Эссе Библия. Иов

ИОВ.

ОН НЕ ПОСТУПИЛСЯ ПРЕДАННОСТЬЮ БОГУ.

Он сидел на земле. Тело его с ног до головы было покрыто саднящими нарывами, или язвами. Представьте его, с поникшей головой и опущенными плечами, совсем одного. Ему едва хватало сил отгонять мух, роящихся вокруг него. Сидя в пепле в знак горя и скорби, он только и мог, что скрести черепком пораженную болезнью кожу. Как много он потерял и как низко пал! Друзья, соседи и родственники отвернулись от него. Все вокруг, даже дети, насмехались над ним. Он думал, что и его Бог обратился против него, но на этот счёт он ошибался (Иов 2:8; 19:18, 22).
То был Иов. Вот что сказал о нём Бог: «Нет на земле подобного ему» (Иов 1:8). Даже спустя века Бог по-прежнему считал Иова выдающимся праведником (Иезекииль 14:14, 20).

Приходится ли вам сталкиваться с бедами и несчастьями? В рассказе об Иове можно черпать огромное утешение. В нём также подробно раскрывается, в чём суть одного качества, необходимого каждому верному служителю Бога,— беззаветной преданности. Оно проявляется, когда люди настолько преданы Богу, что продолжают исполнять его волю, невзирая на тяготы и невзгоды. Итак, на примере Иова давайте подробнее узнаем об этом качестве.

О ЧЁМ ИОВ НЕ ЗНАЛ.

Есть основания полагать, что через какое-то время после смерти Иова рассказ о его жизни составил верный служитель Бога Моисей. Под вдохновением свыше он поведал не только о событиях, развернувшихся вокруг Иова на земле, но и о том, что происходило на небе.

В начале повествования Иов ведёт насыщенную, счастливую жизнь. У него был большой достаток, его хорошо знали и уважали в земле Уц, вероятно находившейся на севере Аравии. Он щедро делился с нуждающимися и вступался за обездоленных. Иову и его жене посчастливилось иметь десять детей. Но главное, Иов был человеком духовным. Он усердно старался во всём угождать Богу, как и его дальние родственники: Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. Как и эти патриархи, Иов выполнял в семье роль священника, неизменно принося за детей жертвы (Иов 1:1—5; 31:16—22).

Но вдруг события принимают неожиданный оборот. Нам позволено заглянуть в духовный мир, и мы узнаём то, о чём Иов знать не мог. Перед Богом собрались его верные ангелы, явился и мятежник Сатана. Бог, зная, что Сатана презирает праведника Иова, обратил его внимание, что Иов безупречен, как никто другой. Сатана же дерзко возразил: «Разве Иов боится Бога бескорыстно? Не ты ли со всех сторон оградил его, его дом и всё, что у него есть?» Сатана ненавидит преданных Богу людей. Проявляя беззаветную преданность Богу, они показывают, что Сатана — предатель, которому ни до кого нет дела. Итак, Сатана утверждал, что Иов служит Богу исключительно из корысти. Лишись Иов всего, что имеет, заявил Сатана, он проклял бы Бога в лицо! (Иов 1:6—11).

Иов не мог знать о том, что Бог возложил на него почётную миссию: доказать, что Сатана неправ. Сатане было позволено лишить Иова всего, что он имел. Только самого Иова трогать ему было нельзя. Сатана немедля взялся за своё грязное дело. Сразу несколько тяжких ударов обрушилось на Иова за один-единственный день. Он получил известие, что остался без своего скота. Ему сказали о пропаже крупного рогатого скота и ослов, потом овец, а потом и верблюдов. Хуже того: он узнал, что убиты слуги, пасшие скот. Некоторых из них, как ему сообщили, убил огонь, который «упал... от Бога». Возможно, это была молния. Не успел Иов до конца осознать, что погибли люди и что теперь ему предстоит жить в бедности, как последовал самый тяжкий удар: на дом его старшего сына, где собрались вместе все десять детей, налетела буря. Дом рухнул, и все они погибли! (Иов 1:12—19).

