О природе творчества
1. Введение. Определение понятий.
В любом научном исследовании прежде чем рассуждать, надо определиться с главными понятиями. Поскольку речь в данной статье пойдет об истоках и о природе творчества, дадим определение процессу творчества.
«Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс». (Википедия).
Итак, творчество – и процесс, и результат создания совершенно нового, ранее не существующего предмета или духовной ценности (в средние века говорили – «шедевра»). Все исследователи этого вопроса отмечают загадочность, часто непредсказуемость процесса творчества, неизвестно откуда возникающие те или иные приемы, методы или решения в реализации конечного продукта творчества. В данной статье автор попытается раскрыть истоки творческих идей и замыслов.
Существуют разные виды творчества:
• производственно-техническое;
• изобретательское;
• правовое;
• политическое;
• социальное;
• организаторское;
• предпринимательское;
• философское;
• культурное;
• педагогическое;
• художественное;
• литературное;
• мифологическое;
• религиозное;
• музыкальное;
• повседневно-бытовое;
• спортивное;
• игровое;
• другие.
Мы рассмотрим примеры литературного, художественного (изобразительного) и технического творчества. Помним, что главным критерием любого творчества является уникальность и оригинальность конечного продукта, что не исключает в дальнейшем возможности его повторения другими авторами. При этом повторные работы могут иметь свои элементы новизны, но почему-то во всех видах искусства они будут считаться копиями шедевра. В этом тоже есть некая загадка.
2. Истоки творчества.
Исследователи, занимающиеся этим вопросом, определяли следующие истоки творчества:
божественное озарение, народное творчество, игра разума и воображения, философия, книги (А. С. Пушкин),
связь с порталом информационного поля (современные исследователи),
любовь к Родине (Сергей Есенин),
любовь к жизни и стремление отразить её прелести (К. Г. Паустовский),
загадочная душа человека…
Список этот можно продолжать бесконечно. Каждый автор
черпает вдохновение из своего источника, но всех их объединяет одно – Любовь к творчеству.
Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».
3. Условия творчества.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки – это первое условие творчества.
Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».
Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества, поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок достигает определенного потолка, а потом поднимает его все выше и выше.
Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.
Наличие всех пяти условий приведут личность к несомненному успеху в любом виде творчества.
4. Методика определения способностей и задатков учеников.
Задача любого педагога увидеть те или иные задатки в своих учениках и, исходя из этого, направить их творческое развитие в нужное русло: литературное, изобразительное или техническое.
Первый этап работы любого учителя – это выявление одаренных детей в области своего предмета. Для этого используются общие классические признаки одаренных детей:
• интеллект выше среднего;
• умение принимать решения;
• чувство ответственности;
• обостренное чувство справедливости;
• настойчивость;
• терпимость и терпение в работе с людьми;
• энтузиазм;
• умением ясно выражать мысли в устной и письменной форме;
• живость и любознательность;
• независимость в действиях;
• инициатива, стремление участвовать во всем новом;
• использование воображения в мышлении;
• гибкость в подходах к проблемам;
• разнообразные интересы;
• чувство юмора;
• трудности в нахождении близких по духу друзей;
• проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
• нежелание быть таким, как все;
• трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального
развития;
• ранний интерес к проблемам мироздания.
На втором этапе каждый учитель должен провести тестирование задатков и способностей по своему предмету. Например, я провожу тестирование по выявлению сугубо литературных способностей. Ученик должен ответить на вопросы, что такое рифма и ритм стиха, какие виды рифм он знает, но, самое главное, может ли он написать стих на заданную тему. Чаще всего толчком к выполнению такого задания служит личный пример учителя. Первые работы учащихся, как правило, носят подражательный характер, но затем многие создают свои маленькие, а иногда и большие шедевры. Поскольку литературно-одаренная личность мыслит образами, я часто прошу авторов нарисовать иллюстрации к своим стихам, а также привлекаю к иллюстративному оформлению детей, обладающими одаренностью в области изобразительного искусства. Очень часто мы в этом достигаем большого успеха. Чем раньше каждый учитель начнет проводить эту работу, тем больших успехов достигнут его ученики. Идеально работу по выявлению одаренности в разных направлениях следует начинать в начальной школе. Я проводил совместно с учителями начальной школы такую работу. Мы брали 3 – 4 классы почти в полном составе, давали им литературные задания и к концу года издавали альманах с десятками хороших стихов учащихся. Потом эта работа в 5 – 8 классах с этими детьми была прервана и в 9 – 10-х классах они уже не хотели реагировать на просьбы написать стихи для альманаха «Пегас». Этот факт говорит о том, что работа с одаренными детьми должна вестись всем коллективом учителей по всем предметам на протяжении всего периода обучения в школе. При выполнении этого условия мы получим на выходе разносторонне одаренных личностей, которым всегда найдется место, где можно приложить свои способности и таланты. Добавлю, что все учителя – предметники должны сами обладать одаренностью, вести патриотическую работу и должны быть примером во всех делах.
5. Классификация творческих способностей.
Следует сказать, что творческие работы начинающих учеников выполняются на уровне подражания. Им трудно найти новые решения творческой задачи. Но со временем и с приложением желания и сил, работы становятся все лучше и интересней. Классификаций уровней развития творческой личности много.
Я придерживаюсь своей, поэтапной классификации уровня развития в творчестве (на примере развития литературных и технических способностей).
1 этап – подмастерье (ученик).
Работы на этом этапе подражательны. Новизна и необычность взгляда почти отсутствует. Ученик обучается азам данного вида творчества. В литературе – рифма, ритм и размер стиха. В технике – разбирать и ремонтировать несложные электроприборы.
2 этап – мастер.
