Польское зодчество Грузии. Здания-призраки

Обширные грузино-польские связи затрагивают множество областей науки, творчества и культуры, а также архитектурного зодчества. Среди наследия польских и имеющих польское происхождение архитекторов – такие шедевры строительного искусства, как Национальная парламентская библиотека Грузии (проект Хенрика Гриневского и Анатолия Калгина), Академический театр им. К. Марджанишвили (проект Стефана Кричинского), доходный дом А. Мелик-Азарянца (проект Николая Оболонского), здание экономического общества кавказских офицеров (проект Александра Рогойского). Отдельно стоит выделить Александра Шимкевича – зодчего, который оставил после себя самое большое количество монументальных и разноплановых проектов, как Музей шелководства, Театр Руставели, Тбилисская консерватория, Верховный суд и многие другие в столице Грузии и регионах. Упомянутые строения давно стали визитной карточкой города и поражают разнообразием архитектурных решений и филигранным выполнением. Однако, помимо знаковых исполинов «польского происхождения» существует еще и так называемый «теневой фонд» польского зодчества Грузии: здания-призраки, зачастую неприметно скрывающиеся в отдаленных регионах, находящиеся в заброшенном состоянии либо потерявшие свою аутентичность благодаря переделам, либо обветшанию. Фонд этот обширен, и исторический экскурс на эту тему не в состоянии вместить объем небольшого эссе, однако мы постараемся сакцентировать внимание на нескольких наиболее интересных на наш взгляд объектах-призраках.
В последние годы индустриальный туризм, урбанизм и сталкерство стали как никогда популярны. Эстетика зданий-призраков, патина прожитых зданием десятилетий, «замшелый мрамор царственных могил» (как романтизировал старину Шекспир в своем сонете) – все это превратилось в фактор притяжения для любителей дореволюционной и раннесоветской архитектурной экзотики.

