Моногамные сонетные группы

.





Ранние искания Михаила Ломоносова (его понимание «чистого ямба»), работы в области поэтической ритмики Андрея Белого («кривые лирических стихотворений»), Валерия Брюсова («ипостасы»), исследование пятистопного ямба Бориса Томашевского определили возможное направление поиска нового.  Огромные массивы материала, его обработка в докомпьютерные времена была практически невозможна, поэтому в подавляющем большинстве идеи высказывались априорно. Современное поэтическая суета, толкотня, мелкотня похоронила идеи прошлого, от души завалив их всевозможным хламом и мусором.

Школа сонета (на примере сонета и его вариаций) пробует показать огромнейший потенциал возможной работы с ритмикой стиха (в любых формах, жанрах и стиховых размерах), возвращаясь, переосмысливая, перерабатывая то, что уже было и было заявлено признанными авторитетами в области стихознания.  Модерн, постмодерн – в чистом виде это вырождение и тоже путь, которым вправе и свободен идти каждый.

На этой странице мы рассказываем о других путях и тропах.


МОНОГАМНЫЕ И ПОЛИАМОРНЫЕ ГРУППЫ СОНЕТОВ

Продолжение поста: http://stihi.ru/2022/10/23/6735

При верстке брошюры Школа сонета в качестве иллюстрации были использованы ритмические оттиски сонетов. Возник вопрос: а почему графика именно такая, по каким точкам строятся кривые и каким образом данные точки определяются. Понимая что данный вопрос будет звучать часто – мы дополнили сонетную графику цифровым ритмическим аналогом сонета, тем самым сформировалась первичная база данных построчной ритмики всех представленных в брошюре сонетов  Но если появилась база данных, почему бы ее не систематизировать и не оформить ее в виде статистики строчных ритмичесих повторов.  Сделали. И сразу увидели. что примерно 9% строк это «чистый ломоносовский ямб». Не надо говорить обо всей поэзии, но можно говорить об одном тексте, который может быть написан и чистым ямбом, с использованием ритмического рисунка одной строки, двух, трех… определенной группы строк. А кроме Ломоносова и теперь нас, кто-нибудь пробовал так писать стихи? Сонеты? Примеры вряд ли найдете. тем более примеры доведенные до канонической вариации (где строка(и) с определенной ритмической чертой равны формальному признаку).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ (каждый автор может выбрать для себя и создать свой уникальный ритмический рисунок стихотворения)

В качестве примера:

Из ста уже выявленных строк с индивидуальным ритмическим рисунком, выбираем одну, например
о1ооо1ооо1о (где – «1» это ударная гласная, а «о» безударная), пропуск ударений приходится на 4 и 8-ю гласные. Чистый пятистопный ямб выглядит: о1о1о1о1о1о

И создаем небольшой цикл (триптих)

***
заброшенные домики в деревне    
заросшие тропинки в никуда,               
раскидистые темные деревья,   
звенящая холодная вода,

закатная святая бесконечность
расколотого черного ковша
перетекает в звездные предтечи
пока освобождается душа,
томимая в тюрьме широкоплечей.

наверное, откатится назад
недоброе глухое пожеланье
в клубящийся ноябрьский листопад
в проявленный опустошеньем сад
в отравленное верой ожиданье.


***
подчеркнутое лиственным штрихом       
ноябрьское несложное прощанье 
с простуженным небесным васильком,
с надеждами, наполнившими дом
непонятой необъяснимой тайной

кричащие открытые глаза,
измеренные взглядом расстоянья…
засохшая вещунья стрекоза,
в которой выцветает бирюза
беспомощно привычно окаянно…

закончатся времен календари
останутся одни воспоминанья
осенней угасающей зари,
осеннего последнего свиданья


***
оплавленной частицей мирозданья
завариваю чай, перевожу
стихии? внеземные заклинанья,
обманутые в прошлом ожиданья
ненужные большому тиражу.

