Из серии Назад в СССР. Часть 15

Из серии: Назад в СССР. Часть 15.

Как появились «Жигули».

Первая часть.

Автомобиль сегодня этот,
«Жигули» - не является,
Давно пределом тех мечтаний,
Как это было в СССР.

А вот в те годы та машина,
Очень желанной, модной всё ж,
Была для всех. Теперь вот вспомним,
Историю рожденья той.

19 апреля 1970 года

Тогда с конвейера завода,
Волжского – начали сходить,
Первые те автомобили,
«ВАЗ - 2101».

В народе же ту окрестили,
«Копейкой». Был не дорогим,
На ремонт лёгким, долговечным,
Народным стал в СССР.

И миф о том, что в области той,
Автомобилестроений,
Мы безнадёжно отставали,
От всего мира – то, не так.

1791

Иван Кулибин в тот год создал,
Там самоходный экипаж,
Был трёхколёсным. Сам Кулибин,
По Петербургу разъезжал!

Его с педалями ж «карета»,
Прообразы всех основных,
Узлов машины содержала,
Что в современных есть уже.

(Коробку передач, маховое колесо, подшипники качения)

1896 год

Первый построенный в России,
Автомобиль с двигателем,
Внутреннего сгорания там,
На выставке представлен был.

(Евгением Яковлевым и Петром Фрезе на Нижегородской
Ярмарке – выставке)

Потом на базе «Экипажной
Фабрики Фрезе и К» стал,
Налажен массовый уж выпуск,
Первых автомобилей тех.

(Акционерным обществом «Руссо – Балт», Русско – Балтийского
вагонного завода. А серийный выпуск «Руссо – Балт» С -24/30
начался 26 мая 1909 года в Риге, затем в Первую мировую войну
перенесли в Фили)

Тут революция нагрянет,
После Гражданская война…
Тут уж не до автомобилей.
В Америке бум начался.

(Автомобильное строительство продолжилось)

Когда все «вихри революций»,
Смолкли. Властям пришлось у нас,
Усилия принять большие,
Чтоб отставанье погасить.

Сначала импорт - замещенье,
Начали с «Фордов» США.
СССР же у Генри Форда,
Лицензию там приобрёл.

(В 1924 году. На трактор «Fordson F», так
появился наш первый трактор «Фордзон – Путиловец»)

1929 год

Строительство начали «ГАЗа»,
В городе Горьком. Начав там,
На базе Фордов уже делать,
«Эмку» (ГАЗ – М1)

(На базе «Форд Модель А и «Форд Модель В»
И на базе второй модели стали с 1935 года выпускать «Эмку»)

После ж войны Второй великой,
Отечественной – начали,
Уже заимствовать идеи,
Автопрома немецкого.

«Москвич – 400» стал точной,
Копией «Опеля Кадет»,
Из представительского класса ж,
Был «ЗИС – 110» в те года.

(Как две капли воды походил на «Packard 160»)

Как позже выяснилось наши,
«Запорожцы» и «Москвичи»,
В шестидесятых шли в начале.
Но их нам стало не хватать.

(Не удовлетворяли растущие потребности населения.
Первые наши «ЗАЗ 965» в октябре вышли 1959 года)
К середине 1960 – х на 1000 средних американцев
Приходилось 500 автомобилей, то на тысячу наших – 6 машин!)

И надо было уже срочно,
«Фольксваген» свой нам создавать,
Автомобиль наш свой народный,
«Запорожец» - не подходил.

Малолитражка эта стала,
Героем анекдотов. Нам,
Вместительней уже был нужен,
Автомобиль для наших нужд.

Вторая часть.

15 августа 1966 года

Джанни Аньели, то – владелец,
Фирмы «FIAT» там подписал,
С Тарасовым, министром нашим,
Большое соглашение.

(Министр автомобильной промышленности СССР
 - Александр Тарасов)

Решили в городе Тольятти,
Завод построить, чтоб он был,
С производственным полным циклом,
И чтоб «FIAT» тот оснастил.

(И чтоб обучил наших специалистов)

Но, впрочем, это соглашенье,
Было ж верхушкой айсберга,
Подготовительные все там,
Работы – шли уже давно.

Советским же те руководством,
Рассматривались разные,
Варианты. Генри Форд – младший,

Хотел построить нам завод.

(За 5 миллиардов долларов)

До того ж был «Карибский кризис»,
И мы с Америкой тогда,
Едва же там не оказались,
Уж в состоянии войны.

Переговоры прекратились.
Вторым же претендентом был,
Концерн французский, то – «Renault»,
Другое ж им отдали там.

Поручено было французам,
В качестве «компенсации»,
Создать новое производство,
Дублирующее завод.

Декабрь 1966 года.

По выпуску «Москвичей» наших,
В Ижевске. И уже в тот год,
Запущен был уже конвейер,
И тут политика была.

