Недетские истории
Шёл 1980 й год...Галина пришла работать воспитателем в детский сад почти пятнадцать лет назад. Сразу после окончания педагогического училища. Работу свою очень любила. В свои тридцать пять она смотрелась девчонкой- стройная,длинноногая, по молодёжной моде одетая,быстрая в движениях, всё бегом да вприпрыжку. Заведующая садиком иной раз посмеивалась: " Галина Иванна, ты от своих воспитанников недалеко ушла, бегаешь с ними наперегонки, в куклы на полном серьёзе играешь,споришь с ними на равных, будто самой пять лет.Иной раз не мешало бы и построже быть, ишь равноправие тут устроила. На голову сядут ведь."
Галя лишь рукой махнёт : " Не сядут. У меня с ребятишками полное взаимопонимание. Сами видите- занятия провожу, как надо, всё по программе, а играть с ними одно удовольствие." И правда- дети платили ей любовью и полным доверием. Бывало, у сменщицы её, Нины Павловны, утром рёв стоит в раздевалке- то один с мамой расставаться не хочет, то другой истерику закатит. А когда Галина с утра работает, детишки бегом в группу забегают- а воспитательница уж тут как тут- подхватит , закружит, рассмешит, растормошит.... Мамочки на работу спокойными уходят- дитя в надёжных и ласковых руках.Зимой все шкафчики после прогулки проверит, каждую мокрую варежку на батарею положит, штанишки вывернет аккуратно, исправит,что нужно: детки же маленькие , не всегда получается всё, как надо.Ей ли не знать, с её-то опытом! Да и дома двое своих подрастают...
ГРИБНОЙ СУП
В те годы в детских садах был строгий контроль за всем- от кухни и прачечной до игровых. А воспитатель, он и швец, и жнец, и на дуде игрец. И игрушки сами мастерили, и куклам платья шили, и пособия учебные клеили- рисовали.Да что говорить- без интернета легко обходились)))
Летом обязательно перед началом рабочего дня-святое дело!- проверяли участок, где гуляют дети- на отсутствие грибов. Поганки скоротечно росли за одну ночь.
Воспитательницы ни свет- ни заря, пока детей не привели, начинали шнырять по периметру: траву прочёсывать, в кустики да цветники заглядывать- не притаилась ли там очередная поганка. Не дай Бог!И детей учили строго-настрого грибы не трогать даже руками, не то, чтоб в рот совать. Опасно, мол, это очень. Разные страшилки им рассказывали.
В тот жаркий июльский день Галина Ивановна работала во вторую смену- с 11 до 18. Когда пришла на работу, детишки ещё гуляли. Увидели свою любимую воспитательницу, к ней бегут, обнимают. Рады ей. Нина Павловна, сменщица, ревниво смотрит: у неё отношение к детям строгое, и они её побаиваются. А Галину вот обожают. Ишь, как бросились к ней.
Все наперебой ей что-то рассказывают,толкаются, шумят. И только озорная Любашка Давыдова насупилась, смотрит строго.
- Ты что,Любаша, какая серьёзная сегодня?- удивляется Галина.А Любашка и говорит:" Галина Ивановна, Юра Ленский гриб съел.Ведь это же опасно,правда?! "
- Я не ел, не ври- заверещал Юрка. А глаза бегают, как у виноватого.
- Ел! Ты ел,- настаивает Любашка. -Я видела!!!
Галина Ивановна побледнела, но вида не показала, чтоб Юрика не испугать.
- Иди сюда, Люба. Расскажи, что ты видела?- спрашивает воспитательница доброжелательно.А саму дрожь пробирает.
- Мы играли с Юрой и Дашей за верандой.Я в кастрюльке кукольной суп варила- песок из песочницы насЫпала, травки накрошила, будто лук зелёный, один цветок сорвала с клумбы оранжевый,это морковка у нас была, и гриб нашла, он вон там у забора вырос. Суп грибной куклам сварила.Я видела, как бабушка варила такой. Мы кукол с Дашей кормили и сами понарошку ели, а Юрка взаправду гриб съел- я видела.Я правду говорю"- И Любашка заплакала от огорчения, что ей не верят.
А Юра стоял на своём, крича : " Не ел я гриб!Люба врёт! Я его сразу выплюнул !!!"
