Художественное чувство

 
Сначала – длинная цитата «самого себя» из моей заметки «Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть» 8 IV 2015

«Рассказ Миши Болеславского.
Многие годы был я в добрых приятелских отношениях с профессором Болеславским (Мишуней, как звали его домашние), который несомненно оказал на меня сильное влияние. Во время одной из наших частых бесед он упомянул повесть Марка Твена «Таинственный незнакомец». Я признался честно, что не читал её. Он рассказал кратко о фабуле этой повести. В некой деревушке в Австрии, под названием Эзельдорф (Ослинная деревня) в конце 16го века появляется некий прекрасный молодой человек, творящий чудеса. Сдружившись с мальчиками этой деревни, он показывает им разные невероятные вещи, на которые способен, угощает их сладостями и прочее. На вопрос, как его зовут, спокойно отвечает: Сатана. Но дети видят с его стороны только добрые дела по отношению к ним. Раз он начинает лепить из глины и песка фигурки животных и птиц, которые тут же оживают под его пальцами и ведут себя как настоящие живые существа. Между своими рассказами Сатана лепит и людей, несколько сотен маленьких человечков, которые, ожив, начинают трудиться, строить какую-то крепость, в которой они живут. Пока я пересказываю саму повесть Твена.

Дальше – рассказ Болеславского об этом же.
Мальчики с необыкновенным интересом наблюдают за жизнью этого микромира-крепости. Слышат голоса этих человечков, видят как они трудятся, общаются... Но вдруг Сатане этот мир чем-то надоедает. Он сгребает своей рукой этих людишек, сжимает в кулак и из кулака льётся кровь раздавленных им сотен живых существ! Дети в ужасе! Как может такой добрый и ласковый Сатана безжалостно уничтожить весь этот ЖИВОЙ мирок??? Но Сатана говорит им: Да это же просто песок!
Разжимает ладонь и  дети видят, что никакой крови нет, а с ладони сыплется ПРОСТО ПЕСОК!

Так, вот, я купил два экземпляра этой книги. Разных, ибо, оказывается Марк Твен написал ТРИ варианта этой повести!!! Хотя под одним и тем же названием.
Этого, рассказанного мне Болеславским, эпизода в повестях НЕТ!!!
В одной из повестей есть нечто похожее: Сатана хватает двух дерущихся человечков и раздавливает их. Отерев пальцы от крови носовым платком, продолжает беседовать с детьми. Но священник микромира, пришедший отпеть этих двух раздавленных Сатаной рабочих, своими монотонными молитвами вызывает раздражение у Сатаны. Тот берёт длинную  тяжёлую доску, которая служила мальчикам сидением качелей, и бросает её на построенный городок, раздавливая крепость и всех её обитателей.
Вот, что написано у Марка Твена!

Болеславский запамятовал эту повесть и рассказал её мне так, КАК ОН её видел и воспринял!
Признаюсь, что на меня его рассказ произвёл бОльшее впечатление, чем подлинник Твена!
Ведь это так созвучно Сатанинскому вИдению мира: Какая кровь? Какие живые человечки? Это же просто ПЕСОК!!!»
Конец самоцитирования.

Описывая и сравнивая эти эпизоды, один – подлинный у Марка Твена, второй – воспоминания Болеславского об этой же повести, я подчеркнул лишь то, что толкование Болеславского мне больше понравилось, чем оригинал Твена!
Но сегодня мне подумалось, что тема эта глубже, чем просто личные мои восприятия.

У Марка Твена Сатана, раздавив живых людишек, ВЫТИРАЕТ ПАЛЬЦЫ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ.
Так поступает обычный человек -- садист, палач, достойный потомок каннибалов (как и все мы)!

Болеславский же продемонстрировал гораздо большее: Высокое художественное чувство, причём, сам того не заметив.
Я думаю, читатели согласятся, что оригинал выглядит куда как заурядней, нежели импровизированное НЕВЕРНОЕ воспроизведение этого эпизода Болеславским.
Его описание – это, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, описание «образа мышления», не обычного жестокого человека-убийцы, вытирающего пальцы от крови раздавленных им живых существ, а именно Сатанаы:
ЧТО для Князя Тьмы какие-то копошащиеся человечки?
НИЧТО!
ПЕСОК!!!

