Михаил Юрьевич Лермонтов
Мне, как первому директору Дома-музея Лермонтова в Москве (сразу после его открытия И. Л. Андронниковым и Н. В. Шахаловой как филиала ГЛМ) интересно было три года назад прочитать статью журналиста Алексея Королева, который интуитивно приблизился к разгадке тайны гибели поэта... Еще немного. еще чуть чуть - и... (Помню как мы с Беллой Ахмадулиной обсуждали версии смерти М. Ю. Лермонтова…).Про смерть Михаила Юрьевича Лермонтова сказано и написано очень много. Существуют разные версии.
Даже версия К. Паустовского - что в Лермонтова стреляли снизу из-под горы по приказу царя, затаившего злобу за стихотворение "На смерть поэта", потому что пуля прошла из-под четвёртого ребра снизу вверх, а не со стороны Мартынова.
Существует версия Беллы Ахмадулиной, которая считала, что Лермонтов фаталист и что предвидел свою смерть, и в своем романе описал ее в дуэли с Грушницким.
Существует и версия, что это просто ссора с приятелем Мартыновым, которая привела к такому результату.
Но существует ещё одна версия, на мой взгляд, наиболее правильная. Ко мне, возглавившему Дом-музея Лермонтова в Москве сразу после его открытия, обратился ст. научный сотрудник музея Виктор Константинович и поведал мне эту версию. Она показалась мне очень убедительной.
Вот она вкратце. Известно, что мать Лермонтова Мария Михайловна умерла очень рано, в двадцать два года. Лермонтов ее почти не помнил, только что мама что-то ему пела… Отец Лермонтова Юрий Петрович, из шотландского рода Лермонов, умер в сорок два года, и как пишет исследователь творчества Лермонтова Висковатов – "Не то от чахотки, не то от спинной сухотки". Надо ли пояснять, что это за болезнь? Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна, урождённая Столыпина, под угрозой лишения наследства запретила внуку Мише Лермонтову какое-либо общение с отцом. Она, безусловно, винила Юрия Петровича в такой ранней смерти своей дочери. Михаил Юрьевич, их сын, очевидно, опасался, что эта болезнь передалась и ему. Да конечно очень переживал. В стихотворениях Лермонтова тоже есть подтверждения этой версии… Вот цитата про его отношения с отцом: "Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть!" Или вот такая цитата: я "сухая ветвь на сухом дереве". Подтверждением тому служат его странные отношения с подругами. С Екатериной Сушковой, Натальей Федоровной Ивановой и особенно с Варварой Лопухиной. У него были серьёзные чувства, и тем не менее он не дал им воли. Очевидно опасаясь что их совместные дети тоже будут больны, он разрушил их отношения, и она в отчаянье отдала руку Бахметьеву…
Разве это не объясняет во многом его внутренние чувства, переживания и опасения? Неслучайно, будучи сосланным на Кавказ воевать, Лермонтов всегда бросался в бои впереди всех, как бы ища смерти.
А в романе "Герой нашего времени" есть дуэль с Грушницким. Белла Ахмадулина говорила мне, что это он предугадал, что это проявление фатализма. Но я полагаю, что написал не как фаталист. Это был сценарий своей будущей гибели. Он не хотел умереть от болезни, он считал, что такая смерть для дворянина неприемлема. Поэтому, прекрасно зная вспыльчивый характер Мартынова, он публично, в присутствии дам пошутил, обозвав того "Горец с большим кинжалом!" Очевидно, здесь был скрытый смысл, потому что Мартынов очень обиделся на это.
И поведение Лермонтова, который спровоцировал дуэль, было несколько странным для обычной дуэли. Он не стал стрелять в Мартынова, он поднял руку вверх и выстрелил в воздух.
Версия Паустовского, что пуля была выпущена кем-то третьим по приказу царя из-под горы оказалась ошибочна. Нет, Лермонтов стрелял, подняв руку, грудная клетка его отклонилась вверх, и действительно, пуля выпущенная Мартыновым вошла из под четвертого ребра. Но не потому, что стрелял кто-то третий снизу, а потому что потому что корпус отклонился.
Из той версии, который мне рассказал Виктор Константинович, совершенно очевидно, что смерть Лермонтова - это хорошо подготовленный рассчитаны акт - благородная смерть для дворянина. Это не смерть от некоей болезни, это не самоубийство, он не сам себя застрелил. Он использовал своего друга-Мартынова как орудие. А это говорит о мужестве Лермонтова, о его воле и стойкости.
В моем разговоре с Беллой Ахмадулиной она выразила мне своё мнение, что версия Виктора Константиновича "позорит имя великого поэта". Не могу в этом согласиться с дорогой Беллой. На мой взгляд эта версия наоборот, говорит о Лермонтове как о мужественном и волевом человеке, а не о мистике-фаталисте. А как было на самом деле мы теперь никогда не узнаем…
Светлая память замечательному поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Свидетельство о публикации №122101607954