Трудно, пожалуй, даже невозможно представить себе, что почувствовал Иов. Он разодрал на себе одежду, остриг волосы и рухнул на землю. Иов рассудил так: Бог дал, Бог и взял. И неудивительно: по хитроумному замыслу Сатаны всё выглядело так, будто все эти беды наслал Бог. Однако вопреки предсказаниям Сатаны Иов не стал проклинать Бога. Он сказал: «Пусть имя Бога будет благословенно» (Иов 1:20—22).

«НЕ ПРОКЛЯНЁТ ЛИ ОН ТЕБЯ?»

Сатана пришёл в ярость, но сдаваться и не думал. Во время собрания ангелов он вновь предстал перед Богом. Бог снова похвалил Иова за преданность, которая выдержала все нападения Сатаны. Тот возразил: «Кожа за кожу! За свою душу человек отдаст всё, что у него есть. Но протяни, пожалуйста, руку и коснись его кости и плоти — не проклянёт ли он тебя в лицо?» Сатана был уверен, что тяжелая, невыносимая болезнь заставит Иова проклясть Бога. Бог, нисколько не сомневаясь в Иове, позволил Сатане отнять у него здоровье — но не жизнь (Иов 2:1—6).

Вскоре Иов дошел до того состояния, которое описано в начале. Представьте, что чувствовала его несчастная жена. Теперь ей, и без того убитой горем из-за гибели десяти детей, приходилось беспомощно смотреть на жестокие страдания мужа! В полном отчаянии она воскликнула: «Ты всё ещё твёрдо держишься своей непорочности? Прокляни Бога и умри!» Непохоже было, что это говорит женщина, которую знал и любил Иов. На это он мог лишь сказать, что она говорит как одна из безумных. Несмотря ни на что, Иов не стал проклинать Бога. Он не согрешил своими устами (Иов 2:7—10).

Знаете ли вы, что эта печальная и правдивая история имеет отношение лично к вам? Да, злобные выпады Сатаны были направлены не только на Иова, но и на всех людей на земле. Он заявил: «За свою душу человек отдаст всё, что у него есть». Другими словами, Сатана считает, что никто из нас не способен на беззаветную преданность. Он утверждает, что вы на самом деле не любите Бога, что «за кожу» свою, то есть ради себя любимого, вы с легкостью от него отвернётесь. По сути, Сатана говорит, что вы такой же эгоист, как и он! Хотите ли вы доказать, что это не так? Такая удивительная возможность есть у каждого из нас (Притчи 27:11). А теперь посмотрим, какое испытание ждало Иова дальше.

УТЕШАЛИ, ДА НЕ УТЕШИЛИ.

О несчастьях Иова услышали трое его знакомых, которые в Библии названы его друзьями. Они пришли навестить его и утешить. Увидев Иова издали, они его не узнали. От знакомого им человека, скрючившегося от боли, с почерневшей от болезни кожей, осталась лишь тень. Эти трое, Елифаз, Вилдад и Софар, стали усиленно изображать скорбь, подняв вопль и бросая над головами пыль. А потом они сели на землю рядом с Иовом и замолчали. Так они и сидели целую неделю, днём и ночью, не говоря ни слова. Их молчание едва ли можно истолковать как попытку утешить: они ни о чём не спрашивали, а между тем знали только то, что и так было очевидно,— что Иов сильно мучается (Иов 2:11—13; 30:30).

В конце концов Иов был вынужден заговорить первым. Пронизанными болью словами он проклял день, в который родился. Также он дал понять, в чём видел одну из главных причин своих мук. Иов полагал, что все беды на него навлёк Бог! (Иов 3:1, 2, 23). И хотя вера его не поколебалась, он очень нуждался в утешении. Но когда эти трое открыли рты, Иову, наверное, подумалось: уж лучше бы они молчали (Иов 13:5).

Первым речь повёл Елифаз, который, возможно, был старше двух других и намного старше Иова. Через какое-то время стали высказываться и остальные. Как видно, в целом они раболепски поддакивали Елифазу. Что-то из сказанного ими могло показаться безобидным. Строя из себя духовных наставников, они разглагольствовали о прописных истинах: о том, что Всевышний карает нечестивцев и воздаёт добром праведникам. Однако в их речах с самого начала сквозила недоброжелательность. Огульно всё упрощая, Елифаз рассуждал так: если Бог милостив и наказывает нечестивых — а Иова явно постигло наказание,— то что из этого следует? Разве не то, что Иов в чём-то сам поступал нечестиво? (Иов 4:1, 7, 8; 5:3—6).