И ещё один неожиданный аспект:
Мы видим в этом сравнении как бы минутный  «срез мышления» двух, давно умерших людей:
Марка Твена, который описал подход к оценке убийства чисто человеческий (Вытер пальцы!) и Профессора Болеславского, ЗАБЫВШЕГО ПОДЛИННЫЙ ТЕКСТ  и проявившего неосознанно гораздо более высокую степень художественного чувства, чем Марк Твен. Его неверный пересказ  повести оказался намного сильней по выразительности, чем у Твена!
Вывод «мыслеведения»:
У Твена в момент написания им этих строк повести вдохновение молчало и его Сатана «отёр пальцы», вроде Понтия Пилата в Евангелии: «Пошёл и умыл руки».
У Болеславского этот же эпизод вызвал в сознании совершенно другую картину, художественно явно более высокого качества: Его Сатана – разжимает ладонь, из которой только что сочилась кровь раздваленных живых существ, и спокойно говорит: «Ну, какая же здесь кровь? Это просто песок!» Вот, какую «ценность» имеет для Сатаны жизнь живого существа в мире, в котором Он – владыка!
 
В заключение:
Мы сейчас снова провели операцию «Мыслеведения», то есть сделали «срез» образа мышления двух умерших людей в тот момент, когда они создавали нечто.
Один – в сознательном и целенаправленном процессе написания повести «Таинственный незнакомец».
Другой – в процессе рассказа мне сильно забытой им (ибо читанной много лет тому назад) упомянутой повести! Но именно у него при этом сработало художественное чувство, заставившее его в этот момент создать СВОЮ картину происшешего и она оказалась на много порядков «правдивее и  эмоционально сильней», чем заурядный рассказ Твена.
«Мыслеведение» заключается в том, что мы – читатели вдруг ПОНЯЛИ и ПОЧУВСТВОВАЛИ, как и что думали эти люди в некий давно пронёсшийся момент времени!

Значит, МОЖНО, хоть на минуту, проникнуть в чужое сознание и поймать в точности ЧУЖУЮ МГНОВЕННО  МЕЛЬКНУВШУЮ МЫСЛЬ.
(См. например, заметку «Мыслеведение или «чтение мыслей»» 10 IX 2022).

И последний вопрос, «прагматичный»: А чего ради надо так стараться  – изощряться, каким-то фантастическим мыслительным микротомом «сделать срез» чьего-то мышления??? 
Может, дурню Эспри это и интересно, а нам-то ЗАЧЕМ???
А затем, что «мыслеведение» есть последняя и наивысшая стадия процесса самогенилизации.
Первая стадия: Ознакомление с талантливыми произведениями человеческого сознания.
Вторая стадия: Обдумывание вышеприведённого, попытки анализа, попытки постепенно углубляющегогося понимания мыслей таланта, как явных, так и, что намного важней, скрытых.
«Скрытых» – не самим талантом, а скрытых даже для него самого, то есть некоторых черт его ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ.
Третья стадия – попытка воспроизведения образа мышления таланта, одной из частей которой как раз и является крайне сложная и трудоёмкая попытка РЕКОНСТРУКЦИИ МЫШЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА!
А для чего? -- Повторный вопрос.
Реконструируя в своём, нашем обычном мышлении среднестатистических людей, не идиотов, но и не великих талантов, мы СОЗДАЁМ УЖЕ В НАШЕМ МОЗГУ СХОЖИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ и, повторяя это многократно, «Гениализуем» сами себя!
Мы НЕПРОИЗВОЛЬНО начинаем мыслить подобно тем великим талантам, которых уже давно нет среди нас!
Мне, дурню Эспри, ЭТО представляется достойной и безусловно выполнимой, хотя и очень тяжёлой, задачей.
12 Х 2022


Рецензии