Бытие

ПОЧЕМУ ЭДЕЛИГ?
Я Евгений. Так меня назвали родители. Евгений от греческого еу генос – хорошо рождённый, благородный, по-немецки «эделиг». Кроме имени ничего знатного у меня нет. Я родился в Союзе Советских Социалистических Республик, в городе Ростове-на-Дону, в 1945 году. Мой отец из франконских евреев, мать еврейка из Ново-Московска Днепропетровской области. Я ординарный грешник. Но Бог пишет панораму, в которой каждый человек уникален и действующее лицо. Относительно каждого человека у Него есть план, по которому Он его и ведёт, и если человек не противится Божию промыслу, он не останется без успеха в своём деле. Впрочем, у Бога не только предопределение, но и предзнание, и нам неведома тайна ни того, ни другого.

То что я был наслышан о случаях прямого знания и предвидения в жизни моей матери парадоксальным образом уживались с привитой мне с детства верой в то, что материя первична, сознание вторично, что никакого Бога нет и что коммунизм – светлое будущее всего человечества. Маша-баптистка, утверждавшая, что цирк, театр и кино – это мерзость, воспринималась как девушка недалёкая. В институте я увлёкся философией Маркса как диалектикой, логикой и теорией познания, как системой всеобщих категорий, обратился к Гегелю, потом к Шеллингу. Мир, созданный Богом материален и диалектичен. Наука вопиит о Боге, «ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны... они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели... заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1;18-22,25). В Ис.41;10-29, в 1Ин.5;8,9 и в других местах Священного Писания мы читаем, что доказавший и доказывающий Себя Бог есть и что слово Его – истина. Изображённая в Библии картина творения Земли детальна, невздорна и подтверждается современной наукой. Это веский аргумент в пользу Бога. Рим.1;18-20. ТаНаХ (Тора, Пророки и Писания) и Новый завет Библии составляют цельное Учение, в котором последовательно изложены Замысел, История и План. Один Замысел, одна История, один План, одно Учение.

Быт.1
«Берешит бара элохгим эт хашамаим вэет хааретс». «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1;1). Элохгим (Эль-и-Хг-им  –  Бог-мой-Иегова-окончание множественного числа). Бог Элохгим есть единство Бога Эль и Бога Иеговы в Боге Духе Их принадлежности Друг Другу в любви.

1Ин.1;5: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Быт.1;3: «И сказал Бог: да будет свет». Это воздействие света Божия на вселенскую тьму есть переход. «И стал свет» (3). Во тьме возник свет. «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (4,5). Ночь и день – это нечто стабильное. День – это нечто ставшее. Переход от света ко тьме, ото дня к ночи – это вечер. Переход от тьмы к свету, от ночи ко дню – это становление, это утро. «И был вечер, и было утро: день один» (5). Фразой «И был вечер, и было утро» схвачен именно процесс перехода, процесс творения.

В начале Единый Бог Элохгим сотворил духовный мир и физическую вселенную. Планета же Земля была безвидна, не была видима, была неоформлена, пуста, представляла собой неоформленную, пустую бездну воды, над которой трудился Божий Дух (Быт.1;2). В этом втором стихе Библии представлена картина чистого небытия вселенной. Книга Бытия на иврите называется «Берешит» - «Сотворил». Наука начинает с возникновения бытия из небытия; Тора начинает с акта творения – со встречи созидательной энергии Бога с небытием, воздействия Бога на небытие – вечер; и сотворение бытия из небытия – утро. «И был вечер, и было утро».

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4;1). Возникновение человека – акт Божия творения. Адам, образ Божий, познаёт Еву, и она зачинает. От Адама до зачатия вечер, от зачатия до рождения человека – утро. И был вечер, и было утро – акт Божия творения, явление любви Бога к человеку и явление любви мужа, образа Божия, к жене.

Земля возникла в среде Солнечной туманности, 70% которой составлял водород и 28% гелий. Кислород после водорода и гелия оказался в ней самым распространённым элементом. Он содержался в ней в различных химических соединениях и в виде воды. В области возникновения планет земной группы вода содержалась в большом обьёме и в агрегатном состоянии, достаточном для возникновения и существования Земли и жизни на ней.

Когда в центре Солнечной туманности возникла светящаяся протозвезда, на формирующейся Земле наступил первый день (Быт.1;3,5). Пред Божиими очами «тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи» (Пс.89;5). По одним данным ночных страж в Иудее было три: их начало  – с захода солнца до приблизительно 10 часов вечера, средняя стража – до приблизительно 2 часов ночи и третья стража  –  до  восхода  солнца. Ученики  увидели  Иисуса, идущего к ним по морю, в четвёртую стражу. Продожительность таких страж должна была быть порядка трёх часов. Чему же равна тысяча лет, ночи, или одной страже в ночи? Смысл сказанного в том, что в глазах Бога уравниваются любые сроки и все человеческие измерения времени. Здесь, когда говорится о днях творения, речь идёт о двух вещах: об этапах творения, их содержании и последовательности и о земных сутках, в которые эти этапы завершались: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1;5).

На втором этапе творения совместным действием земных гравитации и магнетизма Бог в среде, состоящей в основном из воды, создал атмосферу, состоящую в основном из воды, отделившую воду под атмосферой от воды, находящейся над ней (Быт.1;6-8). На третьем этапе творения Бог сгустил воду, находящуюся под атмосферой, в одно место, и явился материк Пангея с внешними и частью внутренними морями. На суше Бог создал растительность (Быт.1;9,12,13). К концу четвёртого этапа Солнце, Луна и планеты обрели тот вид, в котором сущуствуют ныне. Здесь речь идёт именно о них, как о светилах «для отделения дня от ночи, для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1;14,16,19). К концу пятого этапа море произвело рыб, птиц и земноводных (Быт.1;20,23), а к концу шестого –земля произвела пресмыкающихся, земных зверей и скотов, а Бог – мужчину и женщину. Человек был создан по образу Божию единством духа, души и тела, единством мужчины и женщины в отношении принадлежности их друг ко другу в любви.

Быт.1;27,31: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». «Ничего себе «хорошо весьма»» – возмущается наш ограниченный человеческий разум: «когда этот сотворённый Богом человек своим непослушанием вверг во грех всё человечество, в тяжёлые испытания Свой народ Израилев, в преступленья и несчастья весь мир». Говоря о том, что (Рим.11;32) «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать», Ап. Павел (33-36) замечает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». О чём это говорит? О том, что мы ничего не понимаем в Боге.

