Шостакович. Концерт N2 для фортепиано. Впервые
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA
Шостакович. Концерт N2 для фортепиано с оркестром (Соч. 102). Фа мажор (1956) [1]
Введение
Первая часть
Вторая часть. Andante
Третья часть. Финал. Allegro
Введение
Концерт для юношества писан,
Взрослея с ним от часа в час,
Для быстрой зрелости рассчитан -
Он развивает, движит нас.
Охваты тем сложней в нём, шире.
Включают радость и задор,
Веселье, беззаботность мира,
Поэзиею полнят взор,
Мечтой, романтикой дороги
И задушевной лирой дум,
Переживаньями, тревогой.
Мир внутренний слагает дух.
Мелодика проста концерта,
Запоминается легко.
Структура чёткая продета
В фактурный гармоничный слог,
Богатый техникой аккордной.
Не утруждает возраст лет
Пассажами и стилем вёртким.
В ней остроты, конфликтов нет.
Зато есть свежесть чувства, младость
И искренность правдивых фраз,
В нём в унисон поют октавы
И повторяют сотни раз
Урок, заучивая темы.
С лукавым юмором звучит
Оркестр, готовит ритмов смены,
Эмоциями строй пленит.
Первая часть. Allegro
С фаготом быстрое начало.
В компании кларнет, гобой.
Затем вступает фортепиано. -
Веселие бурлит рекой,
Перерастая в тему марша.
Октавы празднично звучат
И, уменьшая звук входящий,
Уходят вниз, в басовый ряд
В чеканных, громких, смелых звуках,
Спиртивный величая стиль,
С подъёмом, натиском упругим.
Маршеобразный, быстрый ритм
Несёт в фортиссимо аккорды.
Фортепиано новый звук
Разноголосицей наполнен.
Веселье, шум царит вокруг.
Живёт в триолях фортепиано,
Подводит к контрапункту тем.
Порывы ветра в буйных гаммах
И с тремоло уходят в темп
Веселья шумного в аккордах,
Бурлящего в октавах фраз,
Всплывая на поверхность с горном,
Где молодость волнует глаз
И не скрывает ликованья.
Неиссякаемый ток чувств
Жизнь утверждает, дух сознанья,
Который побеждает грусть.
Вторая часть. Andante
Спокойна, приглушённа тема.
Песнь романтичная звучит.
Меланхоличности оттенок
Струн нежных душу бередит.
Короткое вступленье струнных,
И ... фортепиано мягкий звук
Вступает в ряд триолей струйных
И замыкает нежный круг,
В себя включая пасторали,
Пастуший наживной мотив
Валторн на фоне нот педальных,
В котором уплывает ритм,
Течёт с достоинством, достатком.
Диапазон нот неширок.
Ритм, повторяясь многократно,
Красиво сам себя несёт.
Третья часть. Финал. Allegro
Финал стремительный, в аллегро,
Подвижный танец и живой.
Он в гаммах, в модах, в вводных темах.
Танцует телом и душой.
Ритм фортепиано с балалайкой
Парадов дух передают.
И в пиццикатто звуки стайкой
С триумфом в шествии идут.
Вслед за парадами вновь гаммы
В шестых долях, полутонах
Гарцуют в упражненьях славных,
Переплетаяся, летят
В галопе движутся упорно,
Гротескно скачут, вновь идут,
Перекликаются задорно
И юный звук в себе несут.
Бег виртуозно завершает
Финал стремительный, живой.
И с кодой тему излагает,
Танцуя телом и душой.
[1] Написан в 1957г., к 19-летию сына, Максима.
30.09.2022. Krasnodar area
D. Shostakovich / A. Gutseriyev & A. Titov. Royal Concert N2 for Orchestra. St-Petersburg Full Orchestra. TV Channel “Culture”
Свидетельство о публикации №122100805203