Не забудет никто никогда школьные годы
НЕ ЗАБУДЕТ НИКТО НИКОГДА ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.
ОСЕНЬ 1953 года. ЛЕНИНГРАД.
1.ЗА ДОМАШНИМИ УРОКАМИ.
Нежданно-негаданно к нам домой пришла моя учительница по русскому языку и литературе.
Я замерла
в своем уголке за письменным столом, делая вид, что готовлю уроки. Учительница и мама
сначала заговорили обо мне. Я вздохнула с облегчением. За русский и литературу мне не
надо было краснеть. Это - был единственный предмет, который я любила всей душой.
- Пишет девочка грамотно, без ошибок, но совершенно не учит правила, из-за чего я снижаю
ей оценку - сказала Елена Сергеевна. Вы уж, Наталия Иосифовна, проследите за ней, чтобы
правила все-таки учила. -
Мама, как обычно, напекла оладий и они сели пить чай, продолжая разговор, перейдя на шепот.
Мой нюх и слух бог семерым нес, а досталось мне одной. При мне шепотом вести разговор дело
бессмысленное. Я кое-что улавливала из их разговора, но совершенно неожиданно увлеклась
уроком и нить их беседы для меня оборвалась. После этого посещения мама и Елена Сергеевна
как-то сблизились. Частенько бывали
друг у друга. Я гордилась их дружбой, но в классе не хвасталась. Держала рот на замке.
2. КАКИЕ ЖЕ УРОКИ БЕЗ КУРЬЕЗОВ…
Елену Сергеевну в нашем классе обожали все, даже самые отчаянные двоечники и разгильдяи.
Была у нас одна парочка мальчишек /пат и паташенок/. Один - высокий, а второй - маленький.
Что они вытворяли на уроках - можно отдельный рассказ написать. Елена Сергеевна посадила
их за первую парту. Ноги у высокого до доски доставали. У маленького - ничего ни до чего
не доставало, его и за партой-то было не разглядеть. Были еще тогда у нас чернильницы
непроливайки. Каким-то образом одна - упала с парты. Высокий наклонился вперед, чтобы
поднять непроливайку, промахнулся и умудрился, опрокинув парту, забрызгать чернилами все
вокруг себя.
Урок прервался. Все покатывались со смеху. Елена Сергеевна выставила за дверь маленького,
а высокого вытащила из-за парты и сунула сидеть на урну у дверей, так как его ноги нигде
не умещались. Сама подошла к окну, закрыла лицо руками и то ли всхлипывала, то ли подавляла
смех… Но к классу повернулась с серьезным лицом. Взглянула на высокого, сидящего на урне,
усмехнулась и уже с улыбкой произнесла:
- Вот скажете потом, что я не учитель, а изверг какой-то, издеваюсь над вами учениками.
Но что мне с вашей парочкой делать? Вырастите, станете какими-нибудь знаменитыми клоунами и
при встрече скажете, что я душила ваш талант. - Все зашевелились, заулыбались. Но урок
продолжился на полном серьезе.
3. ЛЕНОЧКА.
Эта девочка в семье была самой старшей. Она только успела окончить с отличием сельскую
школу семилетку, как в семье пошло прибавление детишек. Мама от постоянных родов слабела.
Здоровье ее было надорвано на тяжелой сельской работе во время войны. О младших братишках
и сестренках Леночка взяла заботу на себя. Она очень любила маму, жалела, старалась ее
поберечь. Мама привила дочери любовь к чтению и учебе, а Лена радовала ее своими отличными
успехами в школе. Но пошли дети у мамы с папой. И Леночка, поднимая малышей, отдавала детям
свою любовь, заботу и знания - все то, что привили ей мама и школа… Часто вздыхала, что
отодвинулась ее мечта учиться дальше.
4. АКИМ ИВАНОВИЧ.
Провожая самого старшего в школу, Лена познакомилась с новым учителем. Его звали Аким
Иванович. После тяжелых фронтовых ранений, он сам попросил, чтобы его направили работать
учителем в сельскую местность. Когда Аким поближе узнал Лениных братишек и сестренок, был
удивлен, что дети, в отличие от других, были хорошо подготовлены к школе: умели читать,
считать и немного писать. Познакомившись и поговорив с самой Леной, уговорил ее учиться
дальше и стал давать ей уроки. Педагог он был опытный, высоко образованный и много мог
дать своим ученикам. Лена училась с жадностью и успешно сдала экстерном экзамены за
десятилетку. За это время подросли и повзрослели братишки и сестренки, бывшие младшенькие.
