Как чудит Мандельштам

Увлечение аллегорическими образами привело к исчезновению самой поэзии в стихе. Разве можно так нагромождать образы, которые отрывают нас от идеи стиха и заставляют ими любоваться в отдельности. Поэт сначала пребывает в образе змеи, потом плюща, потом перерождается в орла, и уж совсем божественное существо, чьи перья не бояться молнии, не сгорают и омываются. Образы хорошие, но сами по себе. Вместе они рассыпаются на отдельные эпизоды и связываются вместе не естественной образностью, а насильственной логикой автора.

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ

В самом себе, как змей, таясь,
Вокруг себя, как плющ, виясь,—
Я подымаюсь над собою:
Себя хочу, к себе лечу,

Крылами темными плещу,
Расширенными над водою;
И, как испуганный орел,
Вернувшись, больше не нашел

Гнезда, сорвавшегося в бездну,—
Омоюсь молнии огнем
И, заклиная тяжкий гром,
В холодном облаке исчезну!

Август 1910
Леонардо да Винчи
Эмбрион человека


Рецензии
Величественный и торжественный слог :" Себя хочу! К себе лечу!" очень необычно.

Татьяна Епифанова   17.10.2022 12:36     Заявить о нарушении
Гимн Нарцисса...)) Вот как раз такой посыл разрушает подлинную поэзию. Я понимаю, что он идет по следам Пушкина, которые говорил в стихе, Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум... Но у Пушкина это совсем другое. Это высшее требовательность к собственному творчеству, а у Мандельштаму это чистый нарциссизм. Но это не плохо, потому что это как один из этапов творчества. Потом он придет к себе настоящему в более зрелом возрасте. А это все еще было поиски своего стиля и своей поэзии.

Елена Маркушева   17.10.2022 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.