Владимир Евангулов. Читательский обзор к-са Логаэд

Дорогие участники конкурса «Логаэд» и гости конкурсной площадки!

Есть ещё один сюрприз для вас. Надеюсь, что приятный или хотя бы полезный.)) Один из участников этого конкурса, Владимир Евангулов, написал читательский обзор. На мой взгляд, обзор заслуживает самого пристального внимания, так как в нём подробно разбирается техническая сторона всех конкурсных стихов, к каждому произведению нарисованы ритмические схемы. Благодарю автора обзора за проделанную большую работу от себя лично и от имени остальных участников.

В схемах различные авторы могут использовать разные обозначения. В данном обзоре знаком «_» обозначается безударный слог, а знаком «!» - ударный. Знак «/» - цезура (остановка).

Если у вас появятся вопросы по этому обзору, то Владимир просил писать их ему в личные сообщения на его странице или в почту, которая указана в резюме. Ему так удобнее общаться. Ссылка на его страницу: http://stihi.ru/avtor/vsevse19. А вот поблагодарить автора за подробный обзор можно и здесь, в рецензиях.))

Редактор площадки Елена Чалиева.

Итак, сам обзор.



1). Николай Сыромятников

Основная схема: _ ! _ ! _ / _ ! _ ! _

с цезурой посередине выдержана, кроме небольшого смещения цезуры во второй строке второй строфы ( так не умеет никто – я знаю ) и почти незаметных смещений ударений со второго слога на первый в строках: «мнЕ остаётся твоя улыбка», «нЕобъяснимой походкой гибкой», «тАк не умеет никто – я знаю», «пОвелевая, умеют звёзды», « лИшь у печали жалея память».
Сюжет и композиция хорошие, но к исполнению есть замечания:
Имеются многие повторы слов в таком коротком тексте ( слово «смех» - в последней строфе и во второй строфе – смеясь со смехом ), слово «феи» 3 раза, слово «лишь» - 2 раза, «умеют» - 2 раза.
На усмотрение автора, возможно внести изменения:
- «легко взлетаешь со смехом звонким» вместо слова «смеясь» в начале строки
- « и невесомо паришь – я знаю» во второй строке 2-й строфы
- « волшебным пеньем рождая отзвук» вместо третьей строки 3-й строфы
- « печалью светлой жалея память» в четвёртой строке 3-й строфы


2). Светлана Груздева « Палитра расцветок и чувств…»

         _ ! _ ! _ _ ! _ ! Основная схема чёткая ( во второй части схема другая – её не
         _ ! _ ! _ _ ! ! _ _ рассматривал )

Не сразу, но разобрался в двух последних строках 1-й строфы. Попробовал бы в них что-то изменить.
Во второй строке 2-й строфы вместо « Так, словно…» лучше написать «Как будто…» - тогда ударение не будет смещаться на первый слог.
По третьей строфе: возможно навстречу не «мигу», а «ветру», в следующей строке не понравилась инверсия и колпак. Может, заменить рифму? «С доверьем полным…» лучше подобрать другой эпитет вместо «полный».


3). Николай Юрьевич Юрьев « Прощальный плач »

   1) _ _ ! _ _ ! _ ! _ _ или 2) _ _ ! _ _ _ _ ! _ _

Скорее всего, данный ритм приближается к былинному, хотя отличия есть. Былинный – чаще всего 3-х стопный и написан в основном дольником. Если рассматривать вариант 2), то это Пентон3. Некоторые строки к пентону и относятся, если их произносить вслух.
Если же оценивать как логаэд, то есть сбои во 2-й и 3-й строфах.
По 2-й строфе возможен вариант:
« Не бывать-то пупавке ромашкою,
Не загадывать на любимого».
В данном случае добавится слог по схеме 1), а для былинной стилистике это допустимо, и ударение на «на» станет на своё место, в предыдущем варианте ударение смещено на слово «ней».
« Как растение без удобрения» - не логаэдная строка.


