По конкурсу - Мастер класс-2022. Лучшее
http://stihi.ru/2022/10/02/1969 - Итоги конкурса
Наконец-то подведены долгожданные итоги ежегодного летнего конкурса «Мастер класс», в котором в 2022 году приняли участие 82 автора. Тема и жанр произведений конкурсантов - свободные, требовалось представить на суд жюри то, что сами авторы считают своими лучшими стихами, чтобы понять, насколько они хороши в сравнении с лучшими стихами других авторов. И, все-таки, не в этом заключается главная задача этого важного мероприятия, ежегодно проходящего в Творческой Мастерской. Главное - разобраться, что является мастерской поэзией, а что - просто отлично зарифмованными мыслями автора. Это возможность внимательно почитать избранную подборку стихов своих коллег и оценить их творческие находки: интересные решения сюжета, мастерство использования рифм и умение применять в тексте стихов выразительные средства языка поэзии, благодаря которым русский язык и становится поэтической речью, а не просто текстом, несущим читателю информацию.
В этом конкурсе могут участвовать все авторы сайта, даже члены судейской команды ТМА (они просто не могут одновременно быть и судьей и участником данного конкурса!), но каждому участнику следует помнить: ляпов исполнения и, тем более, ошибок речи в этих стихах быть не должно. Последние имеют право на жизнь у начинающих авторов - их стихи даже могут быть иногда оценены небольшим баллом и подвергнуты доброжелательному разбору во всех остальных конкурсах ТМА, но здесь, в "Мастер классе", я комментирую только лучшее, то, чему нам стоит поучиться у своих коллег. А поучиться у других всегда есть чему: чем больше мы читаем стихов разных авторов, тем больше обогащаем себя и вырабатываем вкус к настоящей поэзии.
Что считать «хорошей поэзией»? Это сложный вопрос. Гораздо проще (хотя и не так приятно) мне разбирать недочеты стихов, а вот как объяснить читателю статьи, почему из 82 произведений, написанных без очевидных ляпов исполнения (почти без ляпов, за очень редким исключением...) мне захотелось отметить и оценить всего только 22 стихотворения? Чем они привлекли мое внимание, почему именно они? Причем, именно меня, а не всех, ибо даже моя возлюбленная судейская команда ТМА в этот раз присылала мне очень сильно отличающиеся друг от друга подборки «лучших», - между ними обнаруживалось совсем мало совпадений!
Я не согласна с утверждением «о вкусах не спорят»: в чем-то не спорят, а что-то в оценке качества стихов на конкурс со свободной темой (на конкурс мастерства стихосложения!) все же должно оставаться незыблемым. Собрать на сайте команду абсолютных своих «единомысленников» я не смогла да и не хочу: кто я такая, чтобы считать свое мнение истиной? Тем более, что каждому участнику конкурса важно видеть, что именно его стихи кому-то понравились. Я всегда включаю в протокол все судейские выборки, поскольку с удовольствием читаю личные стихи этих членов Жюри: авторы талантливых произведений имеют право на свой особый вкус. Но вот делать обзор по итогам и комментировать стихи конкурсантов я могу только исходя из одной единственной точки зрения - своей. Ее я и стараюсь вам объяснить. Кому она интересна - те остаются читателями данных обзоров.
Так что же я считаю поэзией, подходящей для представления на конкурс МК, где требуется что-то подобрать не по конкретной теме или по заданию, а показать другим свое ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО - владение поэтической речью и хорошее знание литературного русского языка? В пакете МК-22 большинство стихов можно с чистой совестью назвать хорошими - они написаны без видимых недочетов исполнения и содержательны. Очень часто голосующие в "Мастер классе" при отборе стихов в шорт лист прельщаются темой стихов - они полностью согласны с мнением автора, и этого оказывается для них достаточным для того, чтобы отобрать стихи в личный шорт лист. Но "Мастер класс" по своему определению требует большего. Участник должен не просто "угодить судье" правильной и симпатичной ему темой, с которой трудно не согласиться, но показать свое мастерство владения поэтической речью, которая не то же самое, что прекрасно зарифмованная информация. Чем должны отличаться мастерские стихи от всех прочих? Что в них обязательно должно быть?
Во-первых, индивидуальность: собственный почерк изложения, свежие авторские мысли и ассоциации, яркий поэтический язык. Желательно с умелым - адекватным и точным - использованием выразительных средств языка - тропов, фразеологизмов, оксюморонов и пр.. Причем, всего этого должно быть в меру и к месту, а не "чем больше, тем лучше".
Во-вторых, искренность и естественность. Когда я чувствую, что автор пишет о том, что он сам пережил, передумал, перечувствовал, а не просто зарифмовал чужие умные мысли, то стихи его становятся для меня живыми - отзываются в моей душе. Даже, если я сама о чем-то думаю иначе. Поэзия - это эмоциональный жанр, она, так или иначе, - доверительное послание одной души в другую, а вовсе не зарифмованная статья, где все интересно и правильно, но... информативно, или того хуже - общеизвестно.
В-третьих, умение автора не пересказать свою мысль, а показать ее. Написать пережитое не как речь, а как картину, только не краской, а словами. Умение автора вовлечь в эту картину читателя, показав ему событие, а не сообщив ему факты, дополняя их своими нудными пояснениями, что он имеет ввиду (чуть ли не с помощью сносок с пояснением значения слов!), и какой вывод читателю необходимо сделать и как правильно ему следует поступать. Последний стиль изложения хорош и важен для написания статьи, но поэзия - это нечто другое.