Бог сотворил человека, как культурные злаки (Быт.2;5) которые ещё не росли «ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли». Интересно: сотворил, но ещё не было. Бог замыслил человека, как боги, знающим добро и зло, жизнь и смерть, благословение и проклятие, отличающим добро от зла, от сердца следующим добру и имеющим силы для того, чтобы следовать добру, возделывать и хранить свой сад и себя в нём. Рим.6;17,18: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности». И таковыми мы стали только в последнее время. То есть, сотворил, но ещё не было.

Быт.2
То, о чём говорится во второй главе Книги бытия, - не пересказ её первой главы, а обогащение её существенными конкретными деталями. Так, в процессе творения (Быт.2;4) Бог сотворил культурные растения, которые ещё не росли, потому что не было человека для возделывания земли и Бог не посылал ещё дождя на землю, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли (5,6). В процессе творения Бог создал многое, что ещё не осуществилось, хотя все Его дела уже были совершены к седьмому дню (Евр.4;3).

Сказать, что Бог сотворил неживую и живую природу и человека – это ещё не сказать ничего. Все, созданное Богом, от элементарных частиц до протозвёзд, от галактик до планетных систем, от Земли до молекулы ДНК, от простейших до человека, создано удивительно, поразительно, восхитительно сложно и прекрасно. Бог сотворил каждый вид растений и животных существовать по одному, определённому для них закону, но людей  Бог сотворил особенным образом, чтобы они могли жить, двигаться и существовать Им, Богом. В начале вне рая (Быт.2;8 ) был создан мужчина так же, как и наземные животные эволюционным путём, из земного праха, затем вдохнул в человека особенное, только для него предназначенное дыхание жизни («нишмат хаим» на иврите) - человеческий дух в Божьем присутствии, вследствие чего человек стал живою душою (7). Созданный так, человек должен был искать Бога (Деян.17;26-28). Сотворив мужчину, Бог поселил его в райском саду, в Эдеме, к северо-востоку от озера Ван, в районе Эрзурума, у истоков четырёх библейских рек: Куры, Аракса, Тигра и Евфрата (10-15). Затем Бог сотворил мужчине жену в качестве соответственного ему помощника. Сотворение женщины в 4155 г. до н.э. (Быт.5;1,2) было венцом Божия творения (Быт.2;21-25).
 
Сотворив первых людей, Бог заключил с ними Первый завет. Ог заповедал людям плодиться и размножаться, наполнять землю благодарными, порядочными людьми, силою Божией владычествовать над всею землёю (Быт.1;26). Бог создал  всё превосходно,  заповедал людям возделывать и хранить свой сад и себя в нём, питаться от всякого дерева в саду, не вкушать от дерева познания добра и зла.

Создав из стороны, грани, ребра мужа помощника ему, Бог сотворил существо не ниже мужчины, но совершил человека до полноты, без которой человек не в состоянии исполнить своего предназначения – плодиться, размножаться и наполнять землю порядочными людьми. Дети рождаются от хотения плоти, хотения мужа (Ин.1;13), но рождают их жёны верою, потому ныне спасаются через чадородие, если пребудут «в вере и в любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2;15).

Увидев свою жену, Адам, будучи водимым Богом, сказал нечто, что приоткрывает нам взгляд на характер отношений человека с Богом в раю. Адам сказал пророческое слово о будущих людях, о родителях и детях, о Божием установлении в браке. Он сказал о жене: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2;23,24). Обретая семью, мужчина берёт на себя полную ответственность за свой дом, обязан заботиться о своих стариках-родителях, почитать их и пользоваться их советами. Родители и дети должны уметь заботиться о жизненном пространстве друг друга, что возможно только в Боге, Который есть любовь (1Ин.4;8) и в Котором милость превозносится над судом (Иак.2;13).                               
Сотворив мир в шестой день, Бог нашёл его совершенным (Быт.1;31) и в седьмой день почил от всех Своих дел, благословил и освятил седьмой день, день покоя, шаббат, субботу (Быт.2;2,3), установил еженедельный праздник в памятование о субботнем дне, чтобы святить его, шесть дней работать и делать свои дела, а седьмой день, суббота, Господу в память о том Кто Творец мира (Исх.20;8-11).

Сотворив людей, Бог рассказал им Кто и Как сотворил вселенную и их, людей, показав им, что им есть за что быть благодарными Ему. Из благодарности к Богу людям надлежало поклоняться Богу, славить, хвалить, благодарить Его, назидая самих себя псалмами и духовными песнопениями, поя и воспевая в своих сердцах Господу (Еф.5;19). Также дух назидается молитвою (1Кор.14;4,14).

Быт.3
Однажды, обманутые сатаной, люди прельстились, не прославили, не возблагодарили Бога, осуетились, обезумели, послужили твари вместо творца, согрешили, стали грешными и достойными смерти, ибо возмездие за грех – смерть (Рим.6;23) преобрели плотскую, греховную природу, болезненную склонность к злым делам.

Мы знаем, что (1Пет.5;8) «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».  Поэтому нам надо бодрствовать и трезвиться. Жену настигает змей и говорит ей откровенную глупость (Быт.3;1). Жена решает вразумить змея и обнаруживает, что сама не чётко знает Божие наставление (2,3), что позволяет змею заявить: «Нет, не умрёте» (4), а напротив «будете как боги, знающие добро и зло» (5). Змей успел внушить жене сомнение в Божией любви, подозрение в коварстве Бога, сумел обольстить её перспективой знания добра и зла. Потому дерево показалось жене хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что даёт знание. Она ела сама и дала мужу (6). Глаза их открылись. Они увидели свою наготу (греховность), и устыдились, и убоялись. Следствием их согрешения – непослушания Божией заповеди – стало ужасающее изменение их духовного состояния. Им стало стыдно.