отброшенных вселенской каруселью
несобранных в колючие мешки
обвязывают зимние метели,
в осенние сплетают узелки

придумывая смысл существованья
нелепое внахлест алаверды
становится бесчувственным касаньем,
потерянным космическим мерцаньем
погасшей обесточенной звезды.


========================== т.е.
простым путем мы вошли в зал МОНОГАМНОЙ ГРУППЫ СОНЕТОВ (стихов), здесь еще никого нет, а количество возможных вариаций превышает несколько тысяч.

До этого на данной странице была сформирована и показана ось Х (полиедическая), ось Y(строфическая) и теперь – Z (моногамная) тем самым определена пространственная поэзия, в которой нет необходимости толкаться, и возможностей на несколько поколений авторов.

)

Для публикации в брошюре ШКОЛА СОНЕТА принимаются мини циклы МОНОГАМНЫХ СОНЕТОВ


Рецензии
это важнее даже не в плане стихотворческом, а в плане нейролингвистического программирования.

читая триптих о1ооо1ооо1о, невольно ловила себя на мысли, что смысл каждого из отдельно взятых сонетов ускользает, остаётся лишь сама основа звучания, уток.

попытаюсь сформулировать свои ощущения не от слов сонетного триптиха, а именно от его основы о1ооо1ооо1о:
1. как аффирмация - взбадривает
2. настраивает на активную однообразность. Сразу представился огромный цех, в котором рабочие выполняют слаженные однообразные движения под звучание текстов с подобным ладом. И одновременно нехорошая мысль - что произойдет, если вдруг - тишина. или сбой ритма. м-да...
3. в некотором роде воспроизводится мотосенсорное покачивание на поверхности воды (спасательный круг?)
4. ступание по фальцованным доскам, звучание которых отличается у чётных и нечётных
5. спокойное метание дротиков по мишени, находящейся в безопасном месте, в котором никто не может появиться случайно

Елена Евгеньева   26.10.2022 09:42     Заявить о нарушении
Интересно на эту тему поговорить.
- попробовал сделать ритмический оттиск - чистый лист (за ранее понимал что так получится выбирая такую ударность) рисунок проявляется только на четвертом слое...
(пока это отложил) здесь нужны другие пробы и если делать то подборкой.
- в ветке рецензий есть пара сонетов, там другой подход - (ооо1)в начале каждой строки, т.е. можно звук акцентировать фрагментом строки и разносить его по другим строчкам... это совсем другой подход.
- можно (вы это отметили) на белый лист бросить кляксу - сбой ритма..
..
и понеслось... огромное количество вариаций, возможностей, подходов...

Психоделика Или Три Де Поэзия   26.10.2022 11:56   Заявить о нарушении
к примеру, о1о1о1о1о1о - это гофр с краями. плиссе.
11111111111 - автоматная очередь, стрекот швейной машинки

Елена Евгеньева   26.10.2022 12:32   Заявить о нарушении
Попробовала использовать осознано ударения после вашей рецензии, Елена, про основу звучания.

Вино и хлеб как будто бы под нёбом,
На сурдопереводе звонари,
Руками объясняют о любви
На чистом и понятном колокольном.

Дин-дон, дин-дон, разрезан снова Он,
И льётся кровь в подставленную чашу,
И так пребудет до конца времён,
Пока не соберутся все из наших.

Глядит с икон небесная родня,
Простые, озабоченные лица,
И, видно, жаль им глупую меня,
Всё время проливающую масло,
И тратящую милости напрасно,
Как прошлые уснувшие девицы...

Кира Валерто   26.10.2022 22:01   Заявить о нарушении
а нёбом/колокольном и звонари/любви разве рифмы?

Елена Евгеньева   27.10.2022 11:00   Заявить о нарушении
Да)) небогатая усеченная рифма йот+0 в нёбе, результат о/о, и в другом случае и/и.

Кира Валерто   27.10.2022 11:23   Заявить о нарушении
это выходит за пределы моего понимания ")

Елена Евгеньева   27.10.2022 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.