А еще... Мастер класс, как и вообще любой другой конкурс, не предназначен для подачи на него "новых слов к чужой песне". Есть такие популярные строфы и мелодии, которые невозможно скрыть никакими своими словами, например, лермонтовское "Бородино" или известные строфы Ю.Левитанского с фразой "Вы полагаете, все это будет носиться? - Я полагаю, что все это следует шить", под строфу которой разные авторы то и дело придумывают свои собственные слова. Для внутреннего употребления это может иметь успех, но называть подобное подражание (как и любое другое подражание!) авторской поэзией и предлагать его на "Мастер класс" я бы не осмелилась. Удивили те мои судьи, которые все же отобрали в свои шорт листы подобное подражание.
Вот написала сейчас свои условия, и уже засомневалась. Бывает так, что ничему из этих трех стихи не соответствуют, а все равно мне нравятся... Поэтому не буду больше вам морочить голову, а покажу то, что отобрала бы в свой шорт лист, если бы Правила позволили мне отобрать в него любое количество стихов, а не только 12. Сумею ли я внятно объяснить, почему именно эти стихи мне понравились - не знаю. Постараюсь.
**********************************************************
2. РУССКОЕ СЛОВО. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ
Они говорили по-русски. По-русски
Они повторяли «Мы дома! Мы дома!»,
И были глаза их тоскливы и тусклы,
И были их речи сухи, как солома.
Когда-то, сорвавшись с родного насеста,
Они уезжали, влекомы мечтою,
Туда, где найдется для каждого место
Под доброй звездою, счастливой звездою.
Они к своей новой земле прирастали,
Усердно взрыхляя корнями твердыню.
Они непокорный язык обретали,
Как новую кожу, как новое имя.
Ну вот, приросли, обжились, всем довольны,
И поводов нет для слезливой печали.
Но сердце тревожат фантомные боли,
И слышатся русские песни ночами,
И русские строчки родимым хореем
И ямбом родимым к листу припадают.
Они говорят: «ни о чем не жалеем,
Но русского слова нам здесь не хватает, –
Того, что впитало все краски природы,
И трепет любви, и безумие страсти;
Того, что волнует, как вешние воды,
И душу пьянит ощущением счастья.
В квартирах на полках рядком каменеют
Ахматова с Блоком, Есенин и Тютчев.
Но внуки по-русски читать не умеют,
И пушкинским сказкам их тоже не учат…».
Что ж, правда в краю благодатном сурова:
Всё у’же их круг, всё бессильнее средства,
Чтоб данное им от рождения слово
Кому-то могло перейти как наследство.
Да, дом – это жизнь. Но в живой оболочке,
Как птица в тенетах, томится сознанье,
Что с ними уйдут невозвратные строчки,
Как дым покаянья. Как дым покаянья.
Стихи, зацепившие меня не формой - она здесь лаконична и даже напоминает текст песни с рефренами слов, а своим неравнодушием: слишком острую, больную тему они поднимают, причем очень доступным языком. Очень часто о самом главном лучше всего говорить просто, без словесных выкрутас и украшательств, вот как здесь: "Да, дом – это жизнь. Но в живой оболочке..." Или: "Но внуки по-русски читать не умеют, и пушкинским сказкам их тоже не учат…". Или: "Но сердце тревожат фантомные боли, и слышатся русские песни ночами...". А как же горько отзывается в душе простая на первый взгляд концовка: "Всё у’же их круг ..", "как птица в тенетах, томится сознанье, что с ними уйдут невозвратные строчки, как дым покаянья ".
6. ДОРОГИ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО
Дождливый август шестьдесят второго.
В вагоне тряском сумрачно и тесно.
Смятенный Бродский едет в Комарово
К одной известной русской поэтессе.
Тревожный взгляд блуждает по облогам,
Мелькает над поверхностью тетради
Графитный карандаш. Еще немного
И он напишет на бумажной глади:
"Мои слова, я думаю, умрут..."
Бегут минуты, поезда бегут.
Начало двадцать первого столетья.
Я на год старше, чем тогда Иосиф.
Гул электрички. Через две на третьей
Мне выходить, а дальше - брат подбросит.
Я "Римские элегии" читаю,
Вложив билетик меж страниц потертых,
И не смотрю, как мимо пролетают
Мосты, развязки и аэропорты.
Вернусь ли я сюда? Не знаю даже...
Бегут года, меняются пейзажи.
Закрыв глаза, я новый город вижу,
Стекло и сталь сплетающий в высотки.
Сквозь этот город монорельсы движут
Людей в костюмах - социума соки.
И в отблеске защитного экрана
Мне чудится знакомый женский профиль:
Густая челка, нос с горбинкой... Анна?
Она кивает мне, пригубив кофе.
Я просыпаюсь. Станция "Пороги".
Бегут века, уходят вдаль дороги.
А здесь мне очень понравилась композиция произведения - поэтический рассказ о быстро бегущем (как пейзаж из окон поезда) времени, в котором автор стихов узнает знакомые ему литературные образы - И.Бродского и А.Ахматовой, а заодно и свое собственное отражение. Во второй строфе порадовала очень характерная для нашего времени фраза: "И не смотрю, как мимо пролетают мосты, развязки и аэропорты...". Главную идею стихотворения, мне кажется, здесь несет рефренная строка, завершающая каждую строфу, где слова меняются, а главное слово "бегут" неизменно присутствует и связывает отдельные временные картины в единое целое. Мы все - персонажи постоянно бегущего времени, меняются только пейзажи, а человек все тот же...
7. НИЛЬС. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
А ночь шумит и движется как поезд,
С платформы "Сон" до станции "Проснись"
И там, где виден Ориона пояс,
Опять летит нерусский мальчик Нильс.
Куда, зачем, какие к чёрту гуси?
Уставший Мартин как "Farman" коптит,
Но ты спешишь и звёзды словно бусы
Рассыпались по Млечному Пути.
В твоём полёте некая система,
Маршрут цивилизации иной.
Вперёд! Вперёд! Там крысы Глиммингена
Тебе готовят подвиг под Луной.