Мастер отлично владеет инструментами в своем виде творчества. В технике, например, хорошо читает электронные схемы и может точно и аккуратно технически их реализовывать в виде готовых электронных устройств. Может вносить в свое изделие большой процент новизны, улучшающий его продукт творчества. В литературе – может находить новые образы и приемы раскрытия замысла. Однако форма произведения не всегда соответствует содержанию. Иногда произведение может быть затянуто, иметь нарушения ритма, размера и т. п.). В конце этого этапа мастер может избавиться от этих недостатков и приблизиться к таланту.
3 этап – талант.
Тала;нт — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов. Талант – это одаренность и ежедневный труд на протяжении многих лет. Он в совершенстве владеет инструментами в своем виде творчества. Часто говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Это значит, если он берется за дело не по своей специализации, он в другой сфере деятельности интуитивно находит часто новые более быстрые решения задач. Талант обладает большим опытом деятельности. Техники называют это ТРИЗом – теория решения изобретательских задач.
4 этап – гений.
Говорят, что гении рождаются 1 раз в столетие.
Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального и творческого развития личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. Психологи часто говорят, что гениальность – это отклонение от нормы. Я соглашусь с этим утверждением, поскольку гениев в каждый момент времени на Земле единицы. Основная масса людей – это посредственные подмастерья и мастера. И это норма нашего общества. Себя я отношу к мастерам, поскольку не обладаю выдающимися способностями. Все, чего я достиг как учитель и поэт, я достиг благодаря ежедневному труду души и тела, а способности у меня были такие же, как и у других детей. В детстве все дети (за исключением психически больных) обладают уникальными способностями. Педагоги называют их врожденными задатками. Просто одни благодаря родителям, учителям и среде, в которой живут, получают условия для развития своих способностей, а другие нет.
Начинающему в любой сфере творчества ученику необходим эмоциональный запал. Ему нужно показать несколько ярких образцов данного вида творчества, которые подтолкнут его создать что-то свое. На занятиях литературного клуба я часто давал ученикам какую-то картинку или образ и свое стихотворение к этой картинке. Например, маска «Чертик» и стих «Чертик». Многих такой прием подталкивал к творчеству.
Чёртик.
Я чёртик!
Я люблю для всех творить
Помехи, неприятности, подвохи,
Чтоб понимали вы, как нужно жить
И что порой дела не так уж плохи,
Что кроме Зла есть Вера и Любовь,
Что солнце сменит темное ненастье,
Чтоб вы в сравнении познали вновь,
Что есть на свете истинное Счастье!
6. Природа творчества.
Многие исследователи этого вопроса видят в творческом процессе некое мистическое начало или малоизученное явление.
Действительно, как объяснить тот факт, что многие ученые и творческие люди увидели свои изобретения, открытия или произведения во сне. Творческий процесс многогранен и не до конца изучен. Многое в нем не поддается объяснению с точки зрения житейской логики. Последние годы мне кажется, что стихи, которые я пишу, написаны не мною. Как будто кто-то с небес диктует мне тексты. Сравниваю свои юношеские черновики стихов с сегодняшними, вижу, что исправлений и зачеркиваний раньше было очень много. А сейчас пишу стихи сразу на чистовик и почти не занимаюсь редактированием текстов. Но ничего мистического в этом не вижу. Наука это объясняет так. Человеческий мозг – это компьютерный процессор. Подбирая рифмы и слова, он укладывает их, как пазл, в определенный размер строки (ябм, хорей, амфибрахий). Автор должен еще наполнить этот пазл образами и метафорами. Задача многоуровневая, но при знании поэтических правил сложения, выполнимая. На первом этапе творчества (подмастерье) этот процесс идет довольно долго. Процессор – мозг перебирает десятки и сотни вариантов и выбирает приемлемый. Если творец долгие годы занимается этим делом, скорость творческого процесса нарастает. Многие простые операции происходят в подсознании автоматически, поэтому автор их не замечает. И когда мозг выдает конечный результат, автор сам удивляется: «Как это произошло?» Это можно сравнить с обучением вождению автомобиля. Впервые сев за руль, подмастерье, выжимая сцепление и включая первую передачу, пытается смотреть на педали и рычаг скорости, чтобы не ошибиться. А мастер – инструктор говорит, что нужно смотреть на дорогу и в зеркала, чтобы контролировать всех участников дорожного движения. Новичкам это кажется невыполнимым, ведь нужно еще соблюдать и определенный алгоритм действий: включить зажигание, пристегнуть ремень, посмотреть в зеркала, включить поворотник, выжать сцепление, включить первую передачу, плавно отпуская сцепление, плавно нажать газ и т. д. Обучаемые часто проговаривают вслух или про себя эти действия. Но пройдут годы. Подмастерье станет мастером, и все эти действия будут происходить автоматически, а мастер – водитель будет в это время болтать по телефону. Весь алгоритм действий переместился в подсознание и нет нужды проговаривать каждую операцию.
Ежедневный труд формирует наш опыт. Но если мастер по какой-то причине бросает свое дело, он утрачивает опыт. И приходится начинать все с начала. Как правило, повторное обучение проходит быстрее. Не только мозг, но руки и ноги вспоминают свои движения, матрица, оставшаяся в подсознании, заполняется данными и все навыки восстанавливаются. Немаловажным является и мотивация творческой деятельности. Если нет интереса, не будет и самой деятельности. Есть еще радость творчества и удовлетворение творца, когда закончено его творение. В самом слове удовлетворение заложен его смысл – удовольствие от творения.
Список литературы:
1. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». – М., 1991. – С.149-159.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996. – 416 с.
4. Трегубов С. Л. Методы работы с литературно-одаренными детьми. Статья для II Всероссийской конференции по одаренным детям. Октябрь 2011 г.
На фото автор статьи, 2011 г.
Свидетельство о публикации №122093003689