4). Сергей Суворов 60 «Застывшие»

Схема логаэда выдержана. Но смысл настолько символичен, что уловить его значение не смог. Не всё в порядке с рифмами. Если это возможно, то лучше как-то заменить предлоги «в» - их много.


5). Лена Оливвла « В этой комнате»

_ _ ! _ _ _ ! ! _

Схема логаэда в основном выдержана. Небольшие замечания и предложения, как возможный вариант:
«Я, ведь, знаю: без тебя – больно,
А с тобою – на душе солнце.

Нам не станет никогда тесно»

В основном варианте ударения смещены.
Последнюю строфу, если не прикипела, можно и убрать: она о комнате, а не о доме, да и последняя строка с «пленной» как-то не звучит. Но тогда и название нужно менять.


6). Евгений Аксельрод «Было всё очень просто»

_ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ !

К сожалению, это прекрасное стихотворение для меня читается вслух, как чистый анапест.
Т. е. ударения на первый слог нет. Это особенно хорошо видно во втором восьмистишии.
И для конкурса не подходит.


7). Екатерина Чаусова «Род.ник»

  _ _ ! _ _ _ ! ! _

Схема выдержана, небольшие замечания не так существенны:
- не понял: почему слово «мыза» с заглавной буквы?
- «на губах солоноват воздух» - звучит как сОлоноват . Хоть и слабоударное «О», но в других строках слабое ударение не на первом, а на втором слоге.
На мой субъективный взгляд иногда в этой и других работах не хватает строгости в сюжетах. Здесь и ручей, и революция, и скоротечные облака. А ведь можно было развить и тему о декабристах, или о ручье, из которого сделали небольшой пруд и в котором потом утонул Валериан Майков, брат Аполлона Майкова.


8). Евгения Белто «Звёздный кот»

Видел на другой площадке конкурс по картинам художницы Виолы Садо.

_ ! _ _ _ _ ! _ _ _ _ ! _

Это не схема данной работы. В реальной схеме в промежутках между ударениями есть ещё ударения, которые и создают логаэд. А приведенная схема – это Пентон 2. Он тоже мог бы быть, но для этого надо услышать текст, где в промежутках были бы слабоударные места.
«Как только бутоны звезд над землей раскрылись,
Кот в сумерках появлялся, шел на носочках,»

Замечания: не очень хорошо, когда первые строки как-то отличаются от дальнейшего ритма ( временнАя нестыковка : надо либо «раскрывались», либо «появился». Из контекста больше подходит первое, но тогда нет попадания в схему. Можно попробовать без ущерба рифмы: «Как только бутоны звёзд раскрывали крылья…». К этому добавляется ещё и смещение ударения с «на» на «шёл», но это не так заметно.
«Кормёжка важна, у имени нет значений.» - не понравилась фраза – не космическая какая-то.
«Пытался найти корабль, ну, когда же вылет?» Здесь лучше убрать «ну». При произношении вслух отсутствие этого слога компенсируется другим добавочным слогом в слове «корабыль».
Как возможный вариант, предложил бы в последней строке изменить текст, чтобы было понятно, что звёздная пыль не блекнет, а исчезает: « В них днём исчезает шёрстка из звёздной пыли».

9). Екатерина Рыскова. «Тихая охота»

_ _ ! _ _ _ ! ! _

Замечаний почти нет. Показалось, что не очень удачна инверсия: «Потеряют в отчем нас доме», но другого предложить не могу. И ещё гадал смысл идиомы о трёх соснах: то ли, когда «ягодка опять», то ли, чтобы выглядела на мхе на все 100?


10). Ольга Светова «Где ты»

 ! _ _ ! _ ! _ А без среднего ударения – Пентон 1
 ! _ _ ! _ !

Единственно – поставил бы вопросительные знаки в 3-й и в 4-й строках первой строфы: всё-таки ночь без сна думала о встрече. А без них – безнадёга.


