Энергии Простора
Нет, не …… это,
Слова такого нет.
Страна,
Свистящая, как звук её ракет.
Страна,
Шипящая
(внутри огромный змей),
Страна,
Скользящая
В ущелие всё верней.
Забудьте, на Небе нет её.
Забудьте, люди, о ней.
Об этом, живые, думайте:
Что жил Музыкант, Поэт.
Дышал и творил, и души его
В краях территорий нет.
Душа, Вселюбви подвластная,
Бесцельной, как Бытие,
Всегда и всему причастная,
Листок на большой скамье.
Повеют ветра осенние:
Поднимется – полетит
В весеннее Воскресение:
Туда –
Где один пиит,
Туда –
Где живое полнится,
Туда –
Где затихнет зло.
Где Радость живёт и помнится.
Я знаю. Мне повезло.
14. 10. 2022
____________________
Этот мой любимый концерт с самой лучшей темой Высшей Простоты я сегодня слушала в исполнении Е. Кисина. Выбрала за мягкость, в которой сейчас нуждается душа. Но вообще всегда концерт выделяла за "холодный ветер в разработке", проверяла по нему свои "мурашки". Теперь же не ради того злого ветра слушаю, я его и не слышу у Кисина, а ради других, множественных потоков и ветров этой великой музыки дыхания и пространства.
Воистину, кто сейчас не сможет подняться в надмирные высоты, сложно будет душу сохранить.
Но не только этот концерт, всё его фортепианное творчество - энергия Простора.
Психея всегда поймёт.
Ссылка на музыку:
https://www.youtube.com/watch?v=qL-WQ0H4o8k
Вторая часть самая любимая. Если вам сейчас тяжело, слушайте вторые части концертов и сонат всех композиторов - это то Медленное, где можно отдохнуть.
Тот самый Злой Ветер, о котором я говорю, звучит на 9.25, и воспринимается как поднявшийся поток воды, нечто эмоциональное кульминационное - из-за той самой Мягкости, взятой исполнителем за основу. Вот потому я, сколько ни слушаю, не вздрагиваю. И это так хорошо. Вода - лечит и утешает. У Кисина всегда такое водное исполнение - и Шопена, и Рахманинова, и всех романтиков. У него просто такая душа... не знаю, как это передать и объяснить.
___________________
Ещё раз возвращаюсь к пониманию того, что гений - наднационален, надгеографичен. И ассоциировать гения с его земным отечеством - большая глупость. Это только часть его жизни, телесная. У всех гениев одно Небесное Отечество, что-то вроде ноосферы Вернадского. Почти всегда гениев используют в своих политических интересах, или так называемой "любви к Родине", на умершего гения очень удобно что хочешь переносить, даже свою личную любовь сублимировать.
Уверена, что использующие гениев в политических целях или "чтобы погордиться" не любят их - не слушают, не читают, душевно с ними не общаются.
Если и есть в Рахманинове русскость, то совсем не российскость, а ту, глубинную древнерусскость я слышу. Но всё это глубинное, понятное лишь тому, кто понимает общечеловеческое. Нет такого второго Рахманинова на свете, как нет второго Баха или Шуберта.
Если и есть земное в музыке, то это стихийность. Очень мне помог с пониманием Гастон Башляр. Прочтите его "Поэтику пространства" и все книги, посвящённые воде, земле, огню, воздуху. Стихийное - больше национального и географического. А общечеловеческое эмоциональное - больше стихийного.
Именно война укрепила меня в таком понимании и даёт мне право об этом говорить. Я лишь не произношу того слова, которое мне теперь неприятно, но дала ассоциацию. А может его нельзя уже произносить и по другим, глубинным причинам.
Проходят процессы сепарации людей по основополагающим качествам.
Сегодня я слушала Прелюдии Рахманинова для фортепиано, и не чувствовала никакого отторжения. Потому что я слышу в них только его, Рахманиновское, особенное. И вместе с тем, глубокое и общечеловеческое. У него особая энергия простора, о которой я написала. А больше всего я люблю Этюды-картины опус 33. В одном из них, ре-минорном - "дождевом", постоянно капают квинты, но так весело, прозрачно, совершенно непохоже на квинты в Первой сонате. Так убеждаешься ещё раз, что всё зависит от контекста.
Свидетельство о публикации №122101401556