Исследование притчи - Не в том ритме

http://stihi.ru/2006/06/14-1739
Пройдя по городу, сказал ученику
Об ощущениях учитель Марику:

- Я переполнен светом радости пути!
Я был с Возлюбленным... Прекрасно! Ощути!

И ученик подумал:
- Мне б такой восторг!
Жизнь замечательна, когда не нужен торг.
Пойду и я. С пути благого не сверну,
А что увижу, то учителю верну...

Пройдя чрез город и вернувшись, он сказал:

- О, как ужасно то, что видел я... Подвал,
Клоака ужасов! А люди пьяны, злы...
Шакалы, змеи или глупые козлы.

Я так подавлен, будто тяжести таскал,
Как будто я себя в могилу опускал!
А Марику ему ответил:
- Да! Ты прав.
На это юноша ему:
- Но ты... не лгав,
С таким восторгом возвратился, почему?
А я едва не задыхаюсь и кричу...

- Не в том ты ритме всю прогулку прошагал,
В котором я то восхожденье совершал...

Море Суфия - http://sseas7.narod.ru/sufsea.htm

Суфийское мировоззрение интрасферно, гармонизирует внешний и внутренний мир целостностью восприятия Сердцем. Каждый мыслящий и верящий своему восприятию – прав, будучи в своем мире Атомом (цельностью, личностью, ролью, предписанной Судьбой и т.д.)
Инторасферное восприятие - http://stihi.ru/2019/06/05/5634

***


Прежде всего вспомним, что в самом начале суфийской притчи заложено главное - цель, подсказка мыслящему и основа сюжета.

Пройдя по городу, сказал ученику
Об ощущениях учитель Марику:

Обратим внимание на Имя учителя. Близкое по звучанию имя - Марифа. Что означает имя Марифа? Происхождение: Азербайджанское имя Значение: знание, познание
Имя как фраза М – Мыслите А – Аз (Я, Мне, Себе, Себя) Р – Рцы (Реки, Говори, Изречения) И – И (Объединение, Соединять, Союз, ЕДИНСТВО, Едино, Воедино, "Вместе с") Ф – Ферт (смысл слова сочетает понятия: Вертел, Ось Мира, Основа, Исток);

Источник: https://names.neolove.ru/female/12/25525.html © NeoLove.ru
Суфиям известно более глубокое значение слова марифа. Но, конечно, не имя главное, а СЛОВА, выражающие состояние учителя.

- Я переполнен светом радости пути!
Я был с Возлюбленным... Прекрасно! Ощути!

Говорится о переполнении учителя светом радости пути, то есть, о состоянии его восприятия мира во время земной прогулки по городу (без ученика). Он был с Возлюбленным (с Богом, Аллахом, в мире ином, возвышенном душою до духовного царства), он был не с учеником, а именно в единении с Собой. И рассказывает ученику об этом своем состоянии, приглашая испытать самому, проверить свои силы восприятия прекрасного слияния с Богом. Да, во время обычной прогулки по обычному городу (с нищими, трущобами, болезнями и бандитизмом).

И ученик подумал:
- Мне б такой восторг!
Жизнь замечательна, когда не нужен торг.
Пойду и я. С пути благого не сверну,
А что увижу, то учителю верну...

Ученику захотелось испытать подобное единение и восторг, когда не нужен торг, (обратим внимание на значение слова ВОС-торг). Кроме того, ученик хотел вернуть учителю то, что увидит он, то есть, показать свое зеркало, отражающее тот же город. Намерение не свернуть с пути благого, видимо, было под сомнением в нем.
Пройдя чрез город и вернувшись, он сказал:

- О, как ужасно то, что видел я... Подвал,
Клоака ужасов! А люди пьяны, злы...
Шакалы, змеи или глупые козлы.

Я так подавлен, будто тяжести таскал,
Как будто я себя в могилу опускал!

Вот результат его восприятия того же города ужасов, он подавлен ТЯЖЕСТЬЮ, он чувствует себя в могиле, куда САМ СЕБЯ опускает, и у него не достаточно было силы "не свернуть с пути благого", т.е. не смог во время прогулки по городу идти мыслью и чувствами за своим возвышенным учителем.
А Марику ему ответил:
- Да! Ты прав.

Учитель согласился с ПРАВОТОЙ ученика, остававшегося на своем уровне восприятия земных страданий.
На это юноша ему:
- Но ты... не лгав,
С таким восторгом возвратился, почему?
А я едва не задыхаюсь и кричу...
Ученик снова не понял, почему же так: оба они правы в восприятии городской клоаки, а результат противоположен?

- Не в том ты ритме всю прогулку прошагал,
В котором я то восхожденье совершал...

Ответ учителя, возможно, снова не был понятен ученику. Что значит не в том ритме? Это скорость движения, частота шагов, состояние чувств или мысли, а может, это пребывание в ином мире духа?
Варианты ответов и новых вопросов для ученика могут быть самыми разными, например.

Зачем мне вообще такой учитель, если не могу отождествиться с его восприятием, даже имея твердое НАМЕРЕНИЕ?
Хочу ли я следовать за ним "Не прося от небес утешения, а отдавши свою часть пути?"

Если "Всё зависит от того, Кто и Зачем воспринимает", какой смысл пытаться быть не собой, а другим, похожим на учителя?

Ритм мысли и есть ритм жизни? Но мысль при земле быть обязана обстоятельствами.
"Спроси Своего Учителя, в сердце своем" - так говорит мне учитель, но как это делать?

Существуют Уровни и подуровни единого сознания, как двигаться по ним самостоятельно?



Что касается отношения к учителю:

Варианты ответов и вопросов современного ума:

Учитель обманывает или равнодушен, не замечает трагичности бытия из невнимательности или же с умыслом? 
А может, замечает и соглашается или наоборот... не соглашается с замеченным горем людей, и бездействует?
Конечно, учитель действует, если настоящий.  Но как...
И вообще где он пребывает "с Возлюбленным", в нашем мире или ином, если в нашем, то как понять?
Как соединиться с Возлюбленным? Оставаясь со временем, современником?
Кто это "Возлюбленный", может быть Истина, тогда где? Как соединить несоединяемое - где?


Обычно рассказ связан со временем событий, но суфийская притча - со вневремением, поэтому и глубока, многослойна, т.е. можно приложить ее мудрость к любому времени, месту, событию. В средние века, когда жил автор этой притчи, было намного больше страданий у народа: нищета, голод, жестокость, войны, тирания, болезни тела и души и пр. Так что падение ценностей верхушки Европы, синдром майдана и современные войны не страшнее средневековых чумы, виселиц, падших нравов, тирании...


Рецензии