Цхалтубо - город мертвых санаториев
Город Цхалтубо – этот потерянный советский рай, доходящее до китча сочетание роскоши и крайнего запустения – расположен всего в восьми километрах от Кутаиси и фактически полностью состоит из комплекса 19-ти санаториев, окружающих некогда роскошный парк с радоновыми источниками и купальнями. Поражает архитектурный размах и явно соревновательное величие строений: самой знаменитой здравницей слыл гигант «Шахтер», далее следовали санатории «Тбилиси», комплекс Министерства Обороны (ныне Legends Tskhaltubo Spa Resort), «Сакартвело», «Дружба», «Имерети», «Медея», «Гелати», «Металлург» и другие.
Первый бальнеологический курорт появился здесь в 1918-ом; и хотя масштабная застройка Цхалтубо стартовала в начале 30-х годов прошлого века, слава о целебных источниках имеет гораздо более давнюю историю. После Сталина строительную эстафету принял Хрущев, а затем и Брежнев. В застройке Цхалтубо принимали участие три архитектора польского происхождения – Олтаржевский, Соболевский и Лентовский. О первом известно немногим более, чем об остальных: Вячесла;в Константи;нович Олтарже;вский (1880 —1966) — крупнейший специалист по высотному строительству. Первый главный архитектор Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Киевского вокзала и гостиницы Украина в Москве. Один из немногих видных архитекторов, репрессированных в 1930-х годах, который был освобождён в 1943 и смог вернуться к профессиональной деятельности.
Наступающая природа и дикие заросли грозят городу-призраку скорым превращением в волшебный субтропический лес, и тропинки ко многим шедеврам советского зодчества постепенно зарастают. Так, в тени разросшихся платанов теряется аллея, ведущая, пожалуй, к самому сказочному заброшенному санаторию Цхалтубо – «Медее», с восхитительными воздушными террасами и множеством сводчатых арок. Санаторий этот в течение многих лет является излюбленным местом паломничества для фотографов и любителей старины. Проходя сквозь покрытые остатками лазурной краски анфилады, оказываешься, как на краю обрыва, над обширным внутренним двором с бассейном, где – увы – также властвует Природа, захватывая все новые и новые квадратные метры. Поднимаясь по остовам лестничных пролетов без перил, словно воспаряешь в воздухе, так как с одной стороны – колоссальная амбразура пустого окна, а с другой – черный колодец подъезда. И здесь снова преследуют все те же коринфские колонны и аркады; кажется, за ними -  портал в другой мир – в то славное, претенциозное и грозно нависающее прошлое.
Строительство Санатория Министерства пищевой промышленности (другое название – «Медея» или Санаторий Центросоюза) началось в 1954-ом году, в период хрущевской оттепели. Сохранив грандиозность, присущую сталинскому классицизму, здание, тем не менее, обладает визуальной легкостью: его расположение позволяет солнечным потокам проходить через сквозные анфилады фасада. Авторами проекта выступили А. Инцкирвели и Т. Поцхишвили, строительные и отделочные работы продлились восемь лет, и завершились в 1962-ом. Несмотря на некоторый отход от канонического по тем временам и во многом заимствованного у античных зодчих стиля, здание получило традиционный по тем временам зонарный вестибюль с несколько давящим потолком и мозаичным полом, равно как и традиционные «крылья». Однако, у южного фасада, за ежевичными зарослями, примостилась совершенно умилительная композиция скульптурного фонтана, наполненного растительностью.  Четыре растрескавшиеся статуи детей с отбитыми руками…
И если «Медея», стоящая поодаль от основного комплекса здравниц, несмотря на свое запустение, не оставляет гнетущего впечатления, то центральный Санаторий министерства обороны и «Тбилиси», относящиеся к более ранним постройкам, - как раз наоборот.
Архитектурный облик санатория «Тбилиси» - это монументальный сталинский классицизм, тяжелая красота парадной «испанской» лестницы, ставшей типовой для советских сооружений тех лет. «Тбилиси» был построен в 1951-ом, еще при жизни генералиссимуса, архитекторами польского происхождения В. Олтаржевским и Б. Соболевским, крупнейшими специалистами по градостроительным проектам. Возможно, это объясняет излишне урбанистический стиль здания. Римский фасад с тремя неоготическими арками увенчан каменным вазоном, а по обе стороны от входа застыли грифоны. Ныряя в обволакивающий прохладой вестибюль, несколько шагов спустя оказываешься в полуразрушенном итальянском дворике с зимним садом, пальмами и грустным маскароном.
С монументальным, несколько приземистым строением контрастирует смотровая площадка, обнесенная легким и хрупким на вид ограждением. На площадку можно попасть по осыпающимся от сырости лестницам с классическими балясинами. Сверху открывается фантастический панорамный вид на город, холмы и заснеженную горную цепь на горизонте.
Санаторный комплекс Министерства Обороны (ныне Legends Tskhaltubo Spa Resort) раскинулся в самом сердце Цхалтубо на 16 гектарах лесопарковой территории. Он создавался еще в 1947-ом году и был рассчитан на 500 пациентов и 1500 единиц персонала, в нем отдыхали Иосиф Сталин и маршал Георгий Жуков. Возможно, именно исконным предназначением для военной элиты и объясняются несколько казенные, стилизованные под кремлевский кабинетный стиль, интерьеры комплекса. Уникальность его заключается в двух аспектах: на сегодняшний день это единственный санаторий Цхалтубо, который функционирует (остальные либо находятся в заброшенном состоянии, либо густо заселены вынужденно перемещенными лицами, либо превратились в руины, не подлежащие восстановлению) и в котором в нетронутом виде сохранились первозданная обстановка и убранство: гигантская люстра из бронзы и горного хрусталя весом в несколько тонн, обстановка палат со строгой дубовой мебелью, затейливая лепнина и балясины на потолках. Реконструкция не внесла существенных изменений в первоначальную концепцию, сохранив раннесоветский облик «белого санатория», какими в основном было застроено абхазское побережье Грузии -  с коллонадным центральным корпусом, скульптурами атлетов на крыше и множеством белых вазонов, разбросанных по парку. Круглое здание ретро-ресторана с мраморной отделкой объединяет вокруг себя сходящиеся звездой жилые корпуса, из которых отреставрированы только два. Остальные же, включая замшелую оранжерею с художественным остеклением, живописные веранды и пустые провалы фонтанов вполне бы могли служить планом для исторических киносъемок. Удивительно точное определение санаторию Легендс дал один из многочисленных туристов, назвав его машиной времени…

