Пересборка Троицы
Я предпочитаю говорить о ктойности-чтойности-каковости.
И тут интересно мнение современного российского политического философа Алексея Чадаева, который выстраивает своё понимание того, какие философские концепты определили нынешнее «столкновение цивилизаций».
«...В нашей сегодняшней «современности», которую долго не могут назвать вообще никак («постмодерн» — это заплатка), основной вектор синхронизации — с теми, кто живёт и действует здесь и сейчас, с сегодняшним. Нет ни прошлого, ни будущего, есть только «актуальное», объявляемое монопольно «настоящим». От природы мы сбежали, прошлое — пережиток, будущее — вредная и опасная тоталитарная утопия. Истинно только цивилизационное «здесь» и «сейчас», carpe diem. А для коррекции вектора — технологичный мультиверс искусственных «прошлых» и «будущих», конструируемых по запросу под нынешнюю актуальную задачу и структурно не отличающихся от вымышленных миров Толкиена или Мартина, которые служат для той же задачи. Ну и в режиме «современности», понятное дело, главной войной стала война за внимание — чем больше глаз на тебя смотрят, тем в большей степени ты частица и в меньшей — поле, совсем по Шрёдингеру. Собственная субъектность структурируется через форсирование роли наблюдателя для остальной аудитории. «Общество спектакля» это битва за место на сцене — неважно в какой роли, главное — там, а не в зале. Отсюда кэнселлинг и вообще цензура как ключевой силовой механизм управления реальностью», — пишет Алексей Чадаев.
Со своей стороны отмечу, что культ «современити», выражаясь словами Чадаева, по сути, есть всё же культ «чтойности». Которую, в свою очередь, отлично проработал до философии «мгновенно появляющихся и исчезающих дхарм» тот же махаянский, и даже ваджраянский буддизм. И это нормально.
Другое дело, что остался в стороне культ «ктойности», которая есть краеугольный абстрактный философский камень всех теистических религиозных традиций.
«Здесь-и-сейчас» — это рафинированная оптика буддизма, чтойности, ответ на вопрос: «Что есть истина». Но «современити» — это такой, усеченный в отличие от буддийской традиции, ответ. Поскольку отброшен в сторону культ «линии бытия», а взят на вооружение только голый культ «линии знаний», если говорить языком Гурджиева.
«Мы в прошлом и будущем» — это оптика теистических религий (иудаизм, христианство, ислам, индуизм). Это оптика ктойности, ответ на вопрос: «Кто есть истина». И тут просто высок риск утерять «линию знаний», культивируя только «линию бытия».
Истина, как водится, в пропорциях, в правильном сочетании ктойности со чтойностью и пониманию того, какой будет эта самая «каковость». И эту каковость демонстрирует этика. Этика Христа, этика того же Будды, этика Лао-цзы, этика Кришны... Этика, которую нужно институализировать в новых формах, более интегральных, обладающих нулевым уровнем этического отторжения. Нужны новые меха, а вино всегда одно и то же.
Возражая Чадаеву могут заметить, что в доисторическом времени человек не пытался, а был синхронен с природой. «Получив в нагрузку к животному сознанию мощную память и абстрактное мышление, первобытный человек вначале был неспособен рассинхронизироваться с природой. Он был «частью корабля» (как в пиратах Карибского моря). Весь путь рассинхронизации с природой был очень долог. Мы видим её попытки ещё у Аристотеля», — подчеркнёт оппонент.
Что сказать? История человечества от первобытно-общинного строя к средневековью — это рассинхронизация с чтойностью. Культ и устаканивание ктойности. И выработка золотых пропорций этики как обретение эпохальных навыков каковости, когда достигается устойчивый и управляемый как вручную, так и в автопилотом режиме, курс уже не пиратской шхуны, но современного лайнера. Но сегодня у западной цивилизации перехлест чтойности, снова уход в природу, включая якобы «природу ЛГБТ».
Опять возразят: «Для животных и ранних людей природа уже была КТО. Живым существом с аналогичным сознанием. Камень и волна, ветер и дождь были КТО (живыми). Ибо человек сам был живой и инстинкт переноса своего сознания на окружающие объекты автоматически превращал последних в живые сущности. Так появилась магия. Как абстракция, объясняющая живость неживого».
Но вот этот пассаж, в моей оптике, есть переворот ситуации с ног на голову. Поскольку история первобытного мира на самом деле есть процесс рассинхронизации с природой. Когда в природе начинают видеть КТО. А до этого как раз-таки просто нет такой утонченной магической дифференциации.
Это потом уже теизм собрал эту магию воедино, в культ Единого Бога. Правда, теизму, закодировавшему в жесткой письменной форме единобожие, предшествовала традиция устного единобожия, например, того же тенгрианства. Тенгрианство, как любая другая устная (не остывшая от вспышек озарений) традиция знания, в этом смысле является как бы прото-религией.
Таким образом, история человечества началась от чтойности (глины бытия), познала ктойность (магия, прото-религии) и пришла к каковости (религии, наука, искусства, техника) как регулятору пропорций.
Теперь проходит пересборка новых пропорций этой Троицы. Есть надежда, что гораздо более гармоничных.
08.10.2022 г, Астана
Свидетельство о публикации №122102002457