Сухомлинский
***
Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.
***
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
***
Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.
***
Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.
***
Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.
***
Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.
***
Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.
***
Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.
***
Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.
***
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
***
Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.
***
Долг перед отечеством — святыня человека.
***
Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.
***
Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.
***
Человек таков, каково его представление о счастье.
***
Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.
***
Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.
***
Подлинная самокритика — это голос совести.
***
Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!
***
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.
***
Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
***
Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.
***
Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.
***
Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
***
Чувство вины не самобичевание, а угрызения совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.
***
Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить подругу.
***
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
***
Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.
***
Любого работника от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.
***
Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.
***
Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.
***
Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.
***
Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей.
***
Алкоголь затуманивает сознание и даёт волю инстинкту, низводя человека к скотскому состоянию. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.
***
Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.
***
Без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, невозможна душевная красота. И нам необходимо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
***
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
***
Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
***
Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
Свидетельство о публикации №122102102437
Александра Китляйн 27.10.2022 20:30 Заявить о нарушении