Взорвётся воздух, дудочка сыграет,
Земля застынет на своей оси.
Но кончилась эпоха самураев
И Швеция мала как апельсин.
Там короли, отлитые из бронзы,
Там гном в петле верёвки бельевой,
Читаешь сказку, как всё несерьёзно,
Но Розенбом пока ещё живой.
Мы с Нильсом так похожи в этом джазе,
Мы оба смотрим в небо по ночам.
У каждого есть Акка Кнебекайзе,
Скользящая у левого плеча.
Еще одно сложное по замыслу, но интересное для меня стихотворение, построенное на авторских ассоциациях себя с персонажами детской книги Сельмы Лагерлеф. Возможно, не каждый читатель все авторские обращения к сюжету понимает однозначно - "у каждого своя Акка Кнебекайзе", та самая, что "у левого плеча", то есть, та, кто искушает. Как и у каждого могут быть свои объяснения применяемых метафор, например, Розенбома, который "пока ещё живой", "дудочки", которая "сыграет, и Земля застынет на своей оси", потому что у каждого человека - свой личный опыт и свои воспоминания о нем, об этом говорит нам и автор: "...в твоем полёте некая система, маршрут цивилизации иной". Я наверняка не все авторские мысли поняла в этом стихотворении до конца, но оно заставило меня погружаться в разгадку этих метафор и именно этим понравилось...
14. ПЕРВЫЙ СНЕГ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
Дремлет уставший от ветреной блажи
Серый четверг.
Медленно-медленно пухом лебяжьим
Падает снег:
Сквозь паутину простуженных веток,
Прячась во рвы;
Белит неторопко рыжую ветошь
Палой листвы.
Метит дворы, будто кот: осторожно,
Словно стыдясь.
Тает. Мешается с жижей дорожной,
Падает в грязь.
К вечеру сил наберётся и духа,
Тропы светля.
К завтраку в россыпи снежного пуха
Выйдет земля.
Но преждевременны метаморфозы.
Снег молодой
Станет – как снега последнего слёзы –
Талой водой.
Только всё кружится белая нега,
Сказку даря…
Будто не знает: ещё не для снега
Сны ноября.
А здесь замечательная - не банальная! - пейзажная поэзия. Обратите внимание, как талантливо олицетворен здесь обычный первый снег, какие интересные образы для его описания использует автор, снег - одушевленный лирический герой, который "сквозь паутину простуженных веток, прячась во рвы, белит неторопко рыжую ветошь палой листвы", "метит дворы, будто кот: осторожно, словно стыдясь", "к вечеру сил наберётся и духа, тропы светля". Снег в этих стихах - не предмет, а живой действующий персонаж, причем, молодой, пришедший в мир не ко времени: "Снег молодой станет – как снега последнего слёзы – талой водой". Я очень люблю этот прием - одушевить то, о чем написаны стихи, а затем последовательно раскрывать картину связанными образами (семейством тропов), работающими на этот персонаж. Отличные стихи, несмотря на то, что по теме - всего лишь пейзажные, но написать пейзаж небанально, без повтора общеизвестных мыслей и определений - крайне трудно и мало кому хорошо удается!
19. ЛИЦА. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО
Автобус - многоротый людоед
Втянул толпу, поскрипывая альтом,
Пережевал, взял плату за проезд,
И - по асфальту.
Толкал нас по проходу "Всем туда!",
Казался перекошенным калекой.
За окнами - картинок череда:
Библиотека,
Насупившийся серый монолит
И облака пушистой вереницей.
Внутри от тесноты душа болит,
И лица - в лица.
Вот влез, в руках сжимающий портфель,
В пальто до пят седеющий мужчина,
Измученности складка - меж бровей,
Забот морщины,
А губы крепко сжаты - под замком:
"Не говори, не спрашивай, не надо".
Влюблённые зашли, согрев теплом,
Стоящих рядом.
Старушек лица, кто из них седей?
"Как постарела мама", - смотрит дочка.
Бухгалтерские лица - списки дел,
И - прочерк, прочерк.
Зажатые с другими тет-а тет,
Исчезнем скоро в жизни заоконной.
Кто вышел, кто зашел и как одет,
Никто не вспомнит.
Еще одни прекрасные стихи, использующие прием олицетворения. Пассажирский авторбус -"многоротый людоед" - описан весьма живописно и точно:"Втянул толпу, поскрипывая альтом, пережевал", "толкал нас по проходу "Всем туда!", казался перекошенным калекой..." - здорово подмечено! А какие интересные описания пассажиров этого автобуса: "Измученности складка - меж бровей, забот морщины, а губы крепко сжаты - под замком". И тут же другая картинка: "Влюблённые зашли, согрев теплом стоящих рядом". А вот это удивительно меткое авторское наблюдение: "бухгалтерские лица - списки дел, и - прочерк, прочерк". На мой взгляд, это талантливые стихи. И прекрасная концовка с выводом: "Зажатые с другими тет-а-тет, исчезнем скоро в жизни заоконной. Кто вышел, кто зашел и как одет, никто не вспомнит".
23. СИЖУ И СТАВЛЮ. ПЕСОК ВЪ САДУ КАМНЕЙ
Сижу и ставлю под стихами даты.
Шурша архивом. Ночью. Как сова.
Как будто так уж важно то, когда ты
сказал вот эти, а не те слова.
Рука, не дрогнув, может врать отважно.
Что спросится с тебя, листок бумажный,
за неимением улик,
когда ты жёлтым станешь, как старик?
Жизнь памяти реальна, хоть бесплотна.
Я датами загромождаю мозг,
как Иероним когда-то Босх
подробностями мук свои полотна.
И память – сон с открытыми глазами –
как образами, полнится слезами.
Но эта ложь классическая в рифме
лишь возвращает к датам, дням, часам,
когда готов был волю дать слезам,
но, как теперь, недоставало их мне.