11). Моё.


12). Виктор Колесников 6 «Желание»

_ _ ! _ _ ! _ !_
_ _ ! _ _ _ _ !

Указал именно такую схему логаэда, хотя у автора она только во 2-й строфе, а основная схема – как в первой строке.
Тема хорошая: гармония природы и несовершенство людей. Тогда и философская, и техническая сторона должна быть на высоте. Мои замечания, думаю, автор не примет, но всё равно их озвучу. Сначала – о существенном изменении: Строка «А уйти в травяные покои» - чистый анапест. Хотя кто-то ещё из других рецензентов предлагал ранее изменить на строку: «В травяные уйти покои». В принципе разница не очень большая, но технически – это ошибка.
В строке: «Где из звуков лишь тишина» при озвучивании вслух проглотить сразу 4 безударных слога ( как на приведенной выше схеме) при таком последовательности слов – затруднительно, и поэтому ударение невольно смещается на слово «лишь», что нарушает схему. Например, « Где за звуками – тишина» в такой последовательности смещение невозможно. Думаю, автору не нужны мои предложения по изменению строк. Опыта у него побольше моего.


13). Трунова Вероника «До нашей эры»

  _ ! _ !_ ! _ _ _ !

Работа хорошая сама по себе, и, вероятно, как-то соответствует вдохновляющему источнику. У него – четырёхстопный ямб, у автора, по-моему, пятистопный с постоянным пиррихием. Можно ли считать это логаэдом? Участвуя ранее в других конкурсах по логаэдам и изучая теорию, для себя определил, что должны быть либо постоянные сокращения стопы метра, либо добавляться постоянные внесистемные ударения. В данном случае – используется постоянный пиррихий. Т.е пропуск ударения.
Для сравнения: Пушкин – «…Пустынных улиц и светла / Адмиралтейская игла».
Схема: _ ! _ ! _ _ _ ! / _ _ _ ! _ _ _ ! Это 4-х стопный ямб с пиррихиями. А стопа не изменяется. Может эксперт внесёт ясность?
Кстати, уловил хорошую аллюзию на строку из песни Игоря Корнелюка из «Бандитского Петербурга»: «Где легко найти / страннику приют»


14). Вита Осенняя «Мне снился благой сон»

 _ ! _ _ ! !

Небольшие замечания не по ритму:
- «От туч на земле тень» - желательно слипание «тт» как-то убрать. Может, - от слёз?
- «Калека души — страх». Калека – это тот, кого покалечили, а не тот, кто калечит. По контексту понимаю, что выражали мысль, что страх – это палач души. И он калечит души, но он не может быть одновременно и калекой. Может подобрать другое слово? Зародыш, колодец? Или что-то похожее?
- «Бесстрашные есть? — Блеф!
    А совесть — всегда друг»
Честно говоря, трудно понять взаимосвязь бесстрашия и совести. У диалектики бывают сложные переплетения. Я не об этом. Для мирного человека – бесстрашие всегда будет блефом. Потому что нет повода для бесстрашия. Те, кто воюет и сталкивается каждый день со смертью – у них есть повод преодолевать страх смерти и потом управлять им. И вот они бесстрашные. Не бесшабашные – как в 90-е, а именно подавляющие страх. Я хоть и не воевал, но был 8 лет в Донецке и мог сам несколько раз погибнуть при обстрелах. Просто происходит смирение с возможной неизбежностью. И ещё начинаешь верить в приметы. Мозг настраивается на опасность и даёт какие-то приметы. И они могут спасти. Так что бесстрашие – не блеф.


15). Виктор Любецкий «Иль сон или явь»

  _ ! _ _ !

Поправили схему и без меня. Смысл уловил как единство и борьба противоположностей. Не увидел только мысли автора. Может где-то в этом единстве Добра и Зла я его прозевал? Или автор сам не знает, что ему выбрать что более привлекательнее? Моя глубокошуточная «белая ворона» как-то по этому поводу заметила: « Летать между Добром и Злом лучше боком!»


