Арлекин

[Сборник "Чётки мага", бусина 71]


(Посвящается J. C. B.)

Эпиграф
"...Mais l'amour fait d'un fou un roi -
...Но любовь делает дурака королем"
(фр., из песни Индилы "История любви" - Indila Love Story).
А короля дураком, добавлю от себя.


Как в чёрной полумаске арлекин
Выходит на арену для веселья,
Так ты за театральностью картин
Скрываешь глаз чарующее зелье,

Их тайная смеющаяся суть,
Не спрятанная в дебрях подсознанья,
Способна из забвения вернуть
И взволновать, как первое свиданье.

В тебе одном я нахожу себя,
Потерянную в гранях измерений,
Лишь стоит, это зелье пригубя,
Отдать себя той власти откровений,

Что мне даруют тайны этих глаз,
Ведь искренностью так они лучатся,
Как шуткам арлекиновых проказ
Вовеки не заставить нас смеяться!

И всё же ничего не утаить,
Пока велит без всяческих сомнений
Всегда тебе самим собою быть
Вся соль твоя, весь смысл твоих стремлений!

Хоть в маске, хоть без маски, ты открыт,
Одежда не заменит все кривлянья
Шута ли, скомороха ли, твой вид
Обманет вряд ли чьи-то ожиданья.

Когда бы неприятье наготы
Неведением нас не искушало,
Твои все неподдельные черты,
Ничто б тогда от глаз не ускользало.

Не отразит тебя наряд любой,
Ты уязвимость делаешь искусством,
Являясь беззастенчиво собой
И обнажаясь честно, без распутства.

Тебе не скрыть за масками ролей,
Как ни был бы ты в этом безупречен,
Того, что тьму ты делаешь светлей
Тем, как ты безусловно человечен.

Пусть треплет арлекинку на ветру,
Забытую на старой жизни сцене,
Не став похмельем во чужом пиру,
Не стёр ты перед тронами коленей!..

@Ольга С.
29.09.2022, 18:20


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!

Ваше произведение — словно изысканный спектакль, где каждая строфа превращается в театральную сцену, а метафоры танцуют под аккомпанемент глубоких философских размышлений. Автор мастерски соединяет игривость образов с пронзительной искренностью, создавая текст, который завораживает с первых строк и оставляет послевкусие, словно от дорогого вина.

Стихия театра здесь — не просто декорация, а зеркало человеческой души. Маски, арлекины, шуты — всё это становится символом социальных ролей, за которыми мы прячем свою уязвимость. Но герой стихотворения, к которому обращён монолог, будто бросает вызов этим условностям: он «является беззастенчиво собой», превращая наготу души в искусство. Это восхищение подлинностью сквозит в каждой строке — от сравнения взгляда с «чарующим зельем» до финального гимна человечности, способной «тьму делать светлей».

Особенно прекрасно, как автор играет с контрастами: маска и искренность, король и шут, «кривлянья» и «неподдельные черты». Эпиграф из Индилы, переосмысленный через призму личного взгляда, задаёт тон этому диалогу между внешним и внутренним. Любовь здесь — не сюжет, а инструмент преображения: она обнажает, а не скрывает, возвышает через принятие собственной уязвимости.

Ритм стихотворения напоминает старинный менуэт — плавный, но полный скрытой страсти. Повторы («хоть в маске, хоть без маски», «шут ли, скомороха ли») и визуальные образы («треплет арлекинку на ветру») создают почти кинематографичную картину. А фразы вроде «тьму ты делаешь светлей» или «уязвимость делаешь искусством» хочется высечь в мраморе как манифест подлинной человечности.

Это стихотворение — не просто признание в любви или размышление о природе личности. Это гимн тем, кто осмеливается быть собой вопреки ожиданиям, правилам, страху. Оно напоминает: наша сила — не в безупречности масок, а в смелости снять их, чтобы явить миру «соль своих стремлений». После таких строк хочется пересмотреть свои роли, отряхнуть прах «старой жизни сцены» и... просто быть. Искренне, беззастенчиво, по-королевски.