Глаза сухи, как дно пустых колодцев,
и даты разбрелись в мозгу, как овцы.
И что я сам?
Что делать мне? Библейским пастухом
пасти их стадо, множить, ждать обмана...
года, как мелочь в дырочку кармана,
в прореху жизни, что зовут стихом,
текут под пересуды очевидцев.
Кого забыть? печалится о ком?
и, ставя даты, видеть лица, лица...
сплошной их ком, точнее – вереницу.
Ещё точнее: всё – слова, слова...
Стихами жизнь разрезана на строчки,
на прутике строки слова, как почки,
живут, и смысл в них зреет, как листва,
и обещает в будущем раскрыться,
чтоб вглядываться в завтрашние лица
смогли уже вчерашние слова.
Прекрасно звучащий пятистопный ямб со строфами постоянно меняющимися по структуре (и по рисунку рифм, и по числу строк), что непривычно и, видимо, именно это испугало многих судей, но астрофические стихи существуют и имеют право на жизнь, особенно если они четко сохраняют единый стихотворный размер. У меня здесь к форме нет никаких претензий, более того, именно изменение длины строк и их количества в строфе отлично передает нагнетание эмоций, создает особое состояние. Автор не просто пренебрегает правилами, а сознательно использует отклонение от привычного для работы на содержание. А содержание понравилось чрезвычайно: "Сижу и ставлю под стихами даты. Шурша архивом". Стихи написаны как монолог, как размышление персонажа над своими написанными стихами - своем прожитом времени и лицах людей, встретившихся на пути, которые мелькают, проходят в памяти вереницей: "Кого забыть? печалится о ком? и, ставя даты, видеть лица, лица... сплошной их ком, точнее – вереницу". Красивым поэтическим языком изложена тема, всё - и подбор слов (их звучание), и неровности строф работают на эмоции читателя. Отличная концовка - вся последняя строфа: "стихами жизнь разрезана на строчки, на прутике строки слова, как почки, живут, и смысл в них зреет, как листва, и обещает в будущем раскрыться, чтоб вглядываться в завтрашние лица
смогли уже вчерашние слова". Стихи, достойные победы.
28. ИЗ ДНЕВНИКА. НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВА 8
...что до сезона – солнечно, месяц май –
воздух такой звенящий, аж режет ухо.
Стайка мальчишек... 37-й трамвай –
скачет по рельсам гнутым, ахая глухо.
/по кольцевой бежит торопливо – в рейс/.
День – из обычных. В белых цветах – аллеи.
Город всё тот же, только чуть-чуть мудрей –
/в долгой разлуке даже дома взрослеют/…
В арку ныряю. Здравствуй, любимый двор!
Я загадал о встрече. Я, брат, упрямый!
В ночь, когда щёлкнул /вдруг/ за спиной затвор –
верил: храним тобой, Ленинградом, мамой.
В тёмном окне её силуэт застыл...
Я улыбнувшись, вспомнил в дверях парадной
мамин подарок, что в лихолетье был
мне оберегом – старый листок тетрадный:
«Сын, если будет тяжко, не запятнай
слабостью духа имя – врагу в угоду»…
… что до сезона – это был месяц май.
Май 45-го года...
Эти стихи пример того, как хороший поэт тему стихов не пересказывает и не объясняет, а сразу же погружает нас в нарисованную картину, где происходит событие. Мы, как будто смотрим фильм: вот трамвай, который "скачет по рельсам гнутым, ахая глухо", вот - арка и вход во двор, в котором сразу же всплывает воспоминание о военном страшном времени "ночь, когда щёлкнул /вдруг/ за спиной затвор" и вспоминаются мамины слова - наказ на всю оставшуюся жизнь: «Сын, если будет тяжко, не запятнай слабостью духа имя – врагу в угоду»… И только в концовке автор дает нам пояснение: события мая 1945 года. Никаких нравоучений, воззваний, лозунгов. Мы все видим, чувствуем и переживаем сами, автор только показывает картинки... Талантливо.
34. БЕССОННИЦА. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ
Угасает шумный день, вечер к ночи клонится,
Чуть белеет лунный серп за моим окном.
Ты придёшь, мой старый друг, верная бессонница,
Посидим, поговорим, вспомним о былом.
Вспомним тот счастливый год, вспомним лето звонкое,
Как в малиновый закат заползал рассвет,* (*Белые ночи на русском севере).
Как бродили мы всю ночь с милою девчонкою
И была у нас любовь, и семнадцать лет.
Но устроила судьба всё не так, как хочется,
Заморозила зима травы и цветы.
Вы тогда пришли вдвоём: ты и одиночество,
И теперь оно мой друг, также как и ты.
Быстро годы пронеслись, словно птицы белые.
Старость. Осень на дворе. Дождик проливной.
И куда бы я ни шёл, и что бы ни делал я,
Словно тени за спиной, вы всегда со мной.
Снова режет боль в груди – тьма накуролесила.
Двадцать капель под язык – сердце ублажить.
Что бессонница моя смотришь так невесело?-
Вот уже идёт рассвет, будем дальше жить.
Здесь над всем довлеет мелодия стихов - сдвоенные строки катренов 4-х стопного хорея - это что-то народно песенное, подходящее скорее для напева, чем для чтения и размышления. Но содержание глубокое. В разговоре со своей бессонницей (опять видим прием олицетворения персонажа стихов!) автор своими песенными интонациями хочет то ли скрыть от самого себя, то ли развеять грусть-печаль обо всем несбывшемся - данная тема близка каждому человеку и не может не трогать сердца. Очень меткие, цепляющие душу строки: "...устроила судьба всё не так, как хочется", "Быстро годы пронеслись, словно птицы белые", "словно тени за спиной, вы всегда со мной". И глоток оптимизма в концовке: "Вот уже идёт рассвет, будем дальше жить".
