Винты-болты
1962 год. Ярославский моторный (ЯМЗ). Сборочный цех (СИМ-1). Конвейер.
Идёт сборка моторов. Процесс сборки пооперационный. Время каждой - четыре
с половиной минуты. Конвейер движется непрерывно. Надо успеть, иначе мотор
сбросят на пол, и доделывай в своё время. Есть и «скользящие», бригадиры,
которые приходят на помощь в критических ситуациях. Мне довелось работать
на всех операциях, однако основной была такая: установить два кронштейна
(рымы) для подъёма мотора и сцепление, для чего завернуть с затяжкой аж
тридцать два болта! А предварительно болты с пружинными шайбами (гроверами)
надо вставить в отверстия по периметру диска. (Шайбы на болты надевают
комплектовщицы и в банках оставляют на стеллажах). Подсобранное с болтами
сцепление надевается на скалку вплотную к маховику. Остаётся наживить и
затянуть гайковёртом болты, сначала первые четыре крест-накрест, а потом
остальные, чередуя по секторам. Однако, если гайковёрт сорвётся, то все
болты вылетают (а их 32 штучки) и падают вниз между тянущих цепей. Их надо
собрать и установить, но конвейер ползёт непрерывно. Приходится этот мотор
пропускать, а после съёма его с конвейера на пол идти и в свободное время
на коленках всё доделывать. Зачастую после сцепления устанавливают коробку
(КПП), тогда вообще засада, и на помощь бежит «скользящий». Было... и не раз.
С этими винтами-болтами иногда случаются и казусы: то резьба перекошена,
то недорез, а то без резьбы - тоже беда. Например, замечательный русский поэт,
Протоиерей Андрей Логвинов, (служит он в храме Иоанна Богослова в Костроме)
член союза писателей России, выпустил более десятка сборников стихов, однако
волею судеб на заре туманной юности был сборщиком на пресловутом конвейере,
правда на другой операции, и под руку ему попался болт без резьбы, а он его
автоматически ввернул вместо годного. ЧП, блок сняли с конвейера, выговор и
депремирование, а мотор - в ремонт.
Бывает и по-другому. На прорыв (программа выпуска моторов - это святое)
частенько бросали конструкторов сроком на две недели или месяц. Некоторые и
по полгода работали, если там немножко доплачивали для стимула. Так вот,
когда я уже работал конструктором, послали нас с Серёгой Рохлиным, не помню
на сколько, в СИМ-2. Без всякого инструктажа (только за технику безопасности
расписались), однако, ему страсть, как не хотелось работать, а не слиняешь
просто так без весомой причины. Он попал на операцию, где в блок штифты
прессуются. Серёга ничтоже сумняшеся через часа полтора забубухивает один
из штифтов в резьбовое отверстие. Скандал! ЧП. Блок снимают в ремонт. Его
выгоняют из цеха, и даже не наказали. Не за что. По закону не имели права
без обучения ставить на операцию, а обучение – это шесть дней.
Теперь о главном: что же такое винты-болты? Болт - от слова болтается,
с гайкой должен быть, а винт ввинчивается в тело, только этим и отличаются,
но, как правило, весь крепёж, который с шестигранными головками, болтами
кличут.
Свидетельство о публикации №122100404389