Эссе Библия. Раав

РААВ.

РААВ смотрит из окна своего дома. Первые лучи рассвета озаряют равнину близ Иерихона. Там, перед городом, расположилась лагерем вражеская армия Израиля. Когда израильтяне в очередной раз начинают обходить Иерихон, в воздух поднимаются клубы пыли и окрестности снова оглашаются звуками рога.

Раав давно живёт в этом городе, ей хорошо знакомы его улицы, дома, многолюдные рынки и торговые лавки. Но ещё лучше она знает его жителей. Она видит, как с каждым днём нарастает их страх, по мере того как израильтяне совершают свой странный ритуал, раз в день обходя вокруг города. Когда звуки рога эхом раздаются на городских улицах и площадях, Раав не чувствует того страха и безысходности, которые охватывают других жителей Иерихона.

На рассвете седьмого дня Раав видит, как израильские воины начинают обходить город. Позади вооружённого отряда идут священники, которые трубят в рога и несут священный ковчег, символизирующий присутствие их Бога. Мы можем представить, как рука Раав покоится на алой верёвке, вывешенной из её окна, которое находится на внешней стороне мощной городской стены. Эта верёвка напоминает Раав, что у неё и её семьи есть надежда спастись во время неминуемого уничтожения города. Была ли Раав предательницей? Только не в глазах Бога! Он ценил эту женщину за её выдающуюся веру. Давайте вернёмся к началу истории Раав и посмотрим, чему мы можем у неё научиться.

ПРОСТИТУТКА РААВ.

Раав была проституткой. Этот «неудобный» факт приводил некоторых богословов прошлого в такое замешательство, что они утверждали, будто она была просто хозяйкой постоялого двора. Однако Библия не замалчивает эту щекотливую подробность и называет вещи своими именами (Иисус Навин 2:1; Евреям 11:31; Иакова 2:25).

В ханаанском обществе профессия Раав была, скорее всего, довольно уважаемой. Но культура и обычаи не всегда могут заглушить голос совести — внутреннее чувство того, что правильно и что неправильно, данное всем нам Богом (Римлянам 2:14, 15). Раав, вероятно, стыдилась своего образа жизни. Подобно многим людям, которые сегодня оказываются на такой стезе, она, возможно, думала, что у неё нет другого выбора, ведь ей нужно заботиться о своей семье.

Раав, несомненно, мечтала о лучшей жизни. Её родная земля погрязла в жестокости и разврате, включая кровосмешение и скотоложство (Левит 18:3, 6, 21—24). Широкое распространение подобных мерзостей зачастую имело религиозный подтекст. В храмах процветала ритуальная проституция; поклонение таким демоническим богам, как Ваал и Молох, включало в себя принесение в жертву детей, которых заживо сжигали на жертвенном огне.

Бог не закрывал глаза на то, что происходило в Ханаане. Видя все отвратительные пороки хананеев, Бог вынес приговор: «Эта земля стала нечистой, и я накажу её за грех, и земля извергнет своих жителей» (Левит 18:25). Как Бог собирался наказать хананеев? Он сказал народу Израиль: «Твой Бог будет прогонять от тебя эти народы постепенно» (Второзаконие 7:22). За несколько веков до этого Бог обещал эту землю потомкам Авраама, а Бог не может лгать (Бытие 12:7; Титу 1:2).

Однако о некоторых народах той земли Бог конкретно сказал, что они должны быть полностью истреблены (Второзаконие 7:1, 2). Будучи справедливым «Судьёй всей земли», он видел сердца тех людей и хорошо знал, насколько глубоко укоренились в них нечестие и порок (Бытие 18:25; 1 Летопись 28:9). Что чувствовала Раав, живя в городе, приговорённом к уничтожению? Можно только догадываться, что творилось в её сердце, когда она слышала рассказы об израильтянах. Она узнала, что Бог Израиля даровал своему народу — бывшим рабам — полную победу над армией Египта, самой мощной военной силой того времени. А теперь израильтяне собрались захватить Иерихон! И тем не менее жители города продолжали упорствовать в своих злодеяниях. Вот почему в Библии о хананеях говорится как о тех, «кто не повиновался» (Евреям 11:31).