Галина Ивановна ласково погладила Юру по голове и взяла за руку: " Юр. Не бойся. Тебя же никто не ругает.".А Нине Павловне потихоньку говорит: " Я к заведующей. Вызываем Скорую. Там разберутся: ел- не ел.
- Может, не будем шум поднимать? - замялась Нина Павловна.- Выговор влепят нам за грибы. А он, наверное, и правда не ел.Я ведь проверяла- не было на участке грибов.Я бы заметила.
Но Галина уже скомандовала Юрику весело: " Давай, Юра, наперегонки- кто быстрее добежит до двери?! А у самой голос дрогнул: понимала- дорога каждая минута.
Вызвали Скорую.Врач со Скорой даже разбираться не стал:" Срочно на промывание!" Галина с Юрой поехала в больницу. Привезли их с сиреной в токсикологию. Юра всю дорогу молчал,лишь крепко воспитательницу за руку держал. Потом было промывание желудка- очень неприятная процедура. Вопил малыш что есть силы.И было от чего !И вдруг в ванночку выпал кусок гриба. Не прожёванный,а целенький. Врач сказал, что это хорошо. Если бы прожевал бледную поганку да промедлили бы с промыванием- к утру мальчик мог умереть. Яд бледной поганки очень токсичный. Юре сделали укол и обильно напоили водой. Вызвали мать с работы.Прибежала перепуганная, в слезах,трясёт всю, хоть саму спасай. Оно и понятно. К счастью,закончилось всё благополучно. А Юрка через пару дней после экзекуции вернулся в садик и пообещал клятвенно никогда в жизни не есть грибной суп. Нине Павловне влепили выговор, лишили премии. Но разве это беда! Вот если бы махнули рукой и не поехали в больницу.... Если б поверили не Любашке, а Юре.... Ох, страшно даже представить...Выходит, Любаша спасла жизнь своего незадачливого друга. Её похвалили при всех,сказав, что она настоящий друг! А заведующая подарила Любаше куклу.Девчонка гордая ходила, героиней себя чувствовала. Да оно так и было! Нина Павловна,прикладывая руки к груди, благодарила Галину за настойчивость и просила прощения.И у неё и у Юркиной мамы. За что? Думаю, объяснять не надо....
ПЕСНЯ " ПРО ЛОШАДЕВ"
В группе у Галины Ивановны и Нины Павловны был один странный мальчик- Дима Зубков.Он отличался от других детей - тщедушный, маленький, неказистый. И главное- почти не разговаривал. Хотя ему, как и другим,пятый годок шёл.А если скажет чего, то очень непонятно,коверкая слова да ещё с каким-то французским прононсом. Да и в развитии явно отставал . Дети его сторонились.С Димой ни поиграть,ни поболтать, ни поозорничать. Тоска с ним. Галина Ивановна его жалела: как пацан дальше будет в жизни, такой жалкий растёт. Мама у него тоже была неразговорчивой,взгляд робкий, глаза почти не поднимала.Приведёт сына, разденет, в дверь сунет и нет её. Как -будто стеснялась, что у неё такой вот неудачный ребёнок .А отца у мальчишки и вовсе не было, мама его одна растила.
Но всё изменилось в жизни Димы из-за одной песни.
А дело было так. Галина Ивановна ещё в детстве окончила музыкальную школу по классу аккордеона. Это очень ей в работе с детьми помогало- в её группах ребятишки, как и воспитательница, всегда песню любили, много пели. Дождливыми осенними днями или в сильные морозы и ветра прогулка невозможна,а они не скучали- пели и танцевали не только на музыкальном занятии. В подвижные игры под музыку играли. Сценки разные из сказок ставили- Галина Ивановна выдумщица и мастерица на все руки, такого напридумывает!
Как-то раз спела она детям песню " Лошади умеют плавать". Песня грустная очень. В ней пелось о том, как корабль перевозил тысячу лошадей по океану и наткнулся на мину, которая пробила кораблю днище вдали от берегов."
Люди сели в шлюпки, в лодки влезли
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было,бедным,делать если
Нету места в шлюпках и плотах...
Сначала лошадям казалось, что плавать просто, но океан всё не кончался . И лошади утонули.Увы...
Песня замечательная, но дети же переживают, огорчаются, думала Галина. Как же быть? И она сочинила историю о том, что огромная волна спасла тех лошадей, вынесла их на берег.