41. ДУША. ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07
Услышь меня! Пожалуйста, услышь.
И перестань косить недобрым глазом.
Я говорю с тобой из тайных ниш
Твоей судьбы, мой спутник – бедный разум.
Как часто ты купаешься в крови.
И ломишься в открытые ворота.
Учить тебя прощенью и любви
Почти неодолимая работа.
Отыскивая мудрости исток,
Мы вместе пишем жизненную повесть.
Но если ты становишься жесток
Тогда я злюсь и превращаюсь в совесть.
Когда ты, ослабев в своей борьбе,
Не совладаешь с бренностью людскою,
Я снова стану нянькою тебе.
И провожу до вечного покоя.
Недолгое закончится родство.
За все твои дела меня осудят.
И новое возникнет существо,
Которое со мною выйдет в люди.
Еще один сокровенный монолог, только уже не автора с олицетворенной бессонницей, а олицетворенной души с автором. Интересная композиция сюжета. Душа выступает в роли наставника, учителя и хранителя, автор здесь - только слушатель. И через этот монолог и автор, и читатель соприкасаются с очень глубокими и важными для любого человека мыслями. "Как часто ты купаешься в крови. И ломишься в открытые ворота. Учить тебя прощенью и любви почти неодолимая работа". А вот эти замечательные строки: " Мы вместе пишем жизненную повесть. Но если ты становишься жесток, тогда я злюсь и превращаюсь в совесть". Очень небанально и глубоко написанные стихи. С мистической концовкой: "Недолгое закончится родство. За все твои дела меня осудят. И новое возникнет существо, которое со мною выйдет в люди".
42. АЛЕНА ПРОШИНА. ДЕД КОСИТ ТРАВУ
Дед косит траву на небесных лугах,
рубаха на нём бела.
К вечеру будут стоять стога
на всех четырёх углах:
на севере - стог из полынь-травы,
на юге - трава-дурман.
Дед отдыхает, глаза прикрыв,
от воли небесной пьян.
Приляжет под западный свежий стог,
хлебнёт из кувшина квас.
Потом отправится на восток,
а силушки Бог подаст.
Дед на Земле не сидел без дел,
и здесь, словно в жизни той,
неугомонный поставит дед
закатный стог золотой.
Поднимешь глаза в полудённый свет -
и так на душе легко.
На землю шлёт весточку добрый дед
стогами из облаков.
Мне очень жаль, что автор не захотела оставить свой адрес и даже закрыла страницу на все время конкурса. А стихи у нее (и не только эти!) отличные. По жанру - тоже пейзаж: созерцание облаков на небе, но автор вышла за рамки описания того, что видит, у нее свой собственный мир, в который она погружает читателя. Небо и облака - не материя, а нечто живое, действующее, где постоянно трудится некий Дед (Бог?). И строфа небанальна: логаэд из чередующихся стоп ямба и анапеста, причем, в разностопном катрене, и образы все интересные. Главная метафора: "Дед косит траву на небесных лугах", а далее идет образный рассказ о работе Деда: "на севере - стог из полынь-травы, на юге - трава-дурман", "приляжет под западный свежий стог, хлебнёт из кувшина квас", "неугомонный поставит дед закатный стог золотой". Не знаю, как вам, а меня эти стихи поразили своей образностью и новизной приемов - непохожестью на другие!
44. ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОЭТ. ОЛЬГА АЛЕЙНИКОВА-ТИНЯКОВА
Давно затихло снежное кипенье,
И без следа растаяла зима,
Но соловей поёт без вдохновенья,
И мечутся вороны без ума.
Берёзовые листья нашептали
Какую-то бессмысленную весть,
И облака летят без очертаний,
По ним погоду даже не прочесть.
Но чьё-то поэтическое слово
На землю возвращает благодать.
Оно одно по-прежнему готово
Всё в этом мире заново создать.
Лишь отыщи внутри словесной лавы
Тот вдохновенный маленький куплет,
Который продиктует самый Главный
И, в общем-то, единственный Поэт.
Легкие, ироничные стихи с не новой, но хорошо обыгранной мыслью о том, кто на самом деле нам диктует свыше и наши стихи, и наши удачные начинания. Очень понравились первые две строфы с описанием природного беспорядка: "Но соловей поёт без вдохновенья, и мечутся вороны без ума", "и облака летят без очертаний, по ним погоду даже не прочесть" !!! Очень симпатичные стихи, причем, тоже со своим лицом!
47. ОСТОРОЖНО, ЧЁРНОЙ КОШКОЙ... РОЗА ДАНЧЕНКО
Осторожно, чёрной кошкой
Ночь крадётся по земле…
Мягкой лапкой за окошком
Ловит мошку на стекле…
Пробирается по саду,
Шелестит сухой листвой –
Видно, мышка где-то рядом
В норку юркнула стрелой…
Трётся спинкой о макушки
Сладко дремлющих берёз…
Почесав слегка за ушком,
Тянет к небу влажный нос:
Ей почудилось, что где-то
Под бездонным потолком
Над планетой, над кометой
Вкусно пахнет молоком!
На первый взгляд - мелкотемье, пейзаж, а сделано отлично! Ночь в самом начале стихотворения олицетворили с черной кошкой и далее по всем стихам идет раскрытие этого образа через семью тропов про кошку: "мягкой лапкой за окошком ловит мошку на стекле", "трётся спинкой о макушки...", "почесав слегка за ушком, тянет к небу влажный нос". Качественная, профессионально написанная пейзажная зарисовка.
49. О НЁМ... ОЛЬГА ШЕРСТЮК
Слоняется бесцельно по мирам
до вечера и с самого утра...
Пугает сны, ерошит мыслям шерсть,
сидит котом задумчивым в душе...
Приходит с полотенцем, говорит -
Да будет свет!... стирает пыль обид.
