Горе от ума

Только с годами понимаешь всю сложность, и всю полярность, неоднозначность, неоднобокость, и тонкость легендарнейшего и известнейшего произведения русской классики. Произведения Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума".

Весь глубочайший психологизм этой пьесы.

Да, говорящие фамилии, да интеллектуал и ратник за прогрессивные идеи своего времени Чацкий. Да монолог Фамусова, который заставляли зубрить в школе. Да Молчалин и т д. и т. п.

Но если пристально присмотреться к этому произведению, то окажется видна вся его многоуровневость и неодносложность.

Вроде бы Чацкий. Идеалист, явно не сторонник комформизма и борец за справедливость. Даже сама "говорящая" его фамилия говорит о его возвышенных идеях и думах, и где то (это важно) о его "взгляде с высока", его чопорности, и даже, не превышающей выше накала градуса по цельсию - заносчивости... Грибоедов, конечно же великолепный стилист.

В чем же была ошибка Чацкого? В том, что он высказывал в лицо людям всех уровней и рангов свои (возьмём в ковычки) "прогрессивные" идеи.

Фамусов жизнь повидал. Молчалин привык молчать, потому что статус (секретарь Фамусова) в обществе у него невелик. Люди в обществе все разные, и с обществом нужно считаться. А Чацкий, из за своих принципов, как он считает просвещенных (хотя не бесспорный факт), разражается тиррадами в адрес всех и вся, всех критикует, и оказывается не понят в конечном итоге...

По одной простой причине...

У людей проблем то своих выше крыши. И жизнь прожить, это тебе не поле перейти.

А как они живут и какими идеями руководствуются в жизни - судить не человеку, который и оказался в конце пьесы в горе от своего ума...


Рецензии