Летом в тот год к нам тогда прибыл,
Французский президент – де Голль.
Он до того объявил выход –
Из НАТО. Мы довольны тем.

(Это вызвало полное одобрение в Москве)

И президент FIAT впервые,
Приехал в СССР ещё ж,
В самом начале «60 – х»,
Потом ответный наш визит.

(Президент Фиата – Витторио Валетта)

1962 год

В Турин был же визит ответный,
Косыгин прилетел туда.
Правительства, то – председатель,
(По - нашему премьер - министр)

Но вскоре был «Карибский кризис»,
Америка надавит там,
На итальянцев. И сорвали,
Подписку соглашения.

Но в экономике страны той,
Италии -  неважно шли,
Дела. И даже в том Фиате,
Вновь тут политика пришла.

Третья часть.

В правительстве том итальянском,
Заняли важные места,
Тогда заняли коммунисты,
Это проекту помогло.

(Реанимировали проект советско – итальянского
Сотрудничества. А окончательно вопрос сотрудничества
Был решён в 1964 году)

Тогда именно волжский город,
(Ранее Ставрополем был)
Потом затоплен уже будет,
Водохранилище создав.

(Куйбышевское)

На новое «перенесут» там,
Место, и уже назовут,
Тольятти. В честь же коммуниста,
Компартии Италии.

(Генерального секретаря КПИ – Пальмиро Тольятти.
Он скончался в том же году, 1964г.)

Жизнь в маленьком городке волжском,
Изменится сразу ж тогда.
Через четыре уже года,
С конвейера 6 штук сойдут.

(После подписания договора с итальянцами. Машины
Вышли в апреле 1970 года)

Автомобилей «ВАЗ – 2101».
Неузнаваем город стал.
ЦК ВЛКСМ объявит,
Завод ударной стройкой там.

(Всесоюзной ударной комсомольской стройкой)

После чего тысячи уже,
Советских граждан с всей страны,
Отправились на эту стройку,
Осуществить чтоб сей проект.

(Очередной мегапроект СССР)

И результат впрямь впечатляет:
Завод в Тольятти до сих пор,
Является всё ж самым крупным,
Заводом выпуска машин.

(Автомобильным заводом в Европе)

Главный корпус того завода,
Вытянулся на всю длину,
В 2 километра. А вся площадь,
Корпусов, поражает взгляд.

(2 100 000 квадратных метров!)

А прототипом той машины,
«Копейки» нашей, стал тогда,
«Fiat – 124», в Европе был признан,
«Автомобилем года» там.

(В 1967 году)

Однако же, как та машина,
Европейский автомобиль,
Попал в условия России,
Проблем не мало вылезло.

И в изначальную модель ту,
Там было уже внесено,
Свыше 800 (!) изменений -
Фиата сменят индексы.

(Машина получит индексы «R» и «S»)

1970 год

И как было уже известно,
Первые шесть «копеек» тех,
В тот год выпустили в апреле,
А в августе конвейер сдан.

До 31 декабря уж,
Отправили в торговлю там,
21 530 «жигулей» тех,
В 8 раз больше в другой год!

(172 175 штук)

По версии официальной,
Название, автомобиль,
«Жигули» - станет в результате,
Народного конкурса там.

(Который объявили в августе 1968 года в журнале «За рулём»)

Но заводские ж старожилы,
Всё ж утверждали, дали то,
Название, дирекцией той,
Ещё ж в 1967 году.

Также для экспорта названье -
«Лада». И любопытно что:
Завод был принят на «отлично»,
Лишь в 1973 году.

(22 декабря, Госкомиссией, после выпуска –
МИЛЛИОННОГО автомобиля!)

1974 год.

Автозавод тот заработал,
На полною мощность уже,
Когда освоил уже выпуск,
660 тысяч тех в год.

(Автомобилей. БОЛЕЕ ОДНОГО автомобиля в МИНУТУ!)

А вот, курьезные рекорды:
В 1977 – мом,
Госпремию ВАЗ получает,
Но интересно тут - за что?

(В области ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА и АРХИТЕКТУРЫ!
В области архитектуры – за архитектуру комплекса его зданий)

А в декабре того же года,
Волжский автозавод там был,
Дипломом, награждён, почёта,
ВДНХ СССР.

(«За разработку и внедрение автоматизированной
системы управления производством»)

Но через пять лет та «система»,
Заводу боком вышла там,
Советским первым стал заводом –
Хакерам стал подвластен тот!

Из – за  вируса в той программе,
Что разработал программист,
Там тогда Мурат Уртембаев,
Конвейер главный встал тогда.

(На НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ - встал главный сборочный конвейер)

К распаду СССР же, мощность,
Завода того уж была –
740 тысяч машин тех,
В год выпускалось уже там.

Автогигант тот сумел выжить,
В лихие «девяностые».
Много моделей вышло новых,
Так что завод сей – на плаву.


Рецензии