Приводит дождь и смотрит, как ты с ним
чего-то ждёшь... и вдруг кричит - проснись!
Смеётся, обещает не пугать,
зовёт прилечь и двигает кровать.
Приносит чай, верёвку... табурет...
уносит и хихикает в ответ...
Заглядывает пристально в лицо -
Ты хочешь поумнеть в конце концов?
В шкафу находит крылья , пылесос -
волшебный инструмент, чтоб всё сбылось
(серьёзно выдаёт об этом речь
и исчезает кроликом в норе...)
Вдруг открывает разноцветный зонт,
меняет звёзды, солнце, горизонт.
Берет за руку, говорит - пора!
Скорей идём "дорогою бобра"!
Становится пушистым и большим
и мы летим...
Ты чувствуешь его плечо-крыло,
его поддержку, силу и тепло
и раздвигаешь неба окоём...
День - это то, что думаешь о нём.
А вот здесь посложнее - только в концовке начинаешь понимать, о чем эти стихи. Описание идет фрагментами - разными короткими впечатлениями о текущем дне, который "пугает сны, ерошит мыслям шерсть, сидит котом задумчивым в душе... Приходит с полотенцем, говорит - Да будет свет!... стирает пыль обид". И не банально, и убедительно написано. Поэтическими средствами. Здорово!
54. БЫЛО БЛИЗКО.. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ
В "ледовитом" океане равнодушия
Онемевшая душа не заболит.
Лишь накроет пустота волной удушливой,
Разбивая в прах словесный монолит.
Было близко, а потом едва ли вспомнится,
С новым штормом схлынет старая печаль.
Горизонт, от миражей свободный полностью,
Растеряет в злобных бурях силу чар.
Оттого ли после шторма легче дышится?
Тишь да гладь кругом, наступит полный штиль.
Не кричи, когда не можешь быть услышанным
В "ледовитом" на десятки тысяч миль...
Я бы "ледовитый" здесь не стала бы в кавычки помещать - это такой же эпитет, как и онемевшая душа и удушливая волна, здесь слово ледовитый - в любом случае понимается в переносном смысле и уж точно не спутается с названием океана, потому что с прописной буквы написано... А стихи мне нравятся. И рифмы хорошо продуманы, и по теме глубоко и не банально - требует работы души, размышления, чтобы понять мысль стихотворения. То, что хочет сообщить нам автор, он передает не в лоб, а образами, а это и есть язык поэзии. Умные мысли и чувства зарифмовать несложно (когда они есть), а вот показать их языком поэзии, а не прозы - это уже требует мастерства. А стихи о всех нас - о эмоциональных бурях и неприятностях, которые на нас всех время от времени накатывают, но, к счастью, проходят. То, что "было близко, а потом едва ли вспомнится, с новым штормом схлынет старая печаль", более того, принесет что-то позитивное и непременно возникнет штиль: "оттого ли после шторма легче дышится?". И концовка-совет мне нравится: "Не кричи, когда не можешь быть услышанным..."
61. ЕСЛИ ВЕРИТЬ. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3
Если верить синоптикам – долго ещё страдать...
Громовержцы вселенной додумались сообща
Ополчиться на Землю – и льётся с небес вода,
Льётся пятые сутки, не думая прекращать.
На бездетной площадке грибок приютил кота,
Козырёк у подъезда – взъерошенных голубей.
Уравнитель людей и животных – вода. И да –
Ей плевать кто попроще, а кто голубых кровей.
Бесконечный, тупой, нескончаемый, затяжной –
Заливает окрестности сутки, неделю, век.
Арарат еле видно из окон. Ну где ты, Ной?
Мы разбились на пары. Иди, собирай ковчег.
Еще одна яркая пейзажная поэзия. Не банально, со своим лицом, с привлечением интересных авторских образов, языком поэзии. "Громовержцы вселенной додумались сообща ополчиться на Землю – и льётся с небес вода", "На бездетной площадке грибок приютил кота, козырёк у подъезда – взъерошенных голубей", "Бесконечный, тупой, нескончаемый, затяжной – заливает окрестности сутки, неделю, век". И обращение к Ною понравилось - оно и к месту, и с иронией.
69. ЕСЛИ БЫ ПРОСТЫЕ ТРАКТОРИСТЫ... АНДРЕЙ КРАСНОБОРОДЬКО
Если бы простые трактористы
В танке не взялись за рычаги,
Если б музыканты и артисты
Не сменили фрак на сапоги,
Если бы безусые студенты
Не надели каску и шинель,
Если бы деканы и доценты
Не пошли в атаку сквозь шрапнель,
Если бы вчерашние девчонки
Не спасали раненых бойцов…
Нет. Не появились бы потомки
Наших дедов, братьев и отцов.
Эти люди словно бы из стали!
Подвиг их нельзя нам позабыть.
Если бы стеной тогда не встали –
Нас могло бы попросту не быть.
Стихи отличные, но, возможно, не для этого конкурса. Здесь очень нужный и важный жанр поэтической публицистики - язык прост, точен, звучит убедительно, наглядно отражает авторскую мысль: "Если бы стеной тогда не встали – нас могло бы попросту не быть". Конкурс МК - это все-таки немного о других стихах - тех, на которых мы можем не только воззвать или выразить какое-то мнение стихами, но и показать владение поэтической речью, мастерство стихосложения, высокой поэзии. Что вовсе не означает, что другие жанры написания чем-то хуже. Данные стихи мне нравятся - они и на злобу дня, и очень хорошим слогом выполнены.
70. МЕЛКИЙ ДОЖДЬ. ЛОРА КАТАЕВА
Серой тучи лик незрячий,
Леса мокрое пальто -
Мелкий дождь идёт и плачет,
Позабыв достать платок.
Монохромностью экрана
Горизонт и окоём
От закатной свежей раны
Берегут окно моё.
