Кейс Иуды

Что касается Достоевского и его максимы о красоте. Я позволил себе слегка дополнить это высказывание. И говорю, что красота не спасёт мир, а спасает, всегда спасает мир. Красота как суть мира. Прежде всего красота моральная. Такая, например, как красота нравственности Христа. Красота его поступков, моральная красота его жизни. Чем, кстати, и был потрясен Фёдор Михайлович. Отсюда и родилось его знаменитое высказывание, корни которого в глубоком погружении в моральную,  этическую красоту Христа.

В частности, Иисус, как это описано в Евангелии,  предоставил Иуде быть собой точно так же, как и в известной "легенде о Великом инквизиторе" из знаменитых "Братьев Карамазовых" — узник Инквизитора предоставил свободу быть собой этому самому "Великому инквизитору", просто поцеловав его. Именно эту нравственную, моральную, нечеловеческую красоту поступков Христа отметил в своем романе прозорливый Федор Достоевский. Ситуация в повествовании повторяется метафизически практически один в один с ситуацией Иуды, когда Иисус предложил ему на Тайной вечере "делать свое дело".

Иисус ведь не остановил от греха Иуду — наоборот, фактически подтолкнул: "Делай то, что делаешь!" Был бы какой-нибудь современный "пророк" или на худой конец экстрасенс, то они будучи святыми "мыслечитателями" стопроцентно не преминули бы остановить своего ученика от предательства. Да и разница между ницшеанством ("подтолкни падающего!") и внешне на него похожим отношением Иисуса в данном конкретном случае — сама бесконечность. Иисус на самом же деле не подталкивает — он просто предоставляет Иуде свободу делать как Иуда, понимать как Иуда, думать как Иуда, жить, любить и умирать как Иуда.

То же ницшеанство в этом отношении куцее, короткое, недодуманное, в ницшеанском Заратустре слишком много лозунговости, идеологии — того, чего близко нет в Нагорной проповеди. Иуда был самый умный ученик Христа, самый продвинутый, самый сообразительный, фискальные товарищи — они такие, сообразительные.

Иисусу некуда торопиться, он подождет, когда Иуда пройдет через горнило предательства, пройдет свой путь до конца. Он ему не мешает идти своей дорогой к Богу, чтобы Иуда своим думанием доходил. В этом отличие Иисуса от многих "святых товарищей". Он прост, безидеологичен, внеконцептуален. Он в вечности, ему некуда торопиться, у него нет времени не потому что его нет. Ему не нужно время, потому что он сам стал Временем.

Отсюда и свидетельство того же русского провидца-философа Даниила Андреева о том, что Иисус не оставил своего ученика, а помогал Иуде в его восхождении из самых нижних слоёв ада в рай. Именно помогал, а не заменял Иуде его собственные мысли, усилия и молитвы.

Насильно мил не будешь.

Правильная помощь — помогать, когда просят. Иногда молча просят. Но это надо распознавать верно, а не обманываться в своих проекциях. А если не просят — предоставь человеку свободу действий, не препятствуй в самостоятельном постижении Истины. Просто держи его в поле зрения: вдруг помощь понадобится.

2021-2022 гг, Астана


Рецензии