Бронированные разведчики

             Историческая серия «ТМ»
                Евгений ПРОЧКО, инженер               
               
         Под редакцией: Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР
         доктора технических наук, Героя Социалистического Труда,
         Лауреата Государственных премий  НИКОЛАЯ АСТРОВА;
         Доктора технических наук, полковника-инженера
         ВЛАДИМИРА МЕДВЕДКОВА;
         К О Л Л Е К Т И В Н Ы Й  К О Н С У Л Ь Т А Н Т:
         Центральный музей Вооруженных Сил СССР.
            
            
                К концу 20-х годов стало ясно, что одного только
          автомобиля БА-27 (см «ТМ» №3 за 1983 год) Красной Армии
          было недостаточно, тем более, что эта машина была довольно
          громоздкой и тихоходной. Армии  требовался еще и подвижный
          пулеметный броневик, предназначенный в основном для
          разведки, связи и боевого охранения. В то время строить
          такие машины можно было только на базе стандартных
          коммерческих автомобилей с одной ведущей осью. Выбор пал
          на шасси машины, которую предполагалось выпускать по
          чертежам Форда на Нижегородском автомобильном заводе .
          Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой
          и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса
          сравнительно большого диаметра (730мм).
                Новый бронеавтомобиль, получивший марку Д-8,  был
          спроектирован и построен под руководством Н.И.Дыренкова
          (отсюда и индекс «Д»). Стремясь облегчить и уменьшить
          машину, сделать ее незаметной и в то же время обеспечить
          надежной бронезащитой, Дыренков отказался от традиционной
          башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса.
                Вооружение включало в себя  пулемет ДТ с запасом
         патронов 2079 шт. (в том числе 750 бронебойных),
         расположенного в правом лобовом бронелисте, рядом с
         водителем, и такого же запасного пулемета, для которого по
         предложению Ворошилова К.Е. в кормовой части была
         предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в
         боковых стенках еще имелись бойницы, снабженные
         бронеколпаками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог
         вести почти круговой обстрел. Корпус броневика, набранный
         из термообработанных плоских броневых листов различной
         формы, сваренных между собой, предохранял экипаж и
         двигатель от поражения обычными пулями и осколками
         снарядов.
                Бронекапот с откидывающимися складными дверцами
         впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался
         воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а
         воздух шел через наклонный бронелоток, защищающий переднюю
         ось и картер.
                Одновременно с Д-8 был разработан и построен его
         вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы
         «Максим». Он устанавливался на авиационной турели на крыше
         бронекорпуса. Из-за этого корпус в задней части пришлось
         изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол
         наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине
         Д-12 уже не устанавливался.
                После всех этих переделок высота машины увеличилась
         до 2015 мм, боевая масса возросла на 10 кг, что, впрочем, не
         повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности,
         средняя скорость по проселочной дороге составляла 30 км/час.
         При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое
         средство - браслетные цепи противоскольжения. После испытаний
         обе бронемашины были приняты на вооружение.
                Однако через некоторое время Д-8 модернизировали,
         установив на нем поворотную башню с пулеметом ДТ в шаровой
         установке. А в 1932 году на основе Д-8 и на том же шасси
         был построен бронеавтомобиль ФАИ. Однако, новая
         перспективная компоновка машины привела к значительному
         увеличению ее высоты (2240мм) и боевой массы до 2 т.
                Броневики ФАИ выпускались в 1933 - 1936 годах,
         участвовали почти во всех пограничных конфликтах, и в
         начальном периоде Великой Отечественной Войны.
                Кстати сказать, довольно удачным оказался и
         железнодорожный вариант  ФАИ. Для движения по рельсам
         поверх его колес одевались облегченные диски с
         железнодорожными ободами и ребордами, соответствовавшие
         нормальной рельсовой колее. По железной дороге ФАИ развивал
         скорость около 100 км/час, при движении задним ходом -
         25км/час. Время установки ободов не более 30 минут.
                Стремление усилить бронезащиту и вооружение легких
         броневиков, снабдить их радиостанциями - тогда еще
         громоздкими и тяжелыми - неизбежно приводило к увеличению
         боевой массы. Стандартные легковые шасси не могли
         выдерживать такую нагрузку - на ФАИ она превосходила
         номинальную на 40 - 45 %. В результате перегруженные шасси
         вязли на слабых грунтах. Пытаясь найти выход из положения,
         конструкторы попробовали применить трехосное шасси с двумя
         задними ведущими осями (ГАЗ-А). Вариант шасси на базе
         ГАЗ-А, созданный под руководством Курчевского Л.В., был
         запущен в производство под маркой ГАЗ-ТК. В 1935 году на
         этом шасси Коломенский завод построил бронеавтомобиль ГАЗ -
         ТК.
               Однако после перехода Горьковского автозавода в 1936
         году на выпуск нового легкового автомобиля М-1, который был
         значительно мощнее и прочнее ГАЗ-А, конструкторы решили
         использовать в качестве базы для легких бронеавтомобилей
         шасси "эмки".
               


Рецензии