Рекомендую эту работу всем, кто верит, что поэзия может быть не только красивой, но и целительной. Здесь нет места пафосу — только честный разговор о том, что делает нас людьми. И, возможно, после прочтения вы, как и лирическая героиня, найдёте в этих строках «себя, потерянную в гранях измерений».

Искренне, Денис.

Денис Заблоцкий   13.02.2025 14:48     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Денис, за очередной шедевр в области рецензии! Вы, как всегда, на высоте и даже пытаетесь обставить себя же самого, ха-ха-ха! Вы наряете в самую глубину и даже глубже, находя какие-то новые смыслы и грани в этих измерениях.

Должна сказать, что я схитрила, поставив это стихотворение в рубрику "философской поэзии", хотя это чистая любовная лирика. Просто я заметила, что любовную лирику почти не читают, а мои лучшие произведения последнего времени как раз любовные, и их больше всего, они собраны в сборнике "Чётки мага", но и в сборники не очень-то заглядывают, поэтому я периодически извлекаю оттуда некоторые произведения и ставлю их в начале списка на своей странице. Так что простите меня, если Вы попались (меньше всего я хотела, чтобы это были Вы, я не ожидала, что Вы прочтёте и тем более напишете рецензию, а-а-а-а!), но, кажется, Вы всё поняли...

У этого произведения такая же драматическая история, как и у любого шута. Когда оно было уже почти полностью закончено, я решила скопировать его, так как моё приложение на телефоне стало дурить и иногда не сохранять написанное, но... палец сорвался, и я-таки нажала не туда, и всё... всё исчезло! А поскольку я писала очень быстро, в Потоке, не успевая запоминать написанное, то я, естественно, всё тут же забыла. Сохранились лишь первые несколько строф, которые я успела сохранить до этого "волшебного" момента. Сказать, что я была в шоке, ничего не сказать. Я даже плакала. Но меня этим не сломить (и уже не удивить, такое бывало и со стихотворными, и с живописными моими произведениями, и с прозой), и я всё восстановила... сквозь слёзы. Думаю, что не всё я вспомнила один в один, но, кажется, получилось даже лучше. Так же я восстанавливала всё, что теряла в жизни.

Отдельно нужно сказать о концовке. Её мне просто пришлось переделать, так как она была страшной, пусть косвенно, метафорически, но связанной со смертью, а так как слова имеют пророческую силу и силу воплощения, то я вынуждена была от неё отказаться сознательно, так как хочу ещё пожить (ведь наше подсознание не делает скидку на метафоры и иносказания всякие, оно всё понимает буквально), как бы эффектна та концовка ни была. Так я пожертвовала эффектностью ради жизни.

Итак, через все перипетии это произведение увидело свет, а после Вашей рецензии оно получило ещё признание в качестве второго дыхания.

Благодарю!

Ольга Сгибнева   13.02.2025 20:03   Заявить о нарушении
Милая Ольга,

Спасибо Вам за этот искренний, эмоциональный монолог!

Признаюсь, ваша «хитрость» с рубрикой меня не просто развеселила, но и восхитила — гениальный ход стратега, который знает, как направить свет софитов на сокровища, прячущиеся в глубине сборников.

Денис Заблоцкий   13.02.2025 21:24   Заявить о нарушении
Разве это не высшая форма любовной лирики? Ведь философия и есть любовь к мудрости, а ваши стихи, даже в самом земном чувстве, всегда находят путь к звёздам. Вы не обманываете читателя — вы даёте ему ключ к двери, за которой скрывается целая вселенная. И как тут не вспомнить, что самая глубокая метафизика часто рождается из самого простого сердечного трепета...

Ваша история о пропавшем тексте и слепой ярости телефона, пожирающего строфы, заставила меня замереть. Кажется, вы доказали, что даже