Эротическая поэзия. Сборник
Передо мной интересный сборник – Эротическая поэзия, Москва, Эксмо-пресс, 2002. Его составитель И. Топоркова сделала интересную подборку поэзии о сексе, тем не менее, следуя принципу, содержащемуся в предваряющей книгу по её воле статье Владислава Ходасевича «О порнографии». Этот принцип гласит: сюжетно изображать можно всё, но вот собственно реальность эротических переживаний автора, героя, сопереживающего читателя оказывается «антихудожественной» и называется «порнографией». Тогда, в тридцатые, мир находился в плену пуританской морали, вернее, в руках лицемеров вроде Ходасевича и его круга общения, и ему предстояло ещё всеми силами освобождаться от уз их лжи о реальности в творчестве. Принцип «Естественное не безобразно» вёл человечество к освобождению, любви и правде. Рассуждениям Ходасевича о художественности возражу следующим утверждением: поэзия изображает определённые идеи, заключённые в систему эстетически-выдержанных образов, и общая идея изображения (!) половой любви в контексте стремящейся к полноценности личности, собственно, и является единственной в эротическом творчестве. Личности, свободной в своей любви и достоинстве, не маячит ни какая этикетка порнографии, свободный в творчестве творец и идеолог следует единственному принципу блага, опирающегося на духовное естество нравственности.
Такая странная подборка! Составительница не погнушалась даже нравственными издержками, уродствами и извращениями «великих», лишь бы они не вводили в «блудные помыслы» и не считались «антихудожественными»! А вместо собственно реальности эротических переживаний нам предлагаются слюнявые сюсюканья!
Перечислю авторов в первой, стиховой части книги: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Евгений Баратынский, Аполлон Григорьев, Алексей Апухтин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Саша Чёрный, Николай Агнивцев, Максим Горький, Михаил Кузмин, Абрам Эфрос, Николай Фролов, Владимир Маяковский, Мариэтта Шагинян, Зинаида Гиппиус, Вильгельм Зоргенфрей, Георгий Иванов, Мирра Лохвицкая, Мария Шкапская, Игорь Северянин, анонимные авторы, Евгений Храмов, Екатерина Горбовская, Павел Васильев, Николай Олейников.
Что я могу отметить?
Пушкин всегда поражал своим остроумием, а здесь критический его ум ярок и, возможно, соответствует принципу Топорковой. Вот его блестящее сатирическое стихотворение:
«От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна с Марфушкою бранились;
Антипьевна отменно горячилась.
«Постой, - кричит, - управлюсь я с тобой;
Ты думаешь, что я уж позабыла
Ту ночь, когда, забравшись в уголок,
Ты с крестником Ванюшкою шалила?
Постой, о всём узнает муженёк!»
- Тебе ль грозить? – Марфушка отвечает, -
Ванюша – что? Ведь он ещё дитя,
А сват Трофим, который у тебя
И день и ночь? Весь город это знает.
Молчи ж, кума – и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой п… соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна.»
Не менее остроумен Маяковский в следующем творении:
«Я в Париже.
Живу, как денди.
Женщин имею
До ста.
Мой член,
как сюжет в легенде,
Переходит
из уст
в уста.»
Лермонтов в своей «Уланше» смертельно оскорбляет женское достоинство и эротические чувства.
Северянин великолепен – как всегда.
Шкапская поражает нераздельным сплавом ума, нравственности и эроса. Она – величайшая из поэтесс по весьма компетентному определению.
Весьма неплохи наши современники Храмов и Горбовская.
Истинным гимном красоте, достоинству, желанности и эротичности любимой женщины звучит шедевр Павла Васильева «Стихи в честь Натальи».
Да, не всякое изображение эроса художественно, но любое эротическое произведение искусства должно быть эротичным!
Третон. 21 октября 2022 года.
Свидетельство о публикации №122102101094