А любовь-то никто не отменял. Леночка с Акимом поженились и спокойно смогли уехать в
Ленинград, где можно было и высшее образование получить.
5. ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА.
Леночка, теперь уже Елена Сергеевна, стала преподавателем литературы и русского языка.
Сбылась ее мечта. Педагог из нее получился прекрасный. За один урок в 45 минут она успевала
опросить 12-15 учеников, дать новый материал и минут 15 - 20 оставалось на вопросы и ответы.
Ах! Как мы любили эти минуты! Было где разгуляться творческому воображению. Огорчал только
звонок на перемену. Но мы даже и в перемену не спешили расходиться. И это - не все. Наша
любимая Леночка (так мы ее называли междусобой), подружила нас с западной литературой. Мы
всем классом были влюблены в романы Виктора Гюго, в самих героев этих романов: в Гуинплена,
в Гавроша, во Французскую революцию в маленькую цыганку танцовщицу и даже в Квазимодо.
В Русском музее в картинах- миниатюрах мы видели игру света и тени Клодта Мане, взглядом
взвесили тяжесть колосьев ржи на картине Шишкина, НПо картине Саврасова «Грачи Прилетели»
уловили, как ветер хмурого утра все -таки приближал весну.
Поход в Академию художеств, где мы увидели подлинные шедевры Тициана и как в мастерских
работают художники, изменил наше отношение к урокам рисования. Мы на этих уроках перестали
шалить, к учителю рисования стали относиться с уважением. Старались, ох как старались:
пыхтели, потели, вырисовывали, высунув языки всю эту греческую лепнину. У кого получалось,
а у многих не получалось. И угасал взгляд учителя, не обнаружив никакой искры таланта в
нашей мазне. Но азарт к всеобъемлющему познанию включила в нас Елена Сергеевна!
6. ВЕСНА 1953 года.
траурная весна
5 марта 1953 года умер И.В. СТАЛИН. На площадях и улицах вывешены траурные флаги. Гудели все
заводы, фабрики, паровозы, пароходы. Ревели клаксоны автомобилей по всем площадям, улицам и
переулкам. Плакала вся страна. И мы пятиклашки, стоя на траурной линейке школы, плакали со
всеми взрослыми вместе.
А через неделю, также на линейке, мы плакали, провожая в последний путь Софию Михайловну =
нашего директора школы. Софья Михайловна была гордостью нашей школы! Мы все ее хорошо знали
и помнили, как прекрасного педагога и как отважную фронтовичку. О боевых подвигах которой
ходили легенды по всей школе!
7. БЛОКАДНОЕ ЭХО.
Дети, пережившие блокаду Ленинграда, очень тяжело переходили из детства в отрочество, из
отрочества в юность. Каждый новый учебный год мы кого-то не досчитывались из своих
товарищей и даже учителей, особенно фронтовиков. У одной из девочек случались приступы
эпилепсии. Мы,малявки - еще первоклашки, все знали, что ее в такие моменты надо держать за
голову.
Из-з частых болезней и сломанной ноги, пропустив всю последнюю четверть, мне пришлось
повторить программу шестого класса.
8. ОСЕНЬ 1953 года.
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА.
Все школы перешли на совместное обучение девочек и мальчиков. По математике у нас была
преподавателем Клавдия Ивановна. Этот педагог был влюблен в свой предмет. И этой своей
влюбленностью заразила большую половину класса.
Я пошла по математике легко и свободно: и поезда у меня из пунктов А и Б не сталкивались,
и вода горячая и холодная в бассейнах бежала каждая по своим трубам. Как только контрольная
работа, в классе начиналось шипение. Это мою фамилию, начинающуюся на букву ш, вызывали
тонущие. Я никогда не отказывала в подсказке из-за чего часто горела. Ну как же оставить
товарищей в беде. Математика не всем давалась так легко, как мне.