Стоит ли удивляться, что Иову подобные рассуждения пришлись не по душе. Он отверг их с глубоким возмущением (Иов 6:25). Но трое советников ещё больше утвердились в мысли, что Иов провинился в каких-то тайных прегрешениях и, выходит, по делом ему. Елифаз обвинил Иова в дерзости, нечестии и отсутствии страха перед Богом (Иов 15:4, 7—9, 20—24; 22:6—11). Софар велел Иову прекратить делать зло и перестать наслаждаться грехом (Иов 11:2, 3, 14; 20:5, 12, 13). А Вилдад уязвил его особенно больно, намекнув, что сыновья Иова согрешили и их постигла справедливая кара (Иов 8:4, 13).

ВЫПАДЫ ПРОТИВ ПРЕДАННОСТИ БОГУ.

Те люди, пребывавшие в заблуждении, зашли ещё дальше. Они бросили тень не только на богобоязненность Иова, но и на преданность Богу вообще! В своей первой речи Елифаз с ужасом вспоминал о встрече с неким невидимым духом. После общения с демоном он пришёл к выводу, способному отравить мышление: Бог «и служителям своим не верит и в своих вестниках находит вину». По этой логике простым смертным нечего и надеяться угодить Богу. Позднее Вилдад заявил, что преданность Иова для Бога ничего не значит — ему всё равно: что Иов, что червь (Иов 4:12—18; 15:15; 22:2, 3; 25:4—6).

Доводилось ли вам когда-нибудь утешать человека, который мучительно страдает? Это нелегко. Но пример заблуждавшихся знакомых Иова весьма поучителен — особенно в плане того, чего говорить не стоит. Эти трое, источая потоки высокопарных слов и ложных рассуждений, ни разу не обратились к Иову по имени! У них и мысли не промелькнуло о том, что сердце Иова изранено и что он нуждается в понимании и сочувствии. Поэтому если близкому вам человеку плохо, помните, что он нуждается в душевном тепле и участии. Старайтесь укреплять его веру и придавать ему сил, помогайте уповать на Бога и не сомневаться в его безграничной доброте, милосердии и справедливости. Именно так и поступал бы Иов, окажись он на месте своих приятелей (Иов 16:4, 5). Как же он воспринимал их беспрестанные нападки на его преданность Богу?

ИОВ ОСТАЛСЯ НЕПОКОЛЕБИМЫМ.

Многострадальный Иов был доведён до отчаяния ещё до того, как начались те долгие пререкания. Он с самого начала признавал, что слова его порой были «неистовы» и что говорил он как человек, «потерявший надежду» (Иов 6:3, 26). И это понятно. В словах Иова отражались терзавшие его душевные муки. Кроме того, он не до конца понимал, что происходит. Поскольку несчастья обрушились на него и его семью столь внезапно и даже казались сверхъестественными, Иов решил, что их наслал Бог. Иов ничего не знал о ряде важных событий, поэтому сделанные им выводы отчасти покоились на неверных предположениях.

Однако Иову была присуща глубокая, крепкая вера. Она видна во многих словах, сказанных им во время тех долгих споров,— словах правдивых, прекрасных, по сей день придающих нам сил. Говоря о чудесах творения, он прославлял Бога так, как без помощи свыше не смог бы ни один человек. Так, он сказал, что Бог «повесил землю ни на чём». Это высказывание на много веков опередило научные представления того времени (Иов 26:7). А когда Иов говорил о собственной надежде на будущее, он выразил уверенность, которую разделяли и другие выдающиеся мужи веры. Иов считал, что, если смерть одолеет его, Бог будет помнить о нём, тосковать по нему, а в итоге вернёт его к жизни (Иов 14:13—15; Евреям 11:17—19, 35).

