Бронированные разведчики
Евгений ПРОЧКО, инженер
Под редакцией: Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР
доктора технических наук, Героя Социалистического Труда,
Лауреата Государственных премий НИКОЛАЯ АСТРОВА;
Доктора технических наук, полковника-инженера
ВЛАДИМИРА МЕДВЕДКОВА;
К О Л Л Е К Т И В Н Ы Й К О Н С У Л Ь Т А Н Т:
Центральный музей Вооруженных Сил СССР.
К концу 20-х годов стало ясно, что одного только
автомобиля БА-27 (см «ТМ» №3 за 1983 год) Красной Армии
было недостаточно, тем более, что эта машина была довольно
громоздкой и тихоходной. Армии требовался еще и подвижный
пулеметный броневик, предназначенный в основном для
разведки, связи и боевого охранения. В то время строить
такие машины можно было только на базе стандартных
коммерческих автомобилей с одной ведущей осью. Выбор пал
на шасси машины, которую предполагалось выпускать по
чертежам Форда на Нижегородском автомобильном заводе .
Этот легковой автомобиль отличался малым весом, простотой
и хорошей проходимостью, которую обеспечивали колеса
сравнительно большого диаметра (730мм).
Новый бронеавтомобиль, получивший марку Д-8, был
спроектирован и построен под руководством Н.И.Дыренкова
(отсюда и индекс «Д»). Стремясь облегчить и уменьшить
машину, сделать ее незаметной и в то же время обеспечить
надежной бронезащитой, Дыренков отказался от традиционной
башни и разместил вооружение внутри приземистого корпуса.
Вооружение включало в себя пулемет ДТ с запасом
патронов 2079 шт. (в том числе 750 бронебойных),
расположенного в правом лобовом бронелисте, рядом с
водителем, и такого же запасного пулемета, для которого по
предложению Ворошилова К.Е. в кормовой части была
предусмотрена дополнительная огневая точка. Поскольку в
боковых стенках еще имелись бойницы, снабженные
бронеколпаками, экипаж Д-8 в случае необходимости мог
вести почти круговой обстрел. Корпус броневика, набранный
из термообработанных плоских броневых листов различной
формы, сваренных между собой, предохранял экипаж и
двигатель от поражения обычными пулями и осколками
снарядов.
Бронекапот с откидывающимися складными дверцами
впереди имел жалюзи, через которые к радиатору подавался
воздух. В боевой обстановке эти жалюзи закрывались, а
воздух шел через наклонный бронелоток, защищающий переднюю
ось и картер.
Одновременно с Д-8 был разработан и построен его
вариант Д-12, вооруженный еще и зенитным пулеметом системы
«Максим». Он устанавливался на авиационной турели на крыше
бронекорпуса. Из-за этого корпус в задней части пришлось
изменить, увеличив объем боевого отделения и уменьшив угол
наклона кормовых листов брони. Задний пулемет ДТ на машине
Д-12 уже не устанавливался.
После всех этих переделок высота машины увеличилась
до 2015 мм, боевая масса возросла на 10 кг, что, впрочем, не
повлияло на подвижность и проходимость броневика. В частности,
средняя скорость по проселочной дороге составляла 30 км/час.
При движении по снегу и грязи экипаж использовал старое
средство - браслетные цепи противоскольжения. После испытаний
обе бронемашины были приняты на вооружение.
Однако через некоторое время Д-8 модернизировали,
установив на нем поворотную башню с пулеметом ДТ в шаровой
установке. А в 1932 году на основе Д-8 и на том же шасси
был построен бронеавтомобиль ФАИ. Однако, новая
перспективная компоновка машины привела к значительному
увеличению ее высоты (2240мм) и боевой массы до 2 т.
Броневики ФАИ выпускались в 1933 - 1936 годах,
участвовали почти во всех пограничных конфликтах, и в
начальном периоде Великой Отечественной Войны.
Кстати сказать, довольно удачным оказался и
железнодорожный вариант ФАИ. Для движения по рельсам
поверх его колес одевались облегченные диски с
железнодорожными ободами и ребордами, соответствовавшие
нормальной рельсовой колее. По железной дороге ФАИ развивал
скорость около 100 км/час, при движении задним ходом -
25км/час. Время установки ободов не более 30 минут.
Стремление усилить бронезащиту и вооружение легких
броневиков, снабдить их радиостанциями - тогда еще
громоздкими и тяжелыми - неизбежно приводило к увеличению
боевой массы. Стандартные легковые шасси не могли
выдерживать такую нагрузку - на ФАИ она превосходила
номинальную на 40 - 45 %. В результате перегруженные шасси
вязли на слабых грунтах. Пытаясь найти выход из положения,
конструкторы попробовали применить трехосное шасси с двумя
задними ведущими осями (ГАЗ-А). Вариант шасси на базе
ГАЗ-А, созданный под руководством Курчевского Л.В., был
запущен в производство под маркой ГАЗ-ТК. В 1935 году на
этом шасси Коломенский завод построил бронеавтомобиль ГАЗ -
ТК.
Однако после перехода Горьковского автозавода в 1936
году на выпуск нового легкового автомобиля М-1, который был
значительно мощнее и прочнее ГАЗ-А, конструкторы решили
использовать в качестве базы для легких бронеавтомобилей
шасси "эмки".
Свидетельство о публикации №122102507562