- Зашипели словно гуси… Сами думайте. – Сердилась Клавдия Ивановна. Она отодвигала первую
парту к доске, садилась рядом со мной.
- Пиши, а то отберу и двойку поставлю. -
А я тянула, пытаясь хоть как-то помочь, тем кто тонет.
- Ну! Сдавай, а то двойка. - Сердито говорила Клавдия Ивановна. Отбирала у меня листок с
контрольной, давала мне 10 копеек и выпроваживала за дверь. Контрольная длилась два урока.
И я бежала в кинотеатр «Смена» смотреть фильм про «Тарзана».
На уроках я, не отвлекалась. Всегда слушала учителя, поэтому дома на уроки уходило меньше
времени. Мешали сидящие сзади: то ручку надо, то карандаш, то линейку, то резинку. Сердилась,
но все же, не оборачиваясь, что-то передавала. В одну из передач в мою руку вонзилось перо
чернильное. На следующий день пошла я в школу с перевязанной рукой.
- Лена к доске. - Весь класс хором:
- Она же писать не может. -
Я потрясла перед Клавдией Ивановной перевязанной рукой.
- Бери мел в левую руку и пиши задание. -
Делать нечего, стала писать. И поехала моя строчка сверху вниз по диагонали. А уж на что были
похожи буквы и цифры, можно только догадываться. Класс не смеялся, а стонал сползая под
парты...
- Ох! Сейчас двоек наставлю всем и вызову родителей. Ишь развеселились! Тишина в классе и
работаем. -
Вот так вот каждый урок Клавдия Ивановна вызывала меня к доске писать. И представьте себе я
научилась писать левой рукой, даже на одной четверти доски стала умещаться. Так школьные
уроки жизни переходят в крепкую уверенность: стоит захотеть, то сможешь все! А учителя, наши
старшие наставники, научили нас верить в самих себя.
9. ТАИСИЯ ГРИГОРЬЕВНА.
Уроки физкультуры вела у нас Таисия Григорьевна. Она была Олимпийской чемпионкой. Я затрудняюсь
сказать по какому виду спорта. Мое тело не дружило со спортом. Мне все давалось с огромным трудом:
разбегусь и только животом на козла упаду. Но я была упрямая, старалась изо всех сил. Вот это-то Таисия
Григорьевна во мне и подметила. После летних каникул я в строю была первая. Нас было трое самых рослых
девочек. Но в конце учебного года, весной я уже была в ряду второй и даже третьей. Силы накопленные за
лето, к весне слабели, и мое тело меня мало слушалось. Осенью особенно весной, в погожие денечки Таисия
Григорьевна, взяв в руки секундомер, бегала по школьному двору вместе с нами. Она почему-то бегала
рядом со мной и уговаривала: - Ну, потерпи еще чуть-чуть, еще немного и откроется второе дыхание. - Ох,
как я верила ее словам, бежала, старалась изо всех сил и ждала, когда же оно, второе дыхание откроется.
На финише я уже висела на чьих-то руках. Сердце стучало в каждом миллиметре моего тела. Рот так
пересох, что губы не разлепить. Еле отдышавшись: - Таисия Григорьевна, где же оно второе дыхание?
Оно же вот так и не... - Я с удовольствием наблюдала, как она занималась с другим, девочками
художественной гимнастикой. Завороженно смотрела на брусья, кольца, шведскую стенку, но даже мысленно
не представляла, что я смогу… Выбрала я все-таки литературу. Это - мое!
Белые ночи, разведенные мосты и зрелая юность прощается
со школой на набережной Невы. Город Ленинград 1959 год.
Промчались зимы с веснами, давно мы стали взрослыми, впервые прочитали
по слогам слово РОДИНА в школе.
Свидетельство о публикации №122100606769
в своё послевоенное школьное детство,мы с Вами одного года рождения,
я так же окончила школу в 1959году,как сейчас,всё помню.Когда умер
ИВСталин,мы тоже все плакали,хотя я никогда плаксой не была,это было
потрясение.
Спасибо за добрую память,с уважением и теплом,Людмила.
Пишите,Вас обязательно будут читать!
Людмила Кириллова 5 21.01.2025 23:05 Заявить о нарушении