А как же быть с вопросом о преданности Богу? Елифаз с двумя друзьями настаивали на том, что для Бога преданность людей не имеет никакого значения. Неужели Иов поверил в эту наглую ложь? Отнюдь нет. Иов утверждал, что человеческая преданность для Бога важна. Он с убеждённостью сказал о Боге: «Бог взвесит меня на точных весах и узнает мою непорочность» (Иов 31:6). Более того, ложные рассуждения своих горе-утешителей Иов расценивал не иначе как нападки на его преданность Богу. По этому поводу он произнёс свою самую продолжительную речь, после которой тем троим уже нечего было сказать.

Иов понимал, что преданность Богу проявляется в повседневной жизни. Поэтому, говоря в свою защиту, он на примерах показывал, что жил и поступал праведно. Так, он избегал идолопоклонства во всех его проявлениях; обращался с ближними по-доброму и уважал их достоинство; хранил нравственную чистоту, чтя свой брак; ну, а самое главное, Иов оставался беззаветно преданным единому истинному Богу. Поэтому-то Иов с полным правом мог сказать: «Пока не умру, не отступлю от своей непорочности!» (Иов 27:5; 31:1, 2, 9—11, 16—18, 26—28).

ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИОВА.

Разделяете ли вы взгляд Иова на преданность Богу? Говорить о ней легко, но Иов убедился, что проявлять это качество на деле намного сложнее. Полная преданность Богу от всего сердца видна в том, что мы слушаемся его и поступаем в повседневной жизни так, как ему угодно,— даже когда нам приходится нелегко. Если мы так живем, то мы, как и Иов в древние времена, конечно, радуем Иегову и совсем не радуем его врага, Сатану. Нет лучшего способа подражать вере Иова!
Но рассказ об Иове на этом не заканчивается.

Потеряв равновесие, он так увлёкся самооправданием, что забыл о необходимости выступать в защиту своего Бога. Иов нуждался в исправлении и духовной помощи. К тому же он по-прежнему страдал от сильнейшей боли и горя, и ему, как воздух, было необходимо утешение. Как же Бог придёт на помощь этому человеку, отличавшемуся верой и преданностью?

БОГ ИСЦЕЛИЛ ЕГО БОЛЬ.

Наконец мужчины умолкают. В повисшей тишине слышится только дуновение тёплого ветра с пустынь Аравийского полуострова. Иов устал от долгих препирательств. Он негодующе смотрит на Елифаза, Вилдада и Софара. В его взгляде читается вызов — он не намерен сдаваться. Но эти трое не осмеливаются даже смотреть ему в глаза. Как же их злит, что все их хитроумные рассуждения, пустые слова и едкие намёки не достигли цели! (Иов 16:3).

Иов как никогда полон решимости оставаться верным Богу. Возможно, он чувствует, что верность Богу — последнее, что у него осталось. Иов лишился имущества, погибли все его десять детей, друзья и соседи отвернулись от него, и вдобавок ко всему его сразила страшная болезнь. Его кожа почернела и покрылась струпьями, в которых ползали личинки. Даже его дыхание стало зловонным (Иов 7:5; 19:17; 30:30). Но обвинения этих трёх человек сильно возмутили Иова. Он во что бы то ни стало решил доказать им, что он не какой-то закоснелый грешник, каким они пытались его выставить. Последняя речь Иова заставила их замолчать. Поток их жестоких слов иссяк. Но от этого Иову не стало легче, его боль не утихла. Он отчаянно нуждался в помощи.

Горе и злая критика затмили разум Иова. Но его можно понять. Ему нужен был здравый взгляд со стороны, чтобы посмотреть на всё в правильном свете. Он ждал утешения и поддержки — как раз то, что могли бы дать ему трое его знакомых. Оказывались ли вы в похожей ситуации? Может быть, вы нуждались в помощи и утешении? А может, вы разочаровались в людях, которых считали своими друзьями? Тогда эта история для вас. Узнайте о том, как Бог помог своему служителю Иову и как Иов принял эту помощь. Это придаст вам душевных сил и поможет правильно вести себя в подобной ситуации.

ДОБРЫЕ СЛОВА ДРУГА.