Они попытались прикрыть своё согрешение опоясаниями из листьев смоковницы (инжира, фиги, фигового дерева), скрыться от лица Господа Бога между деревьями рая (7,8). Но скрыться от лица Господа Бога невозможно. Бог есть Бог, Ходящий в раю во время прохлады дня. Он взывает к Адаму: «Адам, где ты?» (9). Бог обратился к Адаму с этим вопросом не потому, что не видел Адама, а потому, что не видел его там, где он должен находиться. Это был исполненный любви, тревоги и боли вопрос Отца к Его заблудшему сыну. Бог обличает Адама, точно указывая ему, что грех Адама состоит в нарушении Божия запрета (11). Адам занимает позицию самозащиты, самооправдания, стараясь переложить свою ответственность за грех с себя на свою жену и на Самого Бога (12): «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел». Жена обвиняет змея (13). Змей никого не обвиняет: он торжествует победу. Бог проклинает змея (14), который есть великий дракон, «называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Отк.12;9).

Благость Божия ведёт к покаянию (Рим.2;4). Адам и его жена приняли обличение, осознали свой грех и покаялись. Бог избавил их от физической смерти принесением жертвенных животных, но не мог очистить их души. Он снял с них опоясания из смоковных листьев, не могущих скрыть их грех и греховность, и одел их в кожаные одежды (Быт.3;21), могущие покрыть их грех.

Бог сказал пророчество: ЖЕНА во славе в муках рождения Младенца, которому надлежит быть восхищенным к Богу и Его престолу и пасти все народы жезлом железным (Отк.12;1,2,5), – это Ева – матерь всех живущих (Быт.3;20) и народ Божий Израилев, родивший Мессию. И родила она Мессию, и «убежала в пустыню... чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней» (Отк.12;5,6). Жена в пустыне – это Церковь Христова, Божий народ Нового завета. Бог сообщает пророчество о том, что Он положит вражду между сатаной и Божиим народом, между семенем сатанинским и Христом. Христос будет поражать сатану в голову, а сатана жалить Христа в пяту. В скорби и болезни будет рождать Церковь своих детей, влечение её ко Христу, и Он будет господствовать над нею (15,16). В этом контексте Адам предстаёт прообразом Христа, а Ева – Церкви. Целостный человек должен слушать голоса своего духа, а не души. За то, что Адам послушал голоса жены, проклята земля за Адама. Во все дни своей жизни он будет питаться от неё со скорбью, питаться будет полевою травою. Только после грехопадения людям предстояло заняться земледелием (17). Мы видим Господне наказание, которое «кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12;11). Подобно голгофской казни, происходящее нам представляется проклятием, но это благословение.
 
Люди остались под благословением. Бог заключил с ними Второй завет, согласно которому люди должны были плодиться, размножаться и наполнять землю, питаться растительной пищей. Адам должен был возделывать землю, из которой взят. Это последнее поручение людям имело глубокое духовное содержание. В частности с этим поручением хорошо справился Ной, о котором его отец Ламех пророчески сказал (Быт.5;29): «Он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог».
 
Заповедав первым людям не есть плодов с дерева познания добра и зла, Бог в доступной для людей форме объяснил им, что значат слова «смерть», «добро» и «зло». Следовательно первые люди имели знакомство (ивр. лехгакир) с этими понятиями. В Быт.3;22 Господь Бог говорит, что Адам стал как один из Богов, знающим, испытавшим на собственном опыте (применённое здесь ивр. ладаат) добро и зло. Это знание далось первым людям ценой утери чистоты. Адам согрешил, стал грешным, приобрёл греховность. Такое состояние противно первозданной  человеческой природе. Бог не может допустить, чтобы человек в таком состоянии пребывал вечно. Поэтому Господь Бог выслал Адама из Эдемского сада (Быт.3;22,232), и вместе с ним всё человечество, ибо в Адаме все согрешили (Рим.5;12).
 
Богодухновенная Библия – Божие творение. Она органично вырастает из своих первых глав как из своего начала, из семени или даже из зиготы, в ядре которой в закрученных спиралях ДНК записана программа всего дальнейшего развития организма. Бог пишет Свою историю прямо на Земле. Мы читаем о реальных событиях и характерах и в духовной глубине – о самих себе. Это мы делаем свободный выбор, в нас живут беспечная Ева, безответственный Адам, праведный Авель и ожесточённый Каин.

Быт.4
Адам познал Еву после грехопадения. Ева родила Каина. Она, знавшая Божие обетование об её Семени и прочими от Семени её, с радостью приняла этот дар от Господа. Каин означает «приобрела я» от ивр. слова «киньян» – приобретение. Ева сказала: «Приобрела я человека с помощью Бога». И в наречении имени сыну и в этих словах содержится вера в Божие обетование, не приписывание ничего себе или природе, чувство признательности и благодарности. Вскоре оказалось, что Каин не оправдывает ожиданий родителей, проявляя склонности падшего существа. Для Адама и Евы, помнящих достоинства райской жизни, наблюдать это было чрезвычайно больно. Поэтому по рождении второго сына Ева дала ему имя Авель (суета, ничтожество), что выражало её состояние тяжёлого разочарования. Эти две ошибки в наречении сыновей показали, насколько людьми была утрачена чуткость в наречении имён. Однако в этих именах просвечивалась и другая сторона их носителей. Каина его имя характеризовало как преобретателя, а Авеля его имя – как смиренного, кроткого, не почитающего себя кем-то великим, человеком (Быт.4;1,2).

Каин и Авель принесли свои жертвы «в конце дней», возможно, в канун субботы, или в конце месяца, или в новолетие, что вероятно указывает на установленные богослужебные времена принесения жертв. Бог, разумеется, видел сердечное расположение, с каким Авель и Каин принесли жертвы. Жертва Авеля была жертвой за грех, о чём Апостол Павел говорит в Евр.11;4, что Авель своею жертвою получил свидетельство о том, что он праведен. Вследствие согрешения все люди стали грешными. Как грешный Авель становится праведным? Дело Авеля было праведным (1Ин.3;12). Оно показало, что грешник становится праведным путём сокрушения, смирения, кротости, покаяния – отвращения от греха – и обращения – обращения к Богу. Жертва, принесённая Авелем, была такой же как впоследствии жертва за грех в скинии или в храме. Сердечное расположение приносящих жертву, нашло своё выражение в самих жертвах. Авель принес не просто от овец, но от «первородных», от дорогих, отборных, от этих отборных он принёс драгоценнейшее: «от туков», т. е. из самого приятного, наилучшего. О даре Каина ничего подобного не сказано. Бог принял, одобрил, похвалил дар Авеля. А на дар Каина не взглянул. Каин разгневался. Черты лица его, под влиянием зависти и злобы, прибрели угрюмое и мрачное выражение. Дух тяжёлой зависти и затаённой вражды. Бог в Своём милосердии вразумляет Каина, направляя его на путь исповедания, признания греха: Когда поступаешь хорошо и совесть твоя чиста, то ты испытываешь легкое состояние духа, радостно и весело поднимаешь свое лицо. Когда же ты делаешь что-либо дурное, то ощущение духовной тяготы гнетет твое сердце и заставляет тебя опускать взгляд вниз. Если такое случилось, знай, что у дверей твоего сердца лежит грех и ты близок к падению; поэтому, пока не поздно, собери свои силы и постарайся отразить предстоящее духовное нападение. Тебя искушает злая склонность, но ты бодрствуй и подавляй ее, не допускай, чтобы злоба, гнездящаяся в тебе и олицетворенная здесь в виде лежащего при дверях сердца зверя, созрела до решимости на злодеяние. Библия преизбыточествует свидетельствами того, что Бог великий психолог (3-7).
 