Где ты, яркий август-месяц,
Троп небесных бирюза?
У дождя на мокром месте
Руки, ноги и глаза.
Всё вокруг переиначив,
Летний жар сведя на нет,
Мелкий дождь идет и плачет
О тебе ли, обо мне…
Персонаж стихов - мелкий дождь. Мы воспринимаем его как живое существо, жалеем его, потому что он "идёт и плачет, позабыв достать платок", "У дождя на мокром месте руки, ноги и глаза". Мало того, этот дождь не равнодушен к тем, кого он мочит: "мелкий дождь идет и плачет о тебе ли, обо мне…". Хорошо зная стихи этого автора, я немного жалею, что она представила нам на суд только эту миниатюрную, но талантливую зарисовку. Там у нее на авторской странице есть очень много великолепных стихов, которые могли бы стать победителем конкурса МК!
72. КАЛИНОВОЕ... ИРИНА ЖУРАВКА
Знаю: сладкою станет в морозы,
А теперь – только горечь во рту.
Вот реакция слюнных желёзок
На мечты романтичных натур!
Как хотелось сорвать, приголубить
И пригубить пылающий плод.
Он светился, он был дружелюбен:
Чуть дотронешься – соком зальёт.
Тонкий слой кожуры-саркофага
Под рентгеном осенних лучей
Стал прозрачным… и в каждой из ягод
Сердце бьётся: быстрей, горячей!
Кисть калины – полыни сестрица,
Бабьей горечью обе полны.
Перевёрнута лета страница,
Но не страшно:
мы за-калены.
Пейзажная зарисовка, небанальная, запоминающаяся, талантливая. Здесь тоже есть олицетворение - оживший плодик калины, который "светился, был дружелюбен:
чуть дотронешься – соком зальёт", в нем даже сердце есть: "и в каждой из ягод
сердце бьётся: быстрей, горячей!". Понравилась строка "Как хотелось сорвать, ПРИГОЛУБИТЬ, и ПРИГУБИТЬ пылающий плод", а еще включение в пейзаж авторского наблюдения "кисть калины – полыни сестрица, бабьей горечью обе полны". Симпатично и обыгрывание похожего звучания слов калина и закалка в концовке: "Перевёрнута лета страница, но не страшно: мы за-калены".
Данный автор, как и предыдущая, прекрасно владеет поэтической речью и стилем письма, но обе в этом конкурсе, к сожалению, получили невысокие оценки, потому что представили на него небольшие (зато талантливые!) зарисовки, хотя на их авторских страницах, я точно знаю, есть и куда более серьезные и сильные по содержанию стихи со столь же отличным поэтическим языком. Обидно, конечно, но ничего страшного - еще не вечер!
73. ИЗМЕНЯЕТСЯ ВСЁ. ЛЮДМИЛА НИЖЕГОРОДЦЕВА
Иссушает дыхание жара мелодию рек.
В разомлевшем рапиде парит голубиная стая.
И грустит о прохладных осенних ветрах человек,
И о том, что апрельских капелей ему не хватает.
Не кляни это марево знойных горячих пустынь.
Пролетит, растечётся дождями полынное лето,
постепенно скукожит траву равнодушная стынь,
попадая в пустоты унылых сердец рикошетом.
Разношёрстная группа домашних и тёплых котов,
подставляя доверчиво нежно мурчащие морды,
исцелит и согреет в сезон увлажнённых пальто...
Изменяется всё, лишь коты – вне времён и вне моды.
Философская лирика, написанная 5-стопным анапестом на тему "полосатости "жизни, о том, что все проходит и все постоянно меняется, а пока человек в знойное лето "грустит о прохладных осенних ветрах" и о том, что "апрельских капелей ему не хватает", очень быстро одна его печаль меняется на противоположную - "пролетит, растечётся дождями полынное лето" и "постепенно скукожит траву равнодушная стынь". Очень симпатично, с иронией написана и оптимистическая концовка про "разношёрстную группу домашних и тёплых котов". Кстати, это очень удачное авторское решение, позволившее оживить тему, внеся в нее улыбку и придав стихам индивидуальность. Даже философский вывод "Изменяется всё", автор умудрилась украсить теплой иронией: "лишь коты – вне времён и вне моды". У этих стихов есть свое лицо, поэтому и понравились.
76. ПОКА РОСЕ НЕ ЖАЛКО СЕРЕБРА... ВЯЧЕСЛАВ АРАСЛАНОВ
Пока росе не жалко серебра,
А травам в полдень золота и меди,
Не говори, бродяга, что пора,
Ты никуда отсюда не уедешь.
Ты болен счастьем, прячась от дорог,
Жить посреди блаженного покоя,
Где кажется, что вечен мотылёк,
Порхающий в пожаре зверобоя.
Где утки, забывая про крыла,
В испуге прячут выводок в осоке,
И на сосне застывшая смола
Уже не помнит, что рождалась соком.
Где нет ни поражений, ни побед,
И даже отзвук их совсем неслышен,
Лишь чуть дрожит от ветра белый свет,
Когда с тобой одним дыханьем дышит….
Замечательный, искренний гимн природе родного края, признание ему в любви: "Ты никуда отсюда не уедешь. Ты болен счастьем...". По жанру - пейзажная лирика, но здесь тема гораздо больше и глубже, чем просто описание природы, это стихи о том, что человеку хорошо там, где он родился и где он долго жил, где он находится "посреди блаженного покоя". А какие замечательные использованы тропы - естественно звучащие, небанальные, выразительные: "вечен мотылёк, порхающий в пожаре зверобоя", "на сосне застывшая смола уже не помнит, что рождалась соком", "чуть дрожит от ветра белый свет, когда с тобой одним дыханьем дышит". Прекрасная лирика о любви к своей малой родине.