Но Раав была совершенно другой. Скорее всего, она не один год размышляла над рассказами об израильтянах и их Боге. Как же он отличался от ханаанских богов! Это был Бог, который боролся за свой народ, а не угнетал его; он устанавливал для своих служителей высокие нравственные нормы, а не развращал их. Этот Бог ценил женщин, тогда как в ханаанской религии они были лишь объектом для удовлетворения сексуальных желаний: женщин покупали, продавали и использовали в мерзких религиозных ритуалах. Когда до Раав дошел слух о том, что Израиль расположился лагерем у Иордана и готов к нападению, она, должно быть, ужаснулась от того, что; это могло означать для её народа. Заметил ли Бог Раав и оценил ли он то хорошее, что было в её сердце?

Сегодня есть немало таких людей, как Раав. Они чувствуют, что загнаны в угол и погрязли в пороках, которые лишают их самоуважения и радости; им кажется, будто никто их не замечает и не ценит. Но пример Раав служит утешением для таких людей: он показывает, что Бог замечает каждого человека. Какими бы ничтожными мы себя ни ощущали, Бог «не далеко от каждого из нас» (Деяния 17:27). Он всегда рядом и готов дать надежду всем, кто верит в него. Была ли у Раав такая вера?

ОНА ПРИНЯЛА РАЗВЕДЧИКОВ.

Однажды, ещё до того, как Израиль начал обходить вокруг Иерихона, у дома Раав появились два незнакомца. Они надеялись остаться незамеченными, но в это крайне неспокойное время многие жители очень бдительно следили за тем, чтобы в город не проник ни один шпион из израильского лагеря. Наблюдательная Раав, скорее всего, быстро поняла, кем были её гости. К ней и раньше приходили незнакомые мужчины, но эти двое хотели лишь переночевать — им не нужны были услуги проститутки.
 
Это и в самом деле были израильские разведчики. Военачальник Иисус Навин послал их выведать слабые и сильные места в обороне Иерихона. Это был первый ханаанский город, который должны были захватить израильтяне, и, вероятно, самый укреплённый. Иисус Навин хотел узнать, с чем предстояло столкнуться ему и его людям. Разведчики, скорее всего, неслучайно выбрали дом Раав. Здесь, в доме проститутки, было больше шансов остаться незамеченными. Возможно, они также надеялись собрать там полезную информацию, подслушав разговоры беспечных горожан.

В Библии говорится, что Раав «гостеприимно приняла посланных» (Иакова 2:25). Она пригласила их в свой дом и позволила им остаться, хотя, вероятно, догадалась, кто были эти люди и зачем они пришли. Возможно, она надеялась больше узнать об их Боге.

Но тут неожиданно появились посланники иерихонского царя! Прошёл слух о том, что в доме Раав остановились израильские лазутчики. Что же будет делать Раав? Если она спрячет этих чужеземцев, не навлечет ли она беду на себя и своих родных? Если жители Иерихона узнают, что она помогла врагам, не грозит ли её семье жестокая расправа? С другой стороны, теперь у Раав не было никаких сомнений в том, кто были эти незнакомцы, и, скорее всего, к тому моменту она уже понимала, что Бог израильтян намного превосходит её богов. Может, это её шанс занять его сторону?

У Раав было мало времени для раздумий, но она была находчивой и действовала быстро. Она спрятала разведчиков под стеблями льна, разложенными для просушки на плоской крыше её дома. Затем она сказала посланникам царя: «Да, ко мне приходили люди, но я не знала, откуда они. Когда же при наступлении темноты закрывали ворота, эти люди ушли. Я не знаю, куда они пошли. Бегите за ними скорее, и вы догоните их» (Иисус Навин 2:4, 5). Только представьте, как сильно билось сердце Раав, когда она смотрела в лицо царским посланникам! Вдруг они заметят её волнение?

Её уловка сработала! Люди царя бросились в погоню к бродам Иордана (Иисус Навин 2:7). Раав, должно быть, вздохнула с облегчением. У этих людей, жаждавших крови, не было права знать правду, поэтому она направила их по ложному следу и спасла жизнь верным служителям Бога. Раав поспешила на крышу и рассказала обо всём тем двум разведчикам. Она также поделилась с ними важным наблюдением: её народ пал духом и охвачен страхом перед израильтянами. Как же, должно быть, обрадовала эта новость тех разведчиков! Нечестивые хананеи трепетали перед силой израильского Бога. Затем Раав произнесла слова, которые заслуживают нашего особого внимания. Она сказала: «Ваш Господь Бог — Бог на небесах вверху и на земле внизу» (Иисус Навин 2:11). Того, что она слышала о Боге, было достаточно, чтобы понять важную истину: Бог израильтян достоин доверия. И она вверила себя в руки Бога.

