Сухомлинский

Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

***

Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

***

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.

***

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость.

***

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.

***

Большое зло — зависть. Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его.

***

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лицемера, подхалима и в конечном счете — подлеца.

***

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

***

Любовь — самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви.

***

Прежде чем полюбить в девушке женщину, полюби в ней человека.

***

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

***

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

***

Долг перед отечеством — святыня человека.

***

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем.

***

Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы.

***

Человек таков, каково его представление о счастье.

***

Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности.

***

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит самому стать безнравственным человеком.

***

Подлинная самокритика — это голос совести.

***

Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!

***

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

***

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

***

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени.

***

Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку… Умение подчиняться… законам — высшее выражение свободы.

***

Чувство вины — благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.

***

Чувство вины не самобичевание, а угрызения совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности.

***

Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше — рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить подругу.

***

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

***

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

***

Любого работника от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно.

***

Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия — капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие.

***

Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли.

***

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства.

***

Ребенок — это зеркало нравственной жизни родителей.

***

Алкоголь затуманивает сознание и даёт волю инстинкту, низводя человека к скотскому состоянию. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости.

***

Одно из самых ценных качеств воспитателя — человечность, глубокая любовь к детям, любовь, в которой сочетается сердечная ласка с мудрой строгостью и требовательностью отца, матери. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце.

***

Без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, невозможна душевная красота. И нам необходимо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.

***

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.

***

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

***

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.


Рецензии
Спасибо вам, Сара Това, приятно было прочитать изученное во время педагогических трудов! Успехов вам!

Александра Китляйн   27.10.2022 20:30     Заявить о нарушении