На улице стоял промозглый ноябрь, дожди шли часто, и прогулки заменялись вот такими "посиделками" и играми. И в тот знаменательный день Галина тоже взяла аккордеон и спрашивает ребятишек: " Ну, мои хорошие, что мы с вами сегодня споём? " И вдруг- чудо!- из дальнего уголка послышался голос Димы Зубкова : " А давайте песню " Про лОтадев " Да так громко крикнул, что все на него обернулись с изумлением. И что главное, его сразу поняли. Поняли его косноязычное " про лОтадев". И Галина поняла. И запела. Дети слушали,а в глазах у них- таких малышей - были и жалость, и надежда,и боль... Человеческие настоящие чувства.А ярче всех блестели глаза у Димы. Наверное, его маленькое сердечко горячо откликнулось на историю о бедных лошадях. Возможно, он даже понял, что никакой спасительной волны не было. Что лошади утонули.
С тех пор песня " Про лошадев" стала визитной карточкой Галиной группы. Её первой пели " на посиделках". Дети быстро запомнили "взрослые"слова и нестройным хором подпевали воспитательнице. А Дима из своего дальнего уголка всё ближе и ближе к центру двигался. И пел всё громче и громче, всё правильнее и правильнее проговаривая замысловатые слова. И взгляд его становился всё смелее и увереннее.Галина Ивановна не забывала похваливать Диму. Голос-то у него оказался замечательным.Дети зауважали мальчишку, стали в игры звать. Ожил человек, честное слово! Галина с Ниной Павловной нарадоваться не могли на такое чудесное превращение Димки. Маме его рассказывали. А она- странное дело- всё равно робко прятала глаза и молчала. Не верила что ли...
Потом было вот что. Воспитатели решили на родительском собрании устроить папам- мамам сюрприз. Спеть " Песню про лошадев". Конечно, песня уже давно детьми называлась правильно " про лошадей". И слова её все ребятишки знали чётко.На детском утреннике эту песню петь не разрешалась- не программная,взрослая, не положено было. А родительское собрание-это не праздник ведь. Можно же. Уж больно хотелось весь мир удивить.
Родители просто дар речи потеряли, когда после разных докладов - лекций по всеобучу и решения текущих вопросов вдруг в зал смело зашли все их детки,а Галина Ивановна взяла в руки аккордеон. Вперёд вышел Дима Зубков и так хорошо и громко объявил: " Песня про лошадей". Раздались первые аккорды вступления, и дети запели. Да так ладно, стройно.Песня росла и ширилась- в ней шёл корабль, своим названьем гордый,плавала шальная мина,пробивая днище кораблю с названием " Глория", в ней бушевал океан, метались люди и кони...
" Плыл по океану рыжий остров
Остров в синем море плыл гнедой.
Им сперва казалось плавать просто
Океан казался им рекой...."
Детские голоса звенели, будоражили сознание, будили всё самое сокровенное в душах взрослых людей, иногда забывающих в суете дней о сострадании...
" Но не видно той реки и края,
На исходе лошадиных сил
Кони вдруг заржали,возражая
Тем,кто в океане их топил"
А громче и проникновеннее всех звучал голос Димы Зубкова, маленького худенького мальчика с удивительно огромными лучистыми глазами. Этот мальчик больше не был ни тщедушным ,ни жалким. Он был настоящим артистом. Солистом. И стоял впереди всей группы!
" Это кто у нас так поёт? Это что, Зубков Дима что ли? Не может быть!Он и говорить-то не умеет, вроде.."- слышался шёпот изумлённых взрослых. А невзрачная худощавая женщина в скромном, не по моде сшитом тёмном платьице вдруг подняла от пола глаза ,обвела таким же лучистым ,как у Димы , взглядом притихшую в душевном экстазе компанию собравшихся и громко сказала:" Да. Это поёт мой сын!"
Прим*
Борис Слуцкий
Лошади в океане
И.Эренбургу
Лошади умеют плавать,
Но — не хорошо. Недалеко.
«Глория» — по-русски — значит «Слава», -
Это вам запомнится легко.
Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось — плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и всё. А всё-таки мне жаль их —
Рыжих, не увидевших земли.
Свидетельство о публикации №122102402566