Не собирайте себе сокровищ
Тем не менее, есть и обратная сторона вопроса: чем большими благами и роскошью человек себя окружает, тем большего и лучшего ему начинает хотеться. На первых порах это может быть незаметно, но постепенно начинает «повышаться градус». И вот, уже человек стремится не просто обладать какой-то вещью, а чтобы она была на порядок лучше, чем прежняя. И этот процесс иногда становится неконтролируемым, сродни, например, алкогольной или наркотической зависимости – человеку нужно еще больше и еще лучше, чтобы удовлетворить свои потребности. А иногда чтобы просто потешить самолюбие.
Сейчас давайте откроем Евангелие от Матфея, 6-ю главу и прочитаем стихи с 19-го по 21-й:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).
Теперь разберем подробнее каждый из стихов.
Пункт №1.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут».
Хотя бы раз в жизни все мы сталкивались с тем, что, например, купили на запас какие-то продукты или приготовили слишком много еды, а часть из этого просто пропала. Или, например, храним в шкафу одежду, которая вышла из моды, или стала немного не по размеру. Вместо того, чтобы передать это все тому, кому оно могло бы пригодиться, мы годами храним вещи, предметы и т.д. пока они совсем не испортятся. Что-то просто обветшало и потеряло вид, а что-то реально, как сказано в стихе, истребили моль и ржа.
И тогда мы вынуждены просто выкидывать все это, тщательно хранимое, но ставшее вдруг непригодным.
Второй вариант ситуации – когда мы держим у себя какие-то «милые безделушки». Например, мягкую игрушку, которую много лет назад подарил сосед по парте, или какой-то сувенир, привезенный из поездки и теперь пылящийся на полке.
Хорошо, если это что-то нейтральное, а не какой-то магический амулет африканского племени, которым просто не место в доме и жизни христианина.
Некоторые вещи и вовсе могут быть связаны с неприятными воспоминаниями (например, какая-то чашка или флешка с символикой компании, откуда человека с треском уволили). И тем не менее, мы их храним, потому что выкинуть жалко. А оно-то копится, занимает место и отравляет психологическую атмосферу. Хотя могло бы принести пользу кому-то другому.
В этом контексте я вспоминаю свою ныне покойную бабушку. Когда я поехала заниматься вопросами похорон и заодно разбором всех ее вещей и прочего, то была неприятно удивлена, сколько же в доме хранилось непригодного, испорченного или безнадежно устаревшего. Разумеется, это все пришлось просто выбросить.
Еще один аспект, доставляющий определенные проблемы – необходимость обеспечивать безопасность и сохранность своего материального имущества на тот случай, если кто-то захочет это украсть.
Думаю, многие согласятся, что даже если что-то из материального вдруг утрачено или украдено, то насчет не столь ценных вещей мы переживаем меньше, чем если бы украли что-то дорогостоящее.
Кроме того, все это необходимо где-то хранить, причем не просто хранить, а поддерживать в надлежащем состоянии и ухаживать, что также требует места, времени и финансовых затрат. Но оправдывает ли себя такой подход?
Здесь будет уместно вспомнить притчу о неразумном богаче. Откройте, пожалуйста, Евангелие от Луки, 12 главу. И прочтем стихи с 15-го по 21-й:
«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:15-21).
Эта притча адресована, прежде всего, тем людям, кто считает своей собственностью все блага, которые даны ему от Господа, и употребляют их не на благое дело, а лишь для удовлетворения личных потребностей и ставя целью своей жизни накопление богатств земных. При этом здесь же Христос дает нам наставление о том, что необходимо прежде всего заботиться о накоплении богатств духовных, которые не пропадут и не отнимутся у нас в вечности.
Как раз об этом мы дальше и поговорим…
Пункт №2.
«Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».
Сокровища на небе представляют собой духовные ценности, которые верующий может приобрести в земной жизни. О них Иисус говорил, перечисляя «заповеди блаженства» (Мф. 5:3-12). И первая из них, духовная нищета, она же - смирение. Оно является фундаментом для всех остальных качеств и так называемых духовных сокровищ. Без должного смирения ничего не получится. И Господь тоже не поможет тому, кто не будет смиряться.
Те же, кто сумел это сделать и прошел через различные испытания и искушения, получит на небесах награду. В 12-м стихе 5-й главы мы так и читаем: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
Человек, который живя на земле, держит в фокусе небеса, будет стремиться жить и поступать по воле Божьей, будет стараться своей жизнью отражать Христа и своим примером показывать, какие у него приоритеты и кому/чему принадлежит его сердце.
Сюда также можно отнести богоугодные дела, помощь ближним, труд на ниве благовестия и т.д.
Однако, стоит помнить, что только лишь добрыми делами мы не можем спастись и получить прощение грехов. Они – лишь продолжение наших внутренних убеждений, но не их основа.
Пункт №3.
И, наконец, последний стих из нашего отрывка: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
На первый взгляд – понятно и просто. Человек фокусируется на том, что он любит, что для него ценно. Если сердце человека обращено к земным сокровищам и материальным ценностям, то сокровища небесные автоматически отходят для него на задний план и наоборот.
Христос понимал это, поэтому Он дал нам предостережение: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).
Более того, Иисус знал о том, что у людей могут быть и скрытые помышления. Когда забота о небесных сокровищах является лишь видимостью, но на самом деле человек всем сердцем привязан к земным благам.
В послании Колоссянам апостол Павел также подчеркивает важность правильной расстановки приоритетов: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2)
Именно это наглядно иллюстрирует нам то, что будет угодно Богу. Этого можно достичь только тогда, когда мы неотступно идем за Иисусом, когда Он и только Он является главным приоритетом и центром нашей жизни.
Главные условия для этого – наша вера в жертву Христа за каждого из нас, а также непременное покаяние и оставление прежней греховной жизни.
Именно это будет началом изменения нашего внутреннего состояния, поведения и мышления.
В завершении мне хотелось бы еще раз выделить несколько моментов:
а) Никакие земные и материальные блага не смогут сравниться с тем, что ожидает каждого спасенного человека на небесах. И пусть сейчас нам трудно представить, что же и как именно там будет происходить, по меньшей мере, мы уже знаем, что это будет нечто великое и грандиозное. Такой вывод мы можем сделать, основываясь на том, что говорит Господь и какие обетования Он нам дал на этот счет на страницах Библии.
б) Важно уметь правильно расставлять приоритеты, выбирая между материальными и духовными ценностями. Необходимо помнить, что на земле мы лишь временно, а дальше нас ждет вечность. Где и как она пройдет, напрямую зависит от нашего выбора. И этот выбор нам нужно сделать уже сейчас. Пока, во-первых, мы сами живы, а во-вторых, пока не пришел второй раз Иисус Христос.
в) Самое важное: только Иисус Христос способен помочь нам выбрать правильный путь и сделать правильный выбор. Только Он может изменить наши сердца, мышление, поведение и жизнь в целом. Чтобы это произошло, важно пригласить Иисуса стать своим личным Господом и Спасителем. Но не только пригласить, а сперва признать, что каждый из нас изначально грешен, и что прощение грехов, очищение и обновление возможны только через принятие крестной жертвы Христа и через наше личное покаяние.
Пусть Господь благословит каждого из вас! Аминь!
Свидетельство о публикации №122102406594