Айсана ч. 2
Часть IV Айсана
Продолжение
Начало здесь:
http://stihi.ru/2022/10/17/1095
Дивятся нарты: «Эка сила!
То ж Айсана – младой батыр!»
А Шатана**************** его «забыла»,
Взор с высока, взор был задир.
«Тяжелый взгляд! Почто порочишь?!
Ведь не чужой тебе, нана?!
А ты подняться с мест не хочешь,
Нет слов приветствий, нет добра?!»
Она в ответ: «Что ж без аллюров
Тебе отвечу, мой младой.
Прогнал б с земли врагов - айгуров,
Тогда б я встала пред тобой!»
Слова услышав как насмешку,
Искрясь от гнева АйсанА
Вскачь на коня и разом в спешке
К айгурам к войску, лишь луна
Его сегодня провожала.
Врагам нежданно дал он бой.
Стрела летела и жужжала,
И меч свистел, всех на убой.
Лилась и кровь потоком бурным.
Меч жаждал бой, ему внемли.
И всех врагов в крови пурпурной
Он смыл с родной своей земли.
Так истребив айгуров подлых
Вошел в селение своё.
Вошел торжественно и гордо,
Ведь здесь теперь его житьё.
Дивятся нарты: «Эка сила!
То ж Айсана – младой батыр!»
А Шатана опять «забыла»,
Взор с высока, взор был задир.
«Тяжелый взгляд! Почто порочишь?!
Ведь не чужой тебе, нана?!
А ты подняться с мест не хочешь,
Нет слов приветствий, нет добра?!
В ответ она, лишь взгляд лукавя:
«Опять тревожишь мой покой.
Где древо-чудо во забаве,
Слыхала точно за рекой
Оно растет, как только лето.
С заката до полночь растет,
С полночи точно до рассвета
Плоды взрастают словно мёд.
Его горы две охраняют,
Там путник просто не пройдёт,
Они сшибаются, вгоняют
В лепешку каждого, как гнёт.
Потом же в стороны в потребу,
Стоят как лист перед травой.
Достанешь это чудо - древо
Тогда я встану пред тобой!»
Батыр обиделся и влево
Вновь повернул свово коня.
И поскакал за чудо - древом
вдруг конь заржал вовсю гремя:
«Куда теперь меня направишь,
Противный богу, расскажи?!»
На что батыр: «Что зло ты травишь,
Скачи за реку. Не блажи.
Есть чудо-древо, только летом
С заката до полночь растет,
С полночи точно до рассвета
Плоды взрастают словно мёд.
Его горы две охраняют,
Там путник просто не пройдет,
Они сшибаются, вгоняют
В лепешку каждого, как гнет.
Потом же в стороны в потребу
Стоят как лист перед травой.
Достать то надо чудо - древо
Чтоб в доме сохранить покой».
«То древо знаю, в двух аилах
Растёт оно меж грозных гор.
Его искали столь батыров,
Но ни один назад не шёл.
Все рядом головы сложили,
И ты об этом не мечтай!»
«Назад нельзя мне, удружили
Достать его, так что кидай
Вперёд к нему свои копыта».
«Ну, что раз так», - ответил конь,
Тяни подпруги сильно-сбито,
Чтобы в глазах горел огонь.
Хвост подвяжи узлом открыто,
Но волоска оставить там три,
Висеть, к горам подъедем скрытно,
И там со мной батыр замри.
Горы две есть, как те бараны,
Сшибаются, меня хлестни,
Кусочек кожи с ляжки бранно
С меня отскочит, не взгрустни.
Ведь с рук твоих кусочек кожи,
Поменьше, что у языка
Отскочит не на что негожий,
Проскочим мы с тобой тогда».
Вот два аила. Горы рядом
В раскачке словно ветер там.
Батыр коню подпруги рьяно
Враз подтянул ко всем чертям.
Хвост завязал, три волосинки
Оставил - благо не забыл.
Хлестнул коня и кож «косынки»
На землю пали, конь вверх взмыл…
Он прыгнул в точь меж гор в раскачке,
Батыр же древо вырвал враз.
А горы сшиблись - вот чудачки,
Конь проскочил на этот раз…
Уже стоят они в низинке,
В телах их пот струит. Игнор.
Лишь те три тонких волосинки
Остались между этих гор.
А конь вздохнув, сказал: «Что ж гоже,
Но, если б мать», - он уверял,
«Три лишних дня кормила тоже
Я б ничего не потерял».
Селенье нартов. Всё богато.
Но Айсана… кто вновь стыдил…
У дома – рода АхсартаггАта
Он это древо посадил…
****************)Сатана (Шатана) (в армянской традиции Сатеник арм.- героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Сатана - дочь Уастырджи, рождённая Дзерассой в мире мертвых (загробное царство). За месяц вырастала как за год, а за год - как за три года. Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей. Сатана, обманув Эльду, получает себе в мужья доблестного и умного Урызмага.Считается матерью Сослана. В одном из эпизодов племянник Батрадз по зову Сатаны приходит на помощь нартскому народу. Будучи щедрой гостеприимной хозяйкой, неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин - пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга. Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, сражается как воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семиярусной башне. Героиня адыгского нартского эпоса, мать и воспитательница Сосруко и других нартов, их мудрая наставница и советчица, хозяйка и распорядительница всего нартского хозяйства, женщина неувядающей красоты. Организатор, глава нартского общества, её авторитет непререкаем, хотя она не допускается на ныхас - совет мужчин. Все важнейшие события в жизни нартов свершаются при непосредственном её участии либо под её влиянием.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №122101900932
Описано со знаньем, от души,
Спасибо, сударь, Вам за это
И дальше пусть рванёт в бои!
Владимир Шихов 25.10.2022 06:30 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 27.10.2022 05:58 Заявить о нарушении
Всего Вам доброго, Игорь!
Владимир Шихов 28.10.2022 05:55 Заявить о нарушении