Игра Жизнь
Игра 'Жизнь'(англ. Conway’s Game of Life) – математическая модель
взаимодействия клеточных автоматов, придуманная английским
математиком Джоном Конвеем в 1970 году. Место игры - размеченная
на клетки плоскость ('клетчатая бумага'), которая может быть безграничной,
ограниченной, или замкнутой. Каждая клетка на этой поверхности имеет
8 соседей, окружающих её, и может находиться в одном из двух состояний:
быть 'живой' или 'мёртвой'. Распределение живых клеток в начале игры
называется первым поколением. Каждое следующее поколение 'обновляется'
синхронно (одновременно) по следующим Правилам:
1. Каждая живая клетка с менее чем двумя живыми соседями умирает
(от 'одиночества')
2. Каждая живая клетка с двумя или тремя соседями остаётся живой
(до следующего поколения)
3. Каждая живая клетка с более чем тремя живыми соседями умирает
(от 'перенаселённости')
4. Каждая мёртвая клетка с ровно тремя живыми соседями превращается в
живую клетку (репродукция)
Начальная конфигурация живых клеток является 'порождающей'.
Игра прекращается, если
• На поле не останется ни одной 'живой' клетки;
• Конфигурация на очередном шаге в точности совпадает с конфигурацией
на одном из предыдущих шагов (периодически повторяется или не меняется).
Джон Конвей заинтересовался проблемой, предложенной в 1940-х годах Джоном фон Нейманом, который пытался создать автомат, который может воспроизводить сам себя.
Конвей попытался упростить идеи фон Неймана, и в конце концов ему удалось создать правила, которые определили игру 'Жизнь'.
Игра клеточных автоматов 'Жизнь'
Игра есть 'Жизнь'. На клетчатой бумаге
Полны тревог, надежды и отваги
Рождаются, живут и умирают
Простые клетки, В общем, обитают.
У вот у клеток (случаи нередки)
Из 'ничего' вдруг возникают детки
И, народившись (в жизни так бывает),
Родительское место занимают.
Процесс простой. Но всё не так уж просто.
Пространство нужно для любви и роста.
Любовь же требует уединенья
И чувств. Тогда соединенье
Влюблённых может привести к успеху.
Потомок жив. Но может быть помеха,
Если, к несчастью, в окруженье клетки
Присутствуют во множестве 'соседки'.
Толпа соседей клетку угнетает,
И в результате клетка погибает.
Но в одиночестве не будет ей спасенья:
Нужны друзья-соседи в окруженье,
Которое мы назовём 'окрестность'.
Закон игры суров. Ему подвластна местность.
Закон суть правило, и клеток населенье
Мгновенно обновляется с рожденья.
Всё происходит, как 'Творец' желает:
Одни живут, другие умирают.
Синхронность бытия и смерти впечатляет,
И может быть, кого-то раздражает.
Здесь трудно предсказать исходы эволюций,
В игре 'мутаций' нет, как нет и 'революций'.
Судьба живых в текущей популяции
Зависит от начальной комбинации.
По логике и правилам закона
Комбинаторика диктует неуклонно,
Без колдовства, обмана, предпочтений,
Геометрические формы поселений.
Здесь правят случай и периодичность,
Порядок строгий или хаотичность.
Но в ограниченном игрой пространстве
Есть предсказуемость, судьба и окаянство:
Исход сей драмы предрешат слепые
Безжалостные силы энтропии:
Пустой квадрат живые клетки ждёт
И с ним апокалиптический исход,
Иль deja vu их снова посетит
В плену тюрьмы циклических орбит…
10.02.22
Свидетельство о публикации №122100300515