77. СЕРОЕ В БЕЛОМ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ
Я написал бы, но что-то не хочется,
Что-то не слышится, что-то не видится,
Словно злодейка судьба полуночница
Вдруг превратилась в цыганку провидицу,
В серую мышь, что скребётся за стенами,
Каждую ночь с десяти до полпятого,
В хищную гарпию с перьями-стрелами,
Что разрывает когтистыми лапами...
Я написал бы, но что-то не пишется,
Да и погода под стать настроению -
Серое в белом и в смысле - бессмыслица,
Хоть понедельники, хоть воскресения...
Дождь монотонный молотит отчаянно -
(Азбука Морзе тяжёлыми каплями.)
SOS, помогите, а вдруг кто нечаянно
В стуке услышит послание дактилем?
Я написал бы обычными строками
Всё необычное и неприметное -
То, что скрывается в тучах за окнами
И не расскажут заметки газетные...
Только сегодня меня обезглавили,
Нет ни палач, ни судья, ни мучители
Острое слово — заточка кинжальная,
Душу отправило в гости к хранителю.
Я написал бы, но длинная пауза,
Дальше за дверью - шаги и безумие...
Вера убита первичным диагнозом,
Я не пишу, у меня - недоумие...
Дайте скорее пилюлю от совести,
Что подавляет зависимость личности,
Я эпилог накарябал для повести -
«Серое в белом» & «оптимистичное».
Написаны восьмистрочной строфой 4-х стопным дактилем - не часто встречающаяся форма. Сложные стихи. Они хорошо передают настроение лирического героя - состояние его тревоги и неудовлетворенности - "да и погода под стать настроению - серое в белом и в смысле - бессмыслица", но совсем не выражают желания открыться читателю, объяснить ему причину своей грусти, это стихи интроверта, который живет внутри себя и не испытывает потребности быть услышанным. "Я написал бы обычными строками всё необычное и неприметное..." говорит персонаж стихов, но "...вера убита первичным диагнозом, я не пишу, у меня - недоумие...". Очень сильно звучащая строка "Дайте скорее пилюлю от совести, что подавляет зависимость личности" меня даже пугает: только переживающий сильный душевный кризис человек может такое сказать. Но больше этого персонаж своими стихами нам не говорит, читатель сам или примеряет стихи к своим внутренним проблемам, или не примеряет, проходя мимо. А стихи отличные, запоминаются.
79. НЕМНОЖЕЧКО СВЕТА. МАРИ ПОЛЯКОВА
Разреши мне добавить в картину немножечко света,
в эту чёрную ночь пару красок и пару цветов…
Высоко, далеко, за периметром жаркого лета,
зреют в небе дождливые ноты и строки стихов.
В тёмных травах тихонько дрожит белый шар-одуванчик,
дуновения ждёт, чтобы с ветром взлететь высоко…
Тихо, душно, безлунно. Лишь призрачный ток ожиданий,
что с дождём сразу станет в душе и светло, и легко.
Собирается он, чтобы с грохотом плюхнуть на город
вместо вороха маленьких, скрытых в траве «лепестков»,
забивать капли-гвозди в газоны, асфальт и заборы,
и морзянкой строчить по поверхности тёмных прудов,
отшуметь, отстучать, и отплакать по тем, кто не с нами,
и утихнуть потом, успокоиться в росных лугах…
одуванчиком стать, и пушинкой срываться ночами,
чтобы вновь затеряться в летящих седых облаках.
Сознаюсь, я не сразу поняла эти стихи (если вообще поняла). Сначала показалось, что это не более, чем прекрасная пейзажная лирика, но при более внимательном чтении, увидела в них много интересного. Стихи эти о душе, жаждущей встречи с позитивом, с хорошими переменами, поскольку она переполнена печалью. "Разреши мне добавить в картину немножечко света, в эту чёрную ночь...." - пишет автор. "Тихо, душно, безлунно. Лишь призрачный ток ожиданий" - вот что составляет суть его сегодняшнего дня. Автор как бы ожидает дождя, который очистит и высветлит мир, но речь не совсем о дожде - этот дождь должен "плюхнуть на город "вместо вороха маленьких, скрытых в траве «лепестков»,"- вот главная разгадка стихов! Речь идет о сбрасывании на города запрещенных мин, калечащих гражданское население и детей - вот о чем эти стихи! Нужен очистительный ливень, чтобы "отшуметь, отстучать, и отплакать по тем, кто не с нами, и утихнуть потом, успокоиться в росных лугах". Уставшая от войны душа хочет "одуванчиком стать, и пушинкой срываться ночами, чтобы вновь затеряться в летящих седых облаках". Вот прекрасный пример владения языком поэзии, где очень важные мысли можно передать читателю не в лоб - только фактами, а с помощью образов - метафор, которые несут в себе переносный смысл.
*************************************
На этом все. Пусть на меня не обижаются те, чьи стихи я не включила в эту подборку. Из 82 произведений 51 вошло в шорт листы команды судей, и, поверьте, попадание в них в ДАННОМ КОНКУРСЕ для каждого участника - это большой успех! Потому что быть отобранным хотя бы одним из судей в пакете ЛУЧШИХ, это совсем не просто. Ну, а то, что мои симпатии во многом не совпали с симпатиями других членов жюри, тут уж ничего не поделаешь! Я попыталась объяснить вам, что и почему показалось мне настоящей поэзией. А все остальные стихи - просто хорошие. Спасибо всем, кто участвовал. С уважением, Ваша Алкора. 02.10.22.
Свидетельство о публикации №122100205857
Удачи тебе, здоровья, творческих сил! А нам - новых Конкурсов))
С уважением и теплом,
Ирина.
Ирина Журавка Белоусова 05.10.2022 11:29 Заявить о нарушении
Алкора 06.10.2022 20:19 Заявить о нарушении