Раав нисколько не сомневалась в том, что Бог дарует победу своему народу. Поэтому она стала умолять разведчиков пощадить её и её семью. Они согласились исполнить её просьбу при условии, что она не выдаст их. Раав также должна была вывесить из окна своего дома, который находился в городской стене, алую верёвку, чтобы израильские воины могли спасти её и её домашних (Иисус Навин 2:12—14, 18).

Пример Раав помогает нам понять нечто важное о вере. В Библии говорится, что «вера приходит с услышанным» (Римлянам 10:17). Услышав достоверные рассказы о силе и справедливости Бога, Раав поверила в него и решила занять его сторону. Сегодня нам доступны ещё более обширные знания о Боге. Стремимся ли мы узнать его и строить свою веру на основании того, что записано в его Слове, Библии?

ПАДЕНИЕ НЕПРИСТУПНОГО ГОРОДА.

Последовав совету Раав, разведчики спустились со стены по верёвке, вывешенной из её окна, и направились в сторону гор. На крутых склонах к северу от Иерихона было немало пещер, в которых разведчики могли затаиться, чтобы потом безопасно вернуться в израильский лагерь с хорошей новостью, услышанной от Раав.

Позднее, узнав, что Бог чудом остановил воды Иордана и позволил израильтянам пройти по сухому руслу реки, жители Иерихона пришли в ужас (Иисус Навин 3:14—17). Для Раав же эта новость стала ещё одним подтверждением того, что она поступила правильно, возложив своё упование на Бога.

Затем израильтяне начали раз в день обходить вокруг Иерихона. Так продолжалось шесть долгих дней. Но в седьмой день кое-что изменилось. Как уже упоминалось вначале, выйдя на рассвете, израильские воины обошли Иерихон один раз, но, вместо того чтобы остановиться, они продолжили своё шествие вокруг города (Иисус Навин 6:15). Что означали их действия?

Закончив обходить город в седьмой раз, воины остановились. Когда затихли звуки рога, в воздухе повисла тишина. Весь город замер в ожидании. И вдруг, по команде Иисуса Навина, израильские воины впервые за эти семь дней издали громкий боевой клич. Возможно, защитники Иерихона, которые наблюдали за происходящим со стены, приняли это за какой-то странный военный маневр — неужели это всё, на что способны эти израильтяне? Если они и думали так, то очень скоро их ирония сменилась ужасом. Мощные стены города затряслись под их ногами и обрушились до основания! Когда пыль рассеялась, среди руин возвышался лишь небольшой участок стены. Это был дом Раав — одинокое свидетельство её выдающейся веры. Представьте, что творилось в душе этой женщины, когда она увидела, как Бог спас её и всю её семью! (Иисус Навин 6:10, 16, 20, 21).

Народ Бога тоже оценил веру Раав. Когда израильтяне увидели среди обломков одиноко возвышающуюся часть стены, они поняли, что эту женщину спас Бог. Она и её родные избежали уничтожения, которое постигло этот нечестивый город. Когда закончилось сражение, Раав позволили поселиться возле израильского лагеря. Со временем она даже стала частью Божьего народа. Она вышла замуж за человека по имени Салмон. Их сын, Вооз, отличался выдающейся верой. Он женился на моавитянке Руфи (Руфь 4:13, 22). Именно из этого рода произошёл царь Давид, а позднее сам Мессия, Иисус Христос (Иисус Навин 6:22—25; Матфея 1:5, 6, 16).

История Раав учит нас тому, что Бог дорожит каждым человеком. Он видит всех нас, знает, что; у нас в сердце, и радуется, когда находит искру веры, подобную той, которая осветила сердце Раав. Вера этой женщины побуждала её к действию. В Библии сказано, что Раав была «объявлена праведной на основании дел» (Иакова 2:25). Насколько же мудро подражать её вере!


Рецензии