Неожиданно выясняются новые подробности этой истории. Оказывается, всё это время за разговором Иова и трёх его знакомых наблюдал ещё один человек, который был младше их. Его звали Елиуй. Он не вмешивался в разговор из уважения к их возрасту. Но ему очень не понравилось то, что он услышал.

Слова Иова огорчили Елиуя. Ему было больно слышать, как этот богобоязненный человек, поддавшись эмоциям, пытается выставить себя праведнее Бога. Всё же Елиую было жаль Иова. Он видел, как тот страдал, видел, что Иов говорит искренне и что он отчаянно нуждается в добрых словах и сочувствии. Неудивительно, что эти трое горе-утешителей вызвали негодование Елиуя! Он слышал, как они буквально хлестали Иова словами, пытаясь разрушить его веру, унизить его и заставить предать Бога. Но хуже всего то, что они выставляли в ложном свете самого Бога. Это переполнило чашу терпения Елиуя — он понял, что молчать нельзя (Иов 32:2—4, 18).

«Я молод днями, а вы в летах,— сказал он.— Поэтому я удерживался и боялся открыть вам своё знание». Но Елиуй не мог остаться безучастным. Он начал говорить. И ему было что сказать. Его слова подтвердили, что «не долголетие само по себе даёт мудрость, и не старость сама по себе даёт понимание правосудия» (Иов 32:6, 9). Он рассуждал совсем не так, как Елифаз, Вилдад и Софар. Елиуй заверил Иова, что не собирается унижать его или усиливать его страдания. Он проявлял к Иову уважение: называл его по имени и признал, что его собеседники относились к нему с презрением. Он с почтением обратился к Иову: «Прошу, Иов, выслушай мои слова» (Иов 33:1, 7; 34:7).

Далее Елиуй открыто сказал ему: «Ты говорил... „Я чист, без греха; невиновен, беззакония за собой не знаю. Но он [Бог] находит повод, чтобы враждовать со мной“». И сразу же перешёл к сути проблемы, подчеркнув: «И это ты находишь справедливым? Ты говоришь: „Моя праведность превосходит праведность Бога“». Елиуй не мог оставить без внимания такие неправильные рассуждения и сказал: «В этом ты не прав» (Иов 33:8—12; 35:2). Он знал, что Иов горько оплакивает свои потери и негодует на своих горе-утешителей, которые обошлись с ним несправедливо. И всё же он предупредил его: «Берегись, чтобы не увлекла тебя ярость и ты не захлопал злорадно в ладоши» (Иов 36:18).

ЕЛИУЙ ОБРАЩАЕТ ВНИМАНИЕ НА ДОБРОТУ БОГА.

Самое главное, что Елиуй выступил в защиту Бога. Простыми, но сильными словами он объясняет очень глубокую мысль: «Не может истинный Бог поступать нечестиво и Всемогущий действовать несправедливо! ...Всемогущий не извращает правосудия» (Иов 34:10, 12). Елиуй обращает внимание на милосердие и справедливость Бога, который не наказал Иова за его резкие, неуважительные слова (Иов 35:13—15). Елиуй не пытается произвести впечатление человека, который знает ответы на все вопросы. Он смиренно признаёт: «Бог непостижимо велик» (Иов 36:26).

Хотя Елиуй высказывается довольно прямо, в его словах звучит доброта. Он говорит о замечательной надежде, о том, что Бог в один прекрасный день вернёт Иову здоровье. Тогда Бог скажет о своём верном служителе: «Пусть его плоть станет свежее, чем в молодости, пусть он возвратится к дням своей юношеской силы» (Иов 33:25). Доброта Елиуя проявляется и в том, что он не поучает Иова, а предлагает ему высказаться в свою защиту. «Говори,— просит Елиуй,— я хочу тебя оправдать» (Иов 33:32, Новый русский перевод). Но Иов молчит. Вероятно, он понимает, что после таких добрых, тёплых слов нет смысла оправдываться. Возможно, чуткость Елиуя трогает его до слёз.

