарю,
Когда победа к русским благосклонна,
Творя устои счастья русскому царю.

Сменившие за месяцы похода,
Настрой и веру , вверенных  солдат,
Создав на поле боя дух исхода,
Внесённый в битву бременем услад.

Жить верой в времена и числа,
Преподнесённые Божественной Судьбой,
Творить примеры дисциплиной смысла,
Свободой веры в счастье родовой.

Утраченной на битвах и походах,
Войдя в страну морозных вьюг,
Не согласившись в вере и подходах,
Создать единый счастья жизни круг.

Оберегавший дух Европы временами,
Событий , сотворивших Вечности Обет,
Быть вечной правдой между племенами,
Творя Божественной Любовь и Свет.

Дух уважения и радости лелея,
Ради покоя и Божественной Любви,
Достигнув точки неземного апогея,
Беречь в веках Божественность Земли.

             8-го Ноября прошёл Наполеон в Оршу и переправился на правый берег Днепра по находившемуся там , уцелевшему и неиспорченному мосту . Здесь одна из главных причин его спасения из России , ибо скорою переправою выиграл он несколько переходов над нашею главною армиею. Первою заботою его в Орше было избрать и обеспечить путь своего отступления . Сперва думал он идти вправо , соединиться с Виктором и Удино , и опрокинув Графа Витгенштейна , обратиться через Лепель на Вильну , но он отложил сие намерение , узнав о неудачном покушении Виктора и Удино сбить наших при Смольне и с крепкой позиции , занимаемой Графом Витгенштейном на Уле. Его озабочивало также опасение вести армию в позднее осеннее время просёлками и неизвестным ему краем . Как во всё продолжение похода , так и теперь , не отваживался он , за неимением топографических карт , удаляться от почтовых дорог , и решился идти на Минск через Борисов , о взятии которого Русскими ещё не мог иметь донесений , потому что Граф Ламберт  овладел Борисовом в день прибытия Наполеона в Оршу .
        Разослав повеления о следовании к Березине , Наполеон занялся новым расписанием армии и приведением войск в возможный по обстоятельствам порядок . Безоружные толпы пехотинцев безпрестанно увеличивались , и на каждом переходе рассыпались по сторонам дороги , для отыскания пищи , попадались в руки Донцов , или , скрываясь от них , погибали в глуши лесов . Другие , от изнурения не быв в состоянии идти далее , просто располагались на дорогах в ожидании великодушия Русских. Иные прятались в избах , заползали под печи , забивались в трубы , откуда истомлённые голодом , или при затапливании печей , падали , как гадины. Конницы почти вовсе не было . Мюрат , начальник 4-х резервных кавалерийских корпусов  , заключавших в себя в Июне месяце 224 эскадрона , находился при главной квартире без команды , волонтёром , тайно выжидая случая возвратиться в Неаполь . Из малого числа кавалерийских генералов и офицеров , сохранивших лошадей , Наполеон составил для своего охранения эскадрон . Обер-офицеры заняли в нём места рядовых , майоры и полковники служили унтер-офицерами. Наполеон , не пощадивший в России никакой святыни , возымел дерзновение назвать этот эскадрон Священным . Высокопарное название не придало силы , ни людям , ни лошадям . Через несколько дней Священный эскадрон побрёл пешком . Из 605 орудий , бывших с Наполеоном при выступлении из Москвы , и тех , которые находились при корпусе Жюно в разных отрядах , примкнувших к армии от Вязьмы до Орши , оставалось уже немного , да и то при одной гвардии ; вся прочая артиллерия была взята Русскими , или кинута на марше. В Орше нашёл Наполеон 36-ть , привезённых из Вильны орудий , и отдал их армейским корпусам . Упряжь гвардейской артиллерии , часть коей была потеряна под Красным , дополнена из собственной конюшни Наполеона . Двум пришедшим в Оршу из Вильны понтонным ротам велел Наполеон истребить понтоны , и лошадей из под них отдать в артиллерию . Всем полковым командирам велено было собрать солдат , и громко прочитать отданный Наполеоном приказ , начинавшийся так : «Многие из вас покинули знамёна и идут в разброд  , нарушая тем свои обязанности и честь , и подвергая армию опасности . По произволу расходятся в разные стороны , попадаются они неприятелю. Такой беспорядок должен кончиться.» Приказом назначались сборные места в окрестностях Орши , куда должны были сходиться к своим корпусам люди, от Вязьмы до Орши большею частью все между собой перемешавшиеся . Спешенные всадники , артиллеристы и пехотинцы , без различия команд, к которым принадлежали , толпились вместе до такой степени , что распоряжения Наполеона не имели ни какого действия . Голодные солдаты не внимали повелениям начальников . Множество тяжестей , обременявших армию , велено уничтожить , равномерно истребить или потопить в Днепре , так называвшиеся , трофеи , везённые из Москвы .

Александр Иванович Михайловский-Данилевский (26 августа [8 сентября] 1789 — 9 [21] сентября 1848) — генерал-лейтенант, сенатор, русский военный писатель, историк, автор первой официальной истории Отечественной войны 1812 года, написанной в 4 томах по заданию Николая I.

Теперь творящей умиротворение умов,
Постигших глубину и щедрость начинаний,
Как извращение Божественной Любви основ,
Творя растление души и радости призваний.

В пороках тяжких рода и грехах,
В истоках силы , отдающихся свободе,
Творя невиданный до этого размах,
Войны , позвавшей Гнев Любви в народе.

Живущем Радостью Божественной в краю,
Живущем с роду верой и молитвой,
Мир счастья , создавая всем в раю,
Тьму растворяя , света вечной битвой.
 


Рецензии