Каин убил Авеля. Это событие – первый эпизод в истории вражды между Семенем жены и семенем змея. Авель – прообраз Христа распятого (Евр.12;24). Все, отвернувшиеся от Бога, – убийцы Христа. Писание во многих местах говорит об Авеле, как о первом праведнике (8). «Каин был от лукавого... дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3;12). Господь Бог сказал Каину: «Где Авель, брат твой?». Наши предки были рассчитаны на столетия. Смерть Авеля была первой смертью на земле. Хотя она и была предопределена грехом, но впервые пришла на землю через Каина. Каин отвечает: «Я убил брата. Моя душа в стеснении». Своим вопросом Бог, как всегда, предоставляет грешнику возможность покаяться. Но Каин не так отвечает Богу. Каин лукувит пред Богом и отвечает Богу дерзко (Быт.4;9). Он далёк от покаяния. Бог показывет Каину, что Он, Бог, Всевидящий, Всезнающий, что от Него ничто не сокрыто, что Голос Авелевой крови вопиит к Нему от земли на небеса (10), и тогда Он даёт место возмездию. «Проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (11). Каин – человекоубийца проклят. Изгнанный в Адаме из Эдемского сада, он изгоняется из Эдема (12). Его ожидает смерть в пакибытии. Каин боится, что всякий,  имеется в виду всякий из других детей Адама и Евы, может его убить. Каин боится насильственной смерти на земле (14). Бог даёт ему знамение, «чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (15). Каин «пошёл от лица Господня». Это принцип Каинова пути (Иуд.1;11).

Каин ушёл из Эдема «и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (16). Подпавший под проклятие от земли, в скорби он стал возделывать её. Ушедший от Божия лица, сам стал строить свою жизнь, свой город, своё состояние, в надежде что его дети будут жить лучше него. Потому назвал город именем своего сына, имя которого Енох (ивр. Ханох) «зачинатель, обновитель». С городом Каин связывает конец скитаний и видит в Енохе зачинателя оседлой жизни. В истории материальной культуры строительство укреплённых городов вызвано переходом от собирательства и охоты к земледелию (17). Сын Еноха Ирад, имя которого означает «город». Город – постоянное место жительства и резиденция Ирада, как властителя. Сын Ирада Михиаэль – «Поражённый, уничтоженный Богом». Очевидно в имени сына Ирад увековечил память об ужасном бедствии, постигшем каинитов во времена Ирада. Сын Михиаэля Мафусал – «человек, муж Божий, испрошенный у Бога». В его имени мы можем усмотреть знак некоторого смирения гордых потомков Каина и их временного обращения к Богу. Однако имя сына Мафусала, Ламеха, означает уже «разрушитель, неприятель». Бог показывает здесь насколько извилисты пути грешных людей, ушедших от Божия лица (18).

Ламех впервые ввёл многожёнство. Имя одной его жены Ада – жена для деторождения «устранённая, отвергнутая», а другой Цилла – жена для сожительства, неизменно пребывавшая под сенью мужа, в его тени. Имя Цилла - «тень, ширма» (19). Дети Ламеховых жён начинатели некоторых дел, ремёсел, профессий. Сын Ады Иавал – «отец живущих в шатрах со стадами» (20). Его имя означает «кочевник, ведущий стада». Его брат Иувал – «отец всех играющих на гуслях и свирели». Его имя происходит от слова «юбилей» - протяжный музыкальный звук, издаваемый трубою (21). Цилла родила Тувалкаина – кузнеца орудий «из меди и железа». Сестра Тувалкаина Ноема (ивр. «миловидная, прекрасная»). Об её профессии ничего не сказано. Самонадеянный Каин строит человеческие правила жизни без Бога: быт и производство, орудия труда и оружие. Каин – это уйти от Божия лица, в скорби питаться от земли, пасти стада, петь, танцевать музицировать, играть с женщинами, строить крепости и защищать их силой оружия. Современный мир безумен оттого, что продолжает идти Каиновым путём.
   
Адам познал Еву и она родила Сифа (Шет – поставление, утверждение). Как столп и утверждение Сиф – родоначальник Божия народа, прообраз Христа (1Кор.3;11), и Церкви (1Тим.3;15). Через него – Ной, Авраам, народ Израилев, Христос, Христова Церковь (Быт.4;25).

Сын Сифа Енос (ивр. Энош – немощный, смертный, человеческий), то есть кроткий и смиренный пред Богом. В Синодальном переводе Быт.4;26 сказано: «Тогда стали призывать имя Господа». Просто и понятно. Однако, переведённое так, место в оригинале звучит «стали нарекать именем Господа» и многозначно. Его можно понять и оно понималось разными комментаторами по-разному. Разные понимания этого текста проливают свет на разные места Писания и одинаково значимы.

Так, понимание, что во времена Еноса люди (каиновы) стали нарекать именем Бога идолов и кумиров: людей, животных и прочую тварь, отмечает что во времена Еноса в среде каиновых возникло идолопоклонство. Понимание, этого места как «стали призывать имя Бога» обращает внимание на то, что во времена Еноса сифовы вышли на новый уровень духовности, а как «называться именем Бога» объясняет кого следует разуметь под сынами Божиими, а кого под человеческими.