Цихисдзири – рай дворянских усадеб

Черноморское побережье Грузии – от Батуми до Гагры изобилует целой россыпью старинных дворянских летних домов и типовых санаториев в силе неоклассицизма, по структуре римских лестниц и фронтонов повторяющих цхалтубский сталинский монументализм. Однако, следы поляков в этом географическом ареале – это прежде всего владение усадьбами, а не архитектурное зодчество.
В Цихисдзири, близ развалин древней византийской крепости Петра, окольцованной лимонными террасами, на утесе, до 1991 года функционировал известный в бывшем СССР пансионат «Наука». Но мало кому известно, что здание этого пансионата имеет дореволюционную историю и имело изначальное название – Сastello Mare (в переводе с итальянского «Замок над морем»), принадлежавший инженеру Скаржинскому. Старое здание было заложено на этом уступе в 1905. В путеводителе 1910 года по курортному побережью вблизи Батуми сохранилось упоминание о нем: «Неподалёку от станции Цихисдзири, на отдельной скале между железнодорожным полотном и морем строится вилла Сastello Mare в виде замка, известного как дача Скаржинского. Оригинальность постройки и редкая красота места невольно приковывают к себе внимание всех проезжающих. Интересен висящий над морем балкон этой дачи, с которого открываются чудные виды…» С началом советской власти вилла Castello Mare была переоформлена в пансионат и обезличена посредством лишения оригинальных архитектурных элементов: был демонтирован консольный балкон и панорамная площадка с выходами к массивным контрфорсам. В 2004-ом году здание находилось в обветшалом и не подлежащем реконструкции состоянии и было снесено. В память о вилле Скаржинского новый бутик отель в эклектичном стиле, возведенный на этом скалистом утесе по проекту архитектора Льва Нодельмана и инженера Гиви Хомерики, также носит название Castello Mare. О существовании прежнего замка напоминает лишь нависающая над пляжем подпорная стена с уникальными каменными контрфорсами, над которой раньше располагалась площадка с садом тропических растений, полуразрушенная балюстрада поодаль, сепия-репродукция с видом дореволюционной виллы в лобби отеля. Древние обломки скал под обрывом, утопающим в субтропической флоре, и грот, исчезающий во время прилива, можно встретить и на сохранившихся до наших дней почтовых открытках с дачей Скаржинского.
Второй заброшенный архитектурный объект в том же географическом ареале – это усадьба генерала польского происхождения Петра Поморского. Примечательно, что после присоединения Аджарии к Российской империи по результатам Русско-Турецкой войны 1877-78 годов, в новой области началось распределение земель. В Цихисдзири получили земли участники Русско-Турецкой войны, в основном, генералитет.
Поморский Петр Петрович (1854-?) — помимо военной академии окончил Санкт-Петербургское Николаевское Инженерное училище. Штаб-офицер Михайловского крепостного инженерного управления (Батуми), Штаб-офицер Главного Инженерного Управления (1901), Начальник инженеров Батумской Михайловской крепости (1907). В 1918 году мобилизован большевиками.
В 1895-97 годах руководил строительством Батумской мужской гимназии (ныне — Батумский государственный университет имени Шота Руставели). Относительно небольшая двухэтажная дача, расположенная на живописном холме, была выполнена в классическом стиле и имела отельный выход к морю в виде пологих лестниц, окаймленных цветочными урнами. В советские времена на бывшей Даче генерала Петра Петровича Поморского располагался Дом отдыха КГБ, в 1960-е годы переименованный в «Гантиади» (Рассвет), а после в Дом отдыха «Гасунда». Какое-то время в этом корпусе жили работники Пансионата «Радуга», построенного рядом. Затем его на несколько лет передали Дому отдыха «Наука» (Castello Mare).
Похожая судьба постигла еще один уникальный исторический памятник – дачу генерала-лейтенанта Петра Зеленского, построенную в мавританском стиле, находившемся в те годы на пике популярности. Если снаружи здание практически не пострадало от времени и разрушительной субтропической флоры и высолов, но внутри от первоначального его облика сохранилось очень мало. Стены многократно штукатурились и окрашивались, и под плотным слоем олифы уже с трудом можно различить очертания кладки стенной печи и потолочной лепнины. До сегодняшнего дня на территории сохранилось несколько дореволюционных строений, но главной достопримечательностью можно назвать аутентичную каменную лестницу в окружении цитрусовых деревьев, ведущую к морю.

