Зарубки времени. О жизни и творчестве А. Доберман

#зарубки о времени.

Сегодня я хочу написать о Кузбасском поэте Александре Доберман  и его сборнике « Ключи от сентября»

Начну, наверное, издалека, о знакомстве, о встречах, о разговорах по телефону.

Познакомились мы с Сашей в 2013 году в библиотеке им. Н. Крупской.
В литературной группе – ЛИК.

Эти библиотечные стены и узкие улицы – помнят его шаги.

Доберман всегда мне по телефону говорил, что он проповедует один путь – путь сердца и он был этому пути верен.
Ну а какую цену ему пришлось за это заплатить, поговорим как -нибудь в следующий раз.
С Ленинском – Кузнецком у Александра отношения особые.
Тут он нашел и друзей, которые стали ему опорой трудные времена и приют в лице библиотеки, куда он приходил и делился своим творчеством.
Мы всегда с ним обсуждали стихи коллег потом уже по цеху Образ.
Стоит ли сомневаться, что именно город сформировал его как поэта.
Еще маленьким мальчиком Доберман любил гулять и был непоседой.
Родился он на Алтае.
Стихи начал писать рано с шести лет.
Потом продолжил свой творческий путь в Армии.
Он рос ребенком очень впечатлительным и как рассказывал мне он хорошо помнил детство и свою младшую сестру Мароню. Так ее называл только он.
Много интересных случаев из детства рассказывал Саша и мы с ним по телефону заразительно смеялись.
Про маму и про Алтай он мне ничего не говорил.
Тогда маленький мальчик еще пассивно вбирал впечатления и неизменно любовался многоликостью образов этого родного края.
Свое отношение к происходящим событиям Доберман всегда выражал эмоционально.
Аккуратно в тоненькую тетрадь она записывал все что с ним происходило.
Это были не обязательно стихи, рассказы и заметки.
Когда мы с Кариной Волк узнавали, что Саше переезжает мы приезжали, как я говорю и отжимали у него тетрадь.
Знали, что потеряется.
А Карина все хранила у себя.
И аккуратно переписывала все его стихи в ежедневники их не помню уже сколько, но не два и не три….
Даже роза подаренная Сашей была ею бережно засушена и хранилась в стакане.
У меня такая же роза в коробке, от презентации книги моей, которая полностью почти была посвящена Саше.
Как все дети он очень любил, когда ему бабушка читала сказки.
Читать Саша начал рано.
Помню один год его на фестивале.
В белом пиджаке и белых брюках.
На фестивале им. А. Бельмасова и вот он с коронным своим стихотворением : - «Снайпер»
Вышел, назвал название…. Тишина. Забыл и ушел со сцены.

Снайпер
Снайпер нажмет на курок,
И сердце безропотно сдохнет.
Как пулю в назначенный срок,
Любовь принимаю на вдохе.
На вылет грудину пробив,
И все будет в цвете пурпура.
К убийству быть должен мотив,
Но нет его, пуля ведь дура.
Александр публиковался в городской газете.
В альманахе – «Кольчугинская осень», «Образ» в журнале « Огни Кузбасса»
Стихи вошли в сборник книги – « Республика Иня».
Именно музыка и наши с ним разговоры давали пищу впечатлениям поэта и его любовь – чистая и детская к волчонку.
Я его всегда видела в наушниках.
Он любил слушать песни Высоцкого.
В одноклассниках есть его плейлист.

Жизненные обстоятельства его складывались так, что он часто был вынужден менять работу и место жительства.
Я его называла – кочевником и просто бродягой.
Простой слог, простые слова.
Мне иногда кажется, что его быт и жизнь была фоном к настоящей его жизни. А жил он только поэзией.
Помню пришел ко мне пешком из Кемерово.
Со словами Надирова дай карандаш и бумагу я стихотворение придумал пока к тебе шел.
Я ему тогда протянула квитанцию от электроэнергии.
Сто первый шаг и в конце его фирменная подпись.
Это потом мы на крыльце пили кофе и говорили снова о его стихах и собачьей жизни.
Помню ему в дорогу дала бритву и разные черные носки.
Его любимый кофе молотый жардин.
Тогда, он еще не знал, что мы все сохраним.
Все что он нам писал и говорил.
«Позолота сердец осыпается и останется голое чувство под названием – любовь.2
Сашка я все помню, прости нас.
Автор проекта книги – Ключи от сентября его друг – поэт, коллега.
Дмитрий Филиппенко полностью взял на себя всю работу и издал сборник.
Жалко Сашка ты так и не увидел книгу.
На обложке именно та фотография, которую он послал мне с надписью для надиришки.
В книге вы прочтете городские пейзажи не всегда с парадного входа, часто закоулки с облупленными и кривыми стенами.
Здесь нет уютных занавесок и детского смеха. Тут все насквозь и навылет.
Его неприкаянность, неуютность чувствуется в каждой строчке.
Искренний в чувствах и строках.
« Я помню больше, чем знаю.
« я вспомнил все, чего не знал».
Мы слишком зациклены на вещах и забываем о людях, которые делали вещи и жили рядом с нами и дышали этим же воздухом.
Совенок твой не спал.
Я все сберегла.
А главное нашу с тобой общую память о тех, кого ты любил рисовать с натуры.
Вот эти ключи от сентября я передаю и тебе читатель.

 


Рецензии