Быт.5
Книги ТаНаХа – древнееврейского Священного Писания на протяжении тысячелетий путём тщательного переписывания были сохранены на языке оригинала соферами, книжниками и масоретами. С 336 по 323 гг. до н.э. эллины, под предводительством Александра Македонского захватившие мир, встретились с восточной мудростью и были увлечены древнееврейскими Священными Писаниями. С III по I вв. до н.э. была выполнена Септуагинта – перевод ТаНаХа на общегреческий язык койне. Древнейшие манускрипты ТаНаХа – рукописи Мёртвого моря, выполненные в период с 250 г. до н.э. до 68 г. н.э.; переписанный в 895 г. н.э. Бен-Ашером,  хранящийся  в Караитской синагоге в Каире кодекс пророков; переписанный в 1010 г. Самуилом Бен-Иаковом, хранящийся в Санкт-Петербурге, полный текст Ашера; в виде копии 1105 г., хранящийся в Карлсруэ, масоретский текст семьи Бен-Нафтали, известный под названием «Кодекс Рейхлина». Кроме того тексты ТаНаХа сохранились в переводах на греческий и латынь в многочисленных рукописных копиях, из которых древнейшие: хранящийся в Британском музее Александрийский кодекс (V в.); Ватиканский кодекс (середина IV в.), хранящийся в Ватиканской библиотеке, и Синайский (IV в.) кодекс, 347 листов которого находятся в Лондоне, 43 листа в Лейпциге и фрагменты трёх листов кодекса в Санкт Петербурге.

Если по отношению к тексту его переписчики и переводчики проявляли уважение и бережность, то в отношении хронологии событий такой тщательности нет. В результате возникло значительное различие между хронологиями масоретских текстов и Септуагинты.

В Синодальном переводе Библии, принята хронология Торы. По ней выходит, что Бог сотворил человека, мужчину и женщину, и нарёк ему имя Адам в 4155 г. до н.э. Создав человека по Своему подобию, Бог вошёл в родословие человека (Лк.3;38). От Адама до Ноя 1056 лет. Енох (ивр. обновитель, начинатель, освятитель) родился в 3163 году. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5;24). «Ходил пред Богом» в оригинале – «ходил с Богом». Это теснее хождения пред Богом. Вследствие этого, а не чего-либо другого Бог взял Еноха. Это подтверждает и автор Послания к евреям (Евр.11:5): «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу». Хождение с Богом – это и образ жизни человека как бы в божественном присутствии, как бы постоянно видящего Бога пред собою очами веры, и в соответствии с этим согласующего образ своего поведения, каждый шаг своей жизни, и хождение человека, по воле Божией в Божием присутствии. Глубинная причина близких отношений с Богом – любовь к Богу. Если я люблю девушку, я буду искать свиданий с ней, если не люблю, я, возможно, разорву с нею отношения. Енох был переселён, потому что угодил Богу тем, что ходил с Богом. Сын Еноха, Мафусал, прожил 969 лет и умер непосредственно перед потопом. Ной (ивр. Ноах – успокаиващий, умиротворяющий) родился в 3099 г. до н.э. Его отец, Ламех, родившийся в 3281 году, проживший 777 лет, умерший в 2504 году, за пять дет до всемирного потопа, по рождении Ноя сказал о нём пророческое слово о том, что Ной утешит сынов Божиих в их работе и в трудах их по восстановлению земли, которую проклял Господь (Быт.5;29).  Три сына Ноя: Сим, старший брат Иафета (Быт.10;21), родился в 2596 году, когда Ною было 502 года (Быт.11;10); средний сын Ноя Иафет и младший – Хам (Быт.9;24).

Быт.6
Люди начали умножаться на земле. У них родились дочери. Они были красивы. Возможно это были потомки Ноемы. Сыны Божии брали их себе в жёны, какую кто избрал. Произошло смешение Божиих и человеческих и великое развращение людей на земле. Этим самым сыны Божии пренебрегали Божиим духом. Потому Бог положил им время до потопа сто двадцать лет. Это происходило в 2619 году (Быт.6;1-7). «Ной же обрел благодать пред очами Господа». Он был праведным и непорочным в своём поколении. Ной ходил с Богом (8).

Бог поручил Ною и его семье построить ковчег спасения. В Библии слово, переведённое как «ковчег», – это др. еврейское «тейва», означающее и «слово» и «ящик». Сто двадцать лет Ной «строил» ящик и одновременно строительством ящика строил слово к противящемуся слову народу. Ной проповедовал делом и словом. Пропорции ковчега: 30x300x50. Эти цифры в иврите обозначаются буквами «ламед», «шин» и «нун», вместе составляющими слово «лошён» – речь.

Бог сказал Ною, что наведёт на землю водный потоп (17). Ной поверил Богу, а погибающие не поверили. Поскольку сыны Божии пренебрегли Божиим духом и допустили великое развращение людей на земле, Бог уничтожил народ Земли, чтобы создать новый народ от прошедшего крещение в водах потопа (1Пет.3;20,21) праведника Ноя. В этом отношении Ной – прообраз Иисуса Христа.   

Быт.7,8
В шестисотый год жизни Ноя, с семнадцатого зива (ияра), в 2499 г. до н.э. начался всемирный потоп (Быт.7;11) и 27 зива в 2498 г. до н.э. завершился (Быт.8;14). Ковчег остановился на Араратских горах (4).

Быт.9
В лице Ноя и его сынов Бог поставил со всем человечеством завет, согласно которому люди должны не убивать друг друга, а плодиться, размножаться и наполнять землю. Они могут есть не только травную пищу но и всё, движущееся, что живёт. Только нельзя есть мяса с кровью, потому что в крови жизнь.

Адам и его жена в раю были наги и не стеснялись, потому что они были людьми и соответствовали своему человеческому статусу. По согрешении они, называясь людьми, оказались, как люди, несостоятельными. «А король то голый!». Бог покрыл их наготу кожаными одеждами. Хам видит несостоятельность праведного Ноя и указывает на неё: «Полюбуйтесь на этого праведника!». Хам хам, и защищается посредством унижения своего отца. Такое поведение – хамство. За это проклят Ханаан. Сим и Иафет не смотрят на несостоятельность отца и получают благословение. Обратим внимание, что Ной не возмущается в сердцах, а сообщает пророческое слово. Это важно вспоминать, когда дети хамят нам.
   
