Агния Барто - Верёвочка... Часть 3 финал...
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Шумная, весёлая,
Весенняя Москва.
Ещё не запылённая,
Зелёная листва.
Вышла Лидочка вперёд,
Лида прыгалку берёт.
— Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. —
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
— Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Доскакала до угла.
— Я б не так ещё могла!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Анализ стихотворения «Верёвочка» Агнии Барто.
Отдельной книгой стихотворение «Верёвочка» Агнии Львовны Барто вышло
перед самым началом войны, в 1941 году.
Стихотворение датируется 1940 годом. Поэтессе в эту пору исполнилось 34
года, её стихи уже регулярно издаются, саму А. Барто включают в состав
делегаций для встреч с зарубежной общественностью. В соавторстве с Р.
Зелёной она пишет сценарий к кинофильму «Подкидыш». В жанровом отношении
поэтический рассказ, быль о закалке характера, рифмовка смешанная, с
преобладанием перекрестной и смежной, 24 строфы. Композиция сюжетна, много
персонажей, прямая речь, узнаваемость ситуации.
Стихотворение было экранизировано в 1945 году под названием «Слон и
верёвочка». Ритм постоянно меняется. Скажем, вторая строфа с фольклорным
мотивом, седьмая – типичная считалочка, в темпе прыжков, десятое
четверостишие – почти дразнилка. Первое четверостишие задает
жизнеутверждающий тон.
Повторы, восклицание, уменьшительные суффиксы и яркое сравнение
трамвайного звона с птичьими трелями. Пробуждение природы вызывает веселое
оживление в городе. Топонимы и антропонимы: Москва, Лидочка, Иван Петрович.
Каскад инверсий: галдят грачи, заливаются звонки, вышла Лидочка. «Чемпионы
нашего двора» целый день скачут на прыгалках. Штрихи городского пейзажа:
бульвары, сады, тротуары. Маленькая героиня в порыве чувств тоже хочет
присоединиться, но, увы, получается у нее все из рук вон плохо.
Огорчённая девочка не падает духом и начинает упорные тренировки.
Конечно, с самого утра, и неважно, что сосед «ужасно возмутится». Он просто
не знает, сколь важна тренировка. Нелестное сравнение «как слон» Лидочка
пропускает мимо ушей. Бабушка становится наставницей внучки. «Почти до
десяти»: небольшая гипербола, пока что до двух. Бабушка беспокоится за
соседей этажом ниже, но наставничество не бросает. Рефреном, как в песне,
возвращаются первые строфы.
Наконец, наступает час триумфа. Девочки восхищены. Лидочка же не
унимается, жаль, за поворотом прыгать не для кого, а то бы она всю улицу
проскакала. Школьники галдят не хуже грачей и бегут в школу на уроки
чистописания и арифметики. В финале автор обращается к читателям: радуйся,
скачи, участвуй в шумном весеннем веселье. Ряд перечислительных градаций,
выразительные приставочные глаголы (доскакала, поверти).
«Верёвочка» А. Барто – гимн подвижным играм на свежем воздухе,
упорству и весне. . .
* * * * * * * * * * * * * * *
Свидетельство о публикации №122101800429