Мы можем многому научиться у этих двух служителей Бога. У Елиуя можно научиться тому, как помочь человеку одуматься и утешить его. Настоящий друг не побоится указать на серьёзную ошибку или предостеречь от опасности (Притчи 27:6). Мы хотим быть такими друзьями, проявлять доброту и участие к тем, кто нуждается в помощи, даже если они говорят резко и необдуманно. А если вразумляют нас, давайте помнить о примере Иова, который смиренно слушал и не отвергал помощь. Всем нам время от времени нужен взгляд со стороны. Совет доброго друга может даже спасти жизнь (Притчи 4:13).

БОГ ОТВЕЧАЕТ ИОВУ ИЗ БУРИ.

В своей речи Елиуй часто упоминает ветер, облака, гром и молнию. О Боге он говорит: «Прислушайтесь к раскатам Его голоса». И буквально тут же добавляет: «Налетает вихрь» (Иов 37:2, 9). Вполне возможно, что, в то время как он произносит свою речь, тучи сгущаются и ветер с каждым мгновением усиливается. Наконец поднимается настоящая буря. А затем происходит нечто ещё более впечатляющее: начинает говорить сам Бог! (Иов 38:1).

Какое же умиротворение наступает, когда переходишь к чтению этих удивительных глав, в которых Бог разговаривает с Иовом! Мощный ветер истины уносит прочь все пустые речи Елифаза, Вилдада и Софара, все их лживые слова. Бог пока даже не обращается к этим горе-утешителям. Он говорит с одним лишь Иовом, своим дорогим служителем, и наставляет его, как отец сына. Бог видел страдания Иова. Его сердце сжималось от боли, ведь он всегда переживает, когда страдают его любимые дети (Исаия 63:9; Захария 2:8). Но он также видел, что Иов говорил «словами без знания», лишь усугубляя своё положение.

Поэтому Бог с помощью вопросов направил его мысли в нужное русло. «Где ты был, когда я основывал землю? — спросил он.— Скажи, если ты наделён пониманием». На заре творения «утренние звёзды» — Божьи ангелы — «восклицали от радости», видя, как Бог создаёт материальный мир (Иов 38:2, 4, 7). Но Иов, конечно же, при этом не присутствовал, поэтому ему нечего было ответить.

Далее Бог начинает говорить о произведениях своих рук. Можно сказать, что он преподал Иову основы того, что сегодня мы называем естествознанием. Он говорит об астрономии, биологии, геологии и физике. Например, он рассуждает с Иовом о животных, которые обитали тогда в той части мира. Он обращает его внимание на льва, ворона, горного козла, дикого осла, дикого быка, страуса, коня, сокола, орла, бегемота и левиафана (очевидно, крокодила). Представьте, как увлекательно оказаться на уроке, который проводит сам Создатель Вселенной!

УРОК СМИРЕНИЯ И ЛЮБВИ.

Чего хотел достичь Бог? Он видел, что Иову не хватает смирения. Иов жаловался на то, что Бог, как ему казалось, был к нему несправедлив. Но так он лишь усиливал свои страдания и отдалялся от своего любящего Отца. Всё снова и снова Бог спрашивает Иова, где тот был, когда он создавал чудеса окружающего мира. Может ли Иов обеспечить пищей и укротить всех этих животных? Если Иову неподвластны творения Бога, как тогда он может указывать Творцу, что ему делать? Разве не очевидно, что Иов слишком мало знает, чтобы судить о мыслях и делах Бога?

Также важно, что во всех словах Бога чувствуется его нежная любовь. Бог словно говорит Иову: «Сын мой, если я создал всё это и забочусь о своих творениях, неужели я не в силах позаботиться о тебе? Разве я похож на того, кто может оставить тебя, лишить детей, здоровья и спокойствия? И кто, кроме меня, может вернуть тебе все твои потери и унять твою ужасную боль?»

Лишь дважды Иов ответил на вопросы Бога. Он не спорил, не пытался защититься или как-то оправдаться, но смиренно согласился с тем, что ему недостаёт знаний, и раскаялся в своих резких словах (Иов 40:4, 5; 42:1—6). Это показывает, насколько сильной была вера Иова. После всего, что он перенёс, его вера в Бога не пошатнулась. Он понял, в чём был неправ, и принял к сердцу слова Бога. Почему бы не заглянуть в себя и не спросить: «Хватит ли у меня смирения, чтобы признать свою неправоту и предпринять изменения?» Нам всем время от времени нужен взгляд со стороны. Принимая такую помощь, мы подражаем вере Иова.

