Как чудит Мандельштам
Увлечение аллегорическими образами привело к исчезновению самой поэзии в стихе. Разве можно так нагромождать образы, которые отрывают нас от идеи стиха и заставляют ими любоваться в отдельности. Поэт сначала пребывает в образе змеи, потом плюща, потом перерождается в орла, и уж совсем божественное существо, чьи перья не бояться молнии, не сгорают и омываются. Образы хорошие, но сами по себе. Вместе они рассыпаются на отдельные эпизоды и связываются вместе не естественной образностью, а насильственной логикой автора.
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ
В самом себе, как змей, таясь,
Вокруг себя, как плющ, виясь,—
Я подымаюсь над собою:
Себя хочу, к себе лечу,
Крылами темными плещу,
Расширенными над водою;
И, как испуганный орел,
Вернувшись, больше не нашел
Гнезда, сорвавшегося в бездну,—
Омоюсь молнии огнем
И, заклиная тяжкий гром,
В холодном облаке исчезну!
Август 1910
Леонардо да Винчи
Эмбрион человека
© Copyright:
Елена Маркушева, 2022
Свидетельство о публикации №122101300560
Рецензии
Гимн Нарцисса...)) Вот как раз такой посыл разрушает подлинную поэзию. Я понимаю, что он идет по следам Пушкина, которые говорил в стихе, Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум... Но у Пушкина это совсем другое. Это высшее требовательность к собственному творчеству, а у Мандельштаму это чистый нарциссизм. Но это не плохо, потому что это как один из этапов творчества. Потом он придет к себе настоящему в более зрелом возрасте. А это все еще было поиски своего стиля и своей поэзии.
Елена Маркушева 17.10.2022 14:23
Заявить о нарушении