Кутаиси – храм на стыке культур

Здание бывшей католической церкви Успения в Кутаиси имеет противоречивую историю, а именно: ее конфессиональная принадлежность менялась дважды. В XV веке на этом месте стоял храм св. Софии, просуществовавший до начала ХХ века. После он был снесен, и на его месте в 1823 году возвели католический собор в стиле барокко, который стал не только религиозным, но и культурным центром для местных и прибывающих в регион поляков. После советизации в 20-х годах прошлого столетия церковь была закрыта, а в период перестройки, в 1989-ом, передали во владение епархии Грузинской православной церкви.
Примечательно, что дух католицизма по-прежнему присутствует в храме: воздушная белая скульптурная группа библейских ангелов, словно бы парящая над нефом, конфессионал резного дуба с барельефом ключей св. Петра, переделанный под церковную лавку, статуя Лурдской Богоматери в боковом мраморном приделе, и, наконец, латинская надпись на портале In honorem Immaculate conception – В честь Непорочного Зачатия.
Небольшой церковный некрополь сохранил свой первоначальный европейский облик, резную ограду, католические кресты, а на некоторых стелах до сих пор различимы высеченные польские фамилии. Этот храм практически не упоминается в анналах польской истории Грузии, так как на сегодняшний день его принадлежность к ней практически забыта. Точно так же, как и Манглисский католический собор святого Алоизия Гонзаги, возведенный в 1860-ом. Его строительство связано с польскими военными, сосланными в Грузию в период восстаний, по слухам, средства для его строительства предоставил лично барон Леонтий Павлович Николасс. Согласно Кавказскому календарю, с 1800-х годов собор окормляли военные капелланы. До наших дней сохранились даже их имена, среди которых было двое поляков: Валентин Шамотульский (между 1884-86) и Юзеф Печуро (1903-1911).
В настоящее время в развалинах, от которых сохранился только центральный арочный портик, невозможно признать католический собор. Единственная колокольня и ограда были утрачены, а подступы к строению заросли бурьяном и ежевикой в лучших традициях средневековых преданий.
Помимо эстетической и урбанистической ценности вышеназванные, а также многие другие искусственные сооружения Грузии, тесно связанные с Польшей, представляют собой и безусловную историко-духовную ценность на стыке культур.
И остается надеяться, что заброшенная культовая и гражданская инфраструктура Грузии, в том числе тесно связанная с польским наследием, дождется своего возрождения, а ее летопись будет зафиксирована в научных и публицистических работах.
*На фото - санаторий "Тбилиси" в Цхалтубо, архитекоры В.Олтаржевский и Б. Соболевский


Рецензии