«ВЫ НЕ ГОВОРИЛИ ОБО МНЕ ПРАВДЫ».

Теперь Бог начинает залечивать душевные раны Иова. Обращаясь к Елифазу, очевидно старшему среди горе-утешителей, Бог говорит: «Разгорелся мой гнев на тебя и двух твоих друзей, потому что вы не говорили обо мне правды, как мой служитель Иов» (Иов 42:7). Считал ли Бог все их слова лживыми, а все слова Иова — правильными? Нет. Иов тоже ошибался, однако его нельзя равнять с Елифазом, Вилдадом и Софаром. Иов был сломлен горем и подавлен ложными обвинениями. Понятно, почему из его уст порой вырывались неистовые слова. Елифаз же и два его приятеля находились в совершенно ином положении. Они намеренно жалили Иова словами, потому что были высокомерными и их вера в Бога была слаба. Они не только осудили невиновного человека, но и выставили в ложном свете Бога, обвинив его в жестокости и мстительности.

Поэтому логично, что Бог потребовал, чтобы они искупили свою вину. Они должны были принести в жертву семь быков и семь баранов. Это была высокая цена — позднее, согласно Моисееву закону, быка приносил в жертву первосвященник, если навлекал вину на целый народ (Левит 4:3). Это было самое дорогое животное, которое по Закону приносилось в жертву. Более того, Бог сказал, что примет жертву горе-утешителей, только если Иов сначала помолится за них (Иов 42:8). Как же утешило Иова то, что сам Бог его оправдал и восстановил справедливость!

Бог был уверен, что Иов выполнит его просьбу и простит тех, кто причинил ему сильную боль. И Иов не подвёл своего Отца (Иов 42:9). Послушание Иова служит самым сильным доказательством его преданности. В итоге Бог щедро вознаградил своего послушного служителя.

«ОЧЕНЬ НЕЖЕН В СВОИХ ЧУВСТВАХ».

Бог был «очень нежен в своих чувствах и милосерден» по отношению к Иову (Иакова 5:11). В чём это выразилось? Бог вернул Иову здоровье. Представьте себе восторг Иова, когда он увидел, что его тело стало «свежее, чем в молодости», как и говорил Елиуй! Друзья и родственники Иова наконец окружили его заботой, стали утешать его и дарить ему подарки. Бог вернул своему служителю богатство и дал ему вдвое больше, чем у него было. А как Бог восполнил его тяжелейшую утрату — смерть детей? Иов и его жена смогли в какой-то мере утешиться, когда у них родилось ещё десять детей. Кроме того, Иегова чудом продлил жизнь Иова. Тот прожил ещё 140 лет и увидел своих праправнуков. Вот какими словами заканчивается книга Иов: «И умер Иов в старости, насыщенный днями» (Иов 42:10—17). А в раю Иов и его жена снова воссоединятся со своими детьми, в том числе с теми, которых отнял у них Сатана (Иоанна 5:28, 29).

За что Бог так щедро вознаградил Иова? Библия объясняет: «Вы слышали о стойкости Иова» (Иакова 5:11). На долю этого человека выпали невообразимые страдания. Слово «стойкость» говорит нам не только о том, что Иов пережил испытания, но и о том, что он сумел сохранить свою веру в Бога и любовь к нему. Иов не озлобился и не очерствел, а был готов простить даже тех, кто намеренно причинил ему зло. Он всегда помнил о своей прекрасной надежде и смог сберечь то, что считал самым ценным,— преданность Богу (Иов 27:5).

Стойкость нужна каждому из нас. Ведь Сатана будет делать всё возможное, чтобы сломить наш дух. Но если мы не теряем веру в Бога, остаёмся смиренными, готовыми прощать и сохраняем преданность нашему Богу, нас тоже ждёт прекрасное будущее (Евреям 10:36). Ничто не доставит Сатане больше огорчения, а Богу больше радости, чем то, что мы будем подражать вере Иова!


Рецензии