Быт.10
В десятой главе говорится о расселении народов по земле. Сыны Сима – Иафет, Хам, Сим. «Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас» (Быт.10;2). Яфетиды – киммерийцы, восток Турции (от  Гомера), германы, балты, славяне (от сына Гомера, Аскеназа), кельты, италики (от второго сына Гомера, Рифата), фригийцы (Центр. Турция), армяне (от третьего сына Гомера, Фогармы); массив кочевых ираноязычных народов,  в состав которых входили, в частности, скифы (от Магога), мидяне (от Мадая). От Иавана: эллины, этруски, киприоты, хетты; от Фувала: испанские народы басков и иберов; от Мешеха: грузины, балканские иллирийцы, каппадокийцы; от Фираса: фракийцы, гето-даки.

«Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан» (6). Хамиты – от Хуша эфиопы, кушиты; от Мицраима копты (Северная Африка, Ближний Восток); от Фута берберы и от Ханаана доеврейские народы на земле Израиля.

 «Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам» (22). Элам – древнее государство со столицей Сузы. Ассур – Ассирийское царство. Луд – Лидия (запад Турции). Арам – арамеи, впервые упоминавшиеся в середине III тыс. до н.э. кочевые племена, в XIV в. до н.э. расселившиеся в Сирийской пустыне (Сирия, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия).

Быт.11
Симу, старшему сыну Ноя, было сто лет, когда у него родился сын Арфаксад чарез два года после потопа в 2496 г. до н.э. (Быт.11;10). Внук Арфаксада, Евер (ивр. «перешедший реку»), 2431 года рождения, прародитель евреев (14). По-видимому, назван так, что вместе с Ноем в недре Сима перешёл через воды всемирного потопа. Библейская история еврейского народа, начиная с Авраама – это история  ряда его судьбоносных переходов. Во времена Евера, усилился внук Хама, сын Хуша, зверолов Нимрод. Его царство «вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт.10;9,10), на юге Месопотамии. Быт.11;1.2: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там». Там они стали строить город и Вавилонскую башню до небес, чтобы сделать себе имя прежде, чем они рассеются по лицу земли. Людям, отвернувшимся от Божия лица, свойственно затевать  гигантские социальные и технические предприятия: империи Древнего мира, Средневековая Европа, Османская империя, гуманизм Возрождения, Просвещение и просвещённые монархии, буржуазный мир XIX века, социализм, коммунизм, нацизм, секуляристский гуманизм, демократия, энергетические, климатические, космические программы. Конец их один – люди перестают понимать друг друга. Быт.11;6-9: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». Сына, родившегося в 1397 году (16) Евер назвал Фалеком (ивр. палег – «рассечение, разделение»), потому что в его дни земля была разделена (Быт.10;25). От Арфаксада до Авраама 290 лет. Отец Авраама, Фарра, родился в 2276 году и жил в Уре Халдейском. В семьдесят лет, в 2206 году у него родились Аврам, Нахор и Аран... Аран родил Лота и умер при Фарре. «Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана... И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт.11;26-32). Фарра умер в Харране в 2071 году, когда его внуку, Исааку, сыну Авраама было уже 35 лет.

Быт.12
На примере Еноха мы видим, что тот, кто ходит с Богом, угоден Ему. Бог вдохнул в человека дыхание жизни, чтобы человек влёкся к Богу, искал Его (Деян.17;26,27), чтобы ходить  перед Богом и с Богом. Ходить перед Богом – это всегда ходить как бы в Его присутствии; ходить с Богом – это и всегда ходить как бы в Его присутствии и по воле Бога ходить в Его присутствии. Мы входим в присутствие Божие в Его слове, в поклонении, преклонении, славословии, благодарении, хвале, молитве. Бог не слышит наших молитв, когда мы не в вере и когда во грехе. Поэтому наши молитвы сначала могут быть не разговором с Богом, а приближением к Богу.
 
Аврам ходил с Богом. Его отцу, Фарре, Бог заповедал идти из Ура, в Ханаанскую землю, но Фарра остановился в Харране. Бог не сказал Авраму в какую землю ему идти. Не смотря на это Аврам не отступил. Бог сказал Авраму: «Пойди», на иврите «Лех-леха» - «Идя, иди» или «Иди себе», или «Иди к себе». Это слово заключает в себе всё содержание пути Аврама, как в смысле верности избранному курсу, твёрдости веры и направления двжения от себя, искажённого грехом к себе истинному и настоящему. Авраму надлежало: 1) выйти из своей земли; 2) от своего родства: 3) из дома своего отца; 4) в землю, которую Бог укажет ему. За это благословения: 1) Бог произведёт от Аврама великий народ; 2) благословит Аврама; 3) возвеличит его имя; 4) Аврам всегда будет в благословении; 5) Бог благословит благословляющих Аврама, а злословящих проклянёт; 6) в Аврааме благословятся все земные племена.

Аврам вышел из Харрана в возрасте семидесяти пяти лет, в 2131 г. до н.э., через 18 лет после смерти Ноя. Аврам пошёл так, как сказал ему Господь  (Быт.12;4). Это очень важно. Иудаизм рассматривает жизнь человека, как годы странствования. Авраам за годы жизни приобретал души для Господа (5). Бог заповедал Авраму, чтобы он оставил своё родство, но Аврам рассудил, что не резон оставлять своего осиротевшего племянника, Лота, на попечение старого Фарры. Кроме того Аврам был сердечно привязан к племяннику. Порой трезвые рассуждения и сердечные привязанности не позволяют нам в точности исполнить Божью волю. Авраам должен был оставить Лота, так как ни Елиезер, ни Лот не участники завета.

Бог обещал Авраму дать его потомству Ханаанскую землю, в которую привёл Аврама (7). Авраам прошёл до дубравы МорЕ в Сихеме (Шхеме), городе в 50 км на север от Иерусалима (6), дошёл до Вефиля в 16,5 км к северу от Иерусалима, расположился на горе между Вефилем и Гаем, расположенном в часе ходьбы к востоку от Вефиля, затем отправился к югу. Там был голод. Аврам и Сара, его жена, идут в Египет (ивр. Мицраим). По трезвом рассуждении Авраам предлагает Саре назваться его сестрой, чтобы, во-первых, обогатиться за счёт жены и чтобы, во вторых, сберечь жизнь (13). «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (17). Господь не проклинает Аврама, но научает его.

Быт.13
Аврам возвращается из Египта и совершает переходы там, где был прежде (Быт.13;3,4). Бог помещает его в обстоятельства, в которых он вынужден разделиться с Лотом. Авраам проявляет доверие к Богу и стремление к миру. (14-18): «И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее. И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу». Дубрава Мамре находилась в Хевроне, городе в 30 км к югу от Иерусалима.

Быт.14
Пять царей: царь Содома Бера (Злой - ра), царь Гоморры Бирша (Преступный – реши), царь Адмы Шинава (Ненавидящий – соне Отца - ава), царь Севоимский Шемевера (Сам – шема, сделавший себе крыло - евер), и царь города Белы, который есть Сигор, двенадцать лет были в порабощении у Еламского царя (царя Элама) Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились (Быт.14;2,4). С четырнадцатого года четыре царя: Еламский царь Кедорлаомер, Сеннарский (царь Шумера), сказавший: «Амрафела» - «бросайся» (амар) в печь (пул), Елласарский царь Ариох и гоимский (царь гоев, царь народов) Фидал (Тидал), объединившись, вели войны под гегемонией мощного царя Элама, Кедорлаомера, поразили рефаимов, тех самых против которых остереглись сражаться евреи в пустыне, зузимов и эмимов, дошли  до Кадеса (впоследствии Мишпат), в пустыне Негев на юг от Вирсавии, и собрались в долине Сиддим (долине многих полей - садот). Позднее произошло затопление долины, и образовалось Солёное (Мёртвое) море. В этой долине первые пять царей воевали с четырьмя, но не устояли. Цари, бывшие с Кедорлаомером, взяли всё имущество и припасы Содома и Гоморры, взяли также Лота, племянника Аврама, и его имущество. Аврам, названный здесь евреем, вместе с союзниками выступил против Кедорлаомера, возвратил всё награбленное и женщин, и народ, и своего племянника Лота. Когда Аврам возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве (ныне царская долина) и Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, царь Салимский, вынес ему хлеб и вино. Священник Эль Элиона, царь Иерусалима, Малки-Цедек (мой царь - справедливость) преподносит Авраму знаки гостеприимства. Господь говорит Господу Давидову: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109;1,4). Мелхиседек – прообраз Мессии. Евр.7;1-16.

Быт.15
Аврам победил царей, и каких царей: царей Шумера, Элама... Он победитель, у него появились сильные враги, и ему стало страшно. Было слово Господа к Авраму (Быт.15;1,4-6): «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика... Тот, кто произойдёт из чресел твоих, будет твоим наследником. И вывел его... и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Авраам – отец всех обрезанных и всех верующих в необрезании (Рим.4;11,12). Быт.15;12,13,16: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет... в четвертом роде возвратятся они сюда». Действительно, от рождения Аврама (2206) до рождения Исаака (2106) сто лет, от рождения Исаака до рождения Иакова (2046) шестьдесят лет, от рождения Иакова до рождения Иосифа (1956) девяносто лет, от рождения Иосифа до его смерти сто десять лет. (100 + 60 + 90 + 110) : 4 = 360 : 4 = 90. Продолжительность  одного поколения – 90 лет. Сыны Израилевы поселились в Египте в 1916 г. до н.э., находились в Египте 430 лет. Угнетение их началось при жизни Иосифа в 1886 году. Иосиф умер в 1846 году. Евреи вышли из Египта в 1486 году и вошли в землю обетованную в четвёртом поколении бывших в рабстве в 1446 году. Третье поколение завершилось в этом же 1446 году, началось в 1536-м, второе поколение началось в 1626 и первое поколение бывших в рабстве сынов Израилевых началось в 1716 году. После того как Аврам получил это пророчество, «заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (18).

СЕПАРАЦИЯ
С первых глав книги Бытия до последних строк так называемого Ветхого завета Библии живой, сущий, истинный, единый Бог, Элохгим говорил нам о Своём грядущем народе, пророчествуя о месте, условиях и времени его возникновения, говорил о Мессии, Который должен прийти, и о Своём Новом завете, который Он поставит со Своим народом. Все библейские пророчества с поразительной точностью сбылись и сбываются на наших глазах. Неизменное исполнение библейских пророчеств – это не аргумент, а именно доказательство бытия Бога и истины Его слова.
 
Сепарация (лат. сепарацио - отделение) – процесс разделения разнородных элементов, находящихся в смеси. Создавая мир, Бог сотворил свет и отделил свет от тьмы, день от ночи; сотворил небо, отделив воду от воды; сотворил моря, создав сушу. Нужен ли Богу сотворённый Им мир? Бог ставит пределы, границы, даёт законы, уставы – творит мир путём сепарации. Первые люди были чисты, невинны и наивны, как дети. Рай был детским садом человечества. Бог попустил отделение зла от добра. В лице Каина отступившее от Бога человечество ушло от лица Бога. Во времена Еноса люди (каиновы) стали нарекать именем Бога идолов и кумиров: людей, животных и прочую тварь, в среде каиновых возникло идолопоклонство. В отступившем от Бога человечестве Бог стал творить Свой народ.  Нужен ли Богу творимый Им народ? Енох ходил с Богом и угодил Богу, и не видел смерти, потому что Бог взял Его. По слову Божию Аврам отделяется от идолопоклоннического мира и уходит от него. «Лех-леха меарцеха» – «Иди из страны твоей». Аврам ходил с Богом. В Авраме Бог творит Божия человека. «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15;6). Аврам верит в Бога и доверяет Богу в том, что Бог в силах изменить его, Аврама, в человека Божия. Аврам – это вера в Бога и доверие Ему. Бог в силах сделать из нас Божиих людей через нашу веру в Бога, наше доверие Ему.

Быт.16
Сара (госпожа) – жена Аврама (высокий отец). Жена – образ души. За то что муж, Адам, (дух) послушался голоса жены (души), проклята земля за Адама. Сказала Сара Авраму: «войди к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары... Он вошел к Агари, и она зачала» (Быт.16;2,4). Дело было на 86-м году жизни Аврама (3) «Увидев же, что зачала» Агарь «стала презирать свою госпожу. Сара по трезвом рассуждении предложила Аараму войти к её служанке Агари. В результате разрушение отношений между людьми. Сара сказала Авраму: «Господь пусть будет судьею между мною и между тобою» (5). Супруги приглашают в эту ситуацию Бога. У Бога как всегда совершенно нетривиальное решение. Сара изгоняет строптивую служанку. Ангел находит служанку в пустыне по дороге к Суру у источника, который впоследствии был назван Беэр-Лахай-Рои (Источник Живого, видевшего меня). Ангел сказал ей (8): «Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь?». Когда Бог спрашивал Адама: «Адам, где ты?», Он спрашивал так не потому, что не знал, где Адам, а обращал внимание Адама на то, что Адам находится не там, где должен находиться. Так же с Агарью. Агарь отвечает: «Бегу от лица Сары, моей госпожи» (8). Ангел объясняет: «Не туда идёшь». «Возвратись к госпоже своей и покорись ей... умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества... вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил... он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицом всех своих братьев»... Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила» (9-12,16). Измаил родился в 2120 г. до н.э. Пророческое слово о неисчислимом потомстве Измаила, о характере и образе жизни потомства Измаила было дано в 2121 г. до н.э, за 2742 года до того, как в в 622 г. пророк Мухаммед и первые мусульмане переселились из Мекки в Медину.

Быт.17
Когда Авраму было девяносто девять лет, в 2107 году, Иегова (Господь) сказал Авраму: «Я Эль Шаддай (Бог Всемогущий); ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17;1). Хождение пред Богом – условие хождения с Ним. «Ты будешь отцом множества народов... Имя тебе Авраам (отец множества)... произведу от тебя народы и цари произойдут от тебя (4-6). Это завет о Христе (Гал.3;16,17).

Также Бог поставил с Авраамом вечный завет о том, что Он будет Богом Авраама и его потомков и даст им в вечное владение ханаанскую землю, они же должны исполнять завет об обрезании, которое есть знамение завета. Во все поколения должен быть обрезан всякий младенец мужского пола из потомков Авраама и всякий, рождённый в доме, купленный за серебро у иноплеменников, из других народов. Евреи – не этнос и не национальность. Евреи – это народ завета, который Бог подтвердит с сыном Авраама, Исааком и потомством его заветом вечным (Быт.17;7-12,19). Отныне имя Сары (Госпожи) Сарра (15). Она родит Аврааму сына, Исаака, в следующем 2106 году в то же самое время. Совершенно необъяснимым образом Всевидящий (Быт.16;13) и Всезнающий (Ин.21;17) Бог предвидит и предзнает всё.

Быт.18
Господь явился Аврааму у той самой, принадлежавшей его союзнику аморреянину Мамре, расположенной в окрестностях Хеврона, дубравы Мамре, о которой говорится в Быт.13;18. Авраам сидел при входе в свой шатёр в послеполуденное время дневного зноя, что было обыкновением для жителей древнего Востока. Увидев путников, Авраам внимательно отнёсся к ним. Он обратил внимание на то, что они очень торопятся, иначе с чего бы им в такой зной идти по пустыне. Всё, что он делает для них, он делает быстро и просит одного из них, главного, чтобы путники не прошли мимо него. Он ещё не видит в странниках ничего особенного, не видит в них Ангелов и не видит в главном из них Иеговы. Авраам спешно бежит к Саре и говорит ей замешать 13-14 кг муки для пресных лепёшек (Быт.18;1-3,6). Значит, лепёшки предназначены и в дорогу. Иоанн Златоуст отмечает здесь пламенное усердие, радушие, радость, удовольствие, величие страннолюбия, глубину смирения, возвышенность боголюбивой души Авраама. То, что главный из путников – Иегова, мы узнаём только из 13 стиха. Оставляя в стороне историю о том, как засмеялась в себе и отреклась в этом Сарра, скажем, что Авраам проводил странников до места, вероятно «Кафар-Варух», откуда открывался вид на Мертвое море и окружающие его города Содом, Гоморру, Адму, Севоим и Сигор (16). Господь подтверждает Своему другу Аврааму ранее сказанное ему обетование и сообщает ему Своё намерение относительно Содома и Гоморры (18-21). Затем два Ангела сходят в Содом (22), а у Авраама происходит замечательная беседа с Господом, в которой праведник разумно аргументируя застуапется за города. Из ответов Господа Аврааму видно, что Ему нравится этот спор.

Быт.19
Ангелы пришли в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома (Быт.19;1). Что Лот делал вечером у ворот Содома? Он вместе с другими знатными и уважаемыми содомлянами обсуждал городские предприятия, дела и происшествия. Появление Ангелов не ускользнуло от внимания горожан. «Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом» (1-4) и подступили к дому, чтобы надругаться над пришельцами.

Эта ситуация требует отдельного рассмотрения. «Весь народ со всех концов города» - это показывает масштаб развращения. «Мы познаем их». Поведение содомлян содержало в себе угрозу для гостей, для Лота, для его семьи. Это поисходит всегда, когда мы избираем вести себя праведно среди грешников. Лот выходит к ним, заперев за собой дверь: «Братья мои». Но призывать к совести содомлян уже не имело смысла. Лот готов жертвовать семьёй. Но содомляне сначала угрожают Лоту, а потом приступают к нему и подошли выломать дверь. Ангелы избавили Лота, являя ему кто есть они, «а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (5-11). Эта слепота –образ состояния грешников, дошедших до безумия во грехе, - ослепления ума, чувств, беспорядочности ощущений, воображения, узнавания.

Затем Ангелы призывают праведного Лота выйти со своими родными из города. «Но его зятьям показалось, что он шутит» (12-14). Как часто мы погибаем из-за того, что нам кажется, что пророк шутит. Если праведный Авраам твёрдо решил оставить всяческий грех, то праведный Лот колеблется. «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города» (15,16). Жизнь Авраама и даже Лота – великое ободрение для нас, грешных, только бы мы, начатую жизнь твёрдо сохранили до конца (Евр.3;14).
   
Далее следует замечательное по силе наставление одного из Ангелов (Быт.19:17): «Спасай душу свою, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Лот проявляет малодушие. Столь радикальный путь – не оглядываться, не останавливаться и спасаться на гору – он находит непосильным, даже смертельно опасным. И, великая милость Господня, Ангел (21,22) «сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда».

Лот пришёл в Сигор. Бог ниспроверг Содом и Гоморру. Лоту стало страшно жить в Сигоре, и он стал жить в горе, в пещере. Дочери Лота стали беременными от своего отца таким способом, каким по обыкновению беременели содомлянки от своих содомских геев. У старшей родился Моав (от отца), у младшей – Бен Амми (сын моего рода). Моав – отец моавитян, Бен Амми – аммонитян.


Рецензии