16). Виктор Станчик «Разные лица»

_ _ ! _ ! _ _ ! _

Думаю, что и в других строфах, если бы они были, схема была бы выдержана. Хорошая миниатюра с толстым юмором. Но не для меня.


17). Лёля Строптивая «Разговор»

1) _ _ ! _ _ ! _ !
2) _ _ ! _ _ ! _ _ !

Такая схема распределяется так: первые три строки по схеме 1), четвёртая строка каждой строфы по схеме 2). Но во второй строфе это правило нарушено - 4-ая строка выполнена по схеме 1). Подправить легко. И надеюсь, что «не зги» является опечаткой. Юмор, как и в предыдущей работе – толстый, но ещё и молодой. И тоже не для меня.


18). Григорий Натман «Хватит уже ломаться»

  _ ! _ _ ! _ ! _ / _ ! _ _ ! _ ! _

Технически всё чётко. И юмор есть, как и в предыдущих двух работах. Но он и не толстый, и не тонкий. А какой-то чересчур ироничный и скользкий. Как пошутила бы моя «белая ворона» - Не люблю большие круглые даты – их клювом не ухватишь!
О смысле могу догадываться. Но и такая ирония не для меня.


19). Елена Чалиева «Дом напротив»

   _ _ ! _ _ ! _ ! _ _

Замечаний практически нет, ну, может быть только сомнения в выборе «не» или «ни» в строке «хоть Сибирь не забыть, не вычеркнуть». Хорошая получилась работа. Но из того, что сам изучал по Пушкинской эпохе я бы не назвал Анненкова умницей – характер у него был тяжёлый, тем более, что он был в рядах войск против декабристов, но был осуждён всё-таки на каторгу. А вот его будущая супруга – француженка Полина Гёбль, добившаяся разрешения у царя на поездку в Сибирь для венчания, для того времени этот поступок был очень редким. Читал в психологической литературе о таком типе характера русских женщин, который позже описывал и Достоевский в своих романах. Без неё бы никто Анненкова и не знал. Было осуждено около 500 офицеров. Много мы о них знаем? Вот Пушкин сжёг свою 10 главу «Евгения Онегина», чтобы не узнали имена его друзей-декабристов.


Рецензии
Владимир, здравствуйте. Хотела вчера ещё написать, но пропал интернет.Какую большущую работу Вы проделали! Как приятно такое небезразличное отношение участников мероприятия друг к другу. Большое спасибо! Конечно, не "проверяла" Вас по схемам, моя - совпала( по моим расчетам). /А у Евгения - нет. Я его стишок тоже иначе читаю. Но, поскольку я впервые в жизни составляла схему ))), мне тоже очень интересно, что же там - на самом деле! Просто - для общего развития/

СолоноАт - на мой слух - без сбоя, почему на О ударение?

на губАх - солоновАт вОздух( --/---//- )

Мыза: пожалуй) Вы правы! и я исправлю.Спасибо! (Чтобы не объяснять, что я имела в виду, когда писала. Просто для меня это "мыза" не какая-то абстрактная. А как имя собственное. Но в данном случае уже есть "Новая", поэтому - вы правы. Еще раз - благодарю!)

"На мой субъективный взгляд иногда в этой и других работах не хватает строгости в сюжетах. Здесь и ручей, и революция, и скоротечные облака. А ведь можно было развить и тему о декабристах, или о ручье, из которого сделали небольшой пруд и в котором потом утонул Валериан Майков, брат Аполлона Майкова."

Мне очень приятно, уважаемый Владимир, что Вы знакомы с историей этих мест! Но в случае с данным ст-ем я не ставила задачи развить тему о декабристах или ручье.
Это случайно выплывший образ Мызы определил дальнейший "полёт" мысли. Мыза тут - в значении "дача". Если Вы обратили внимание на сноску, в ней есть слово "семья". Так вот, в данном случае - слова "гнездо", "ручей", "корни", "ключи" и т.д. - не просто слова ( или "истерические возгласы" - по версии эксперта). Так же, как и "странное" посвящение маме ( по словам ув. Николая Ю) Это ст-ние - история м о е й семьи и моего "фамильного" гнезда... И каждое слово несет определенную нагрузку. Иногда - непосильную :))) О Майкове я слышала ещё от тетушки в детстве, когда никаких интернетов в помине не было)

Ещё раз - примите мою благодарность!
С уважением,
Катя

Екатерина Чаусова   25.10.2022 15:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Екатерина. Интуитивно, я понял, что Вы как-то связаны с этими местами. И переполнявшие эмоции вылились в такую работу. Понять это можно, когда читаешь вдумчиво. Большинство авторов, к сожалению, читают работы как бегущую строку. Из своего опыта: одно из моих стихотворений оценивали трое судей. Двое из них - однозначно сразу приклеили ему ярлык. А третий не поленился зайти ко мне на страницу и посмотреть другие мои работы и оценил пусть и не по максимуму, но достойно. Мне тяжелее ещё и потому, что с 2014 года нахожусь всё время в Донецке, похоронил много друзей и близких, а все, кто не понимает, что значит находится внутри войны, воспринимает мои работы, исходя из мирных канонов. Я не ожесточился, но лучше стал понимать жизнь.
А с эпохой Николая 1 (как я её называю)познакомился, когда писал циклы о Пушкине и Лермонтове. Я это называю вживанием. Такие же вживания у меня были по эпохе Возрождения (художники Италии, Испании) и Елизаветинская эпоха в Англии. Отдельно - близкое время - Испания Федерико Гарсиа Лорки.
По ударениям: есть слова, в которых как бы два ударения слышаться( одно из ударений всегда слабоударное). Вот слово "сОлоновАт" как раз такое. Подразумевал, что слабоударный слог здесь первый, а в других строках - слабое ударение падает на второй слог: например, (заглавными буквами указал слабоударные места): "Собрала бы Я из слов оду,
да сюжет давнЕнько за-мызган…"
По схеме эти слабоударные места стоят на втором слоге после первого основного ударения, а в слове "солоноват" слышится на первом слоге.
И написал обзор по логаэду, потому что у меня ранее был конкурсный опыт по простым и сложным заданным схемам.
Кстати, "давненько за-мызган" ещё можно произнести отдельно, а вот неудачное "но и без за-кона" за счёт коротких слов и слипания двух "з" язык заплетается. Но другие могут ощущать это иначе.
И мне лучше сразу писать в личные сообщения. Не люблю я это открытое пространство, где может вмешаться любой или домыслить неправильно мои или Ваши мысли. С осенней творческой улыбкой,

Владимир Евангулов   25.10.2022 17:41   Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за ответ!
Теперь я поняла, о каких ударениях вы говорили. И почему. поначалу. у меня каждый раз на одну и ту же строку получались разные схемы :)

Про остальное тоже начала понимать - не сразу, но всё яснее)
Да, я увидела ваше пожелание про личку, но подумала - вдруг кому-то ещё, кроме меня, будет полезно прочитать Ваши пояснения. Это же не секрет. Я тут многому "набралась" из чужих открытых диалогов. И еще - у меня почти десять лет личка не работала. я совсем о ней забываю, даже когда надо бы - в личку)

Скорейшего Вам и всем нам прекращения этого кошмара.
Надеюсь, до новых и интересных пересечений!

Екатерина Чаусова   25.10.2022 19:26   Заявить о нарушении
"но и без за-кона" произнести не тяжелее чем "беззаконие". Просто это тяжёлые слова. По определению)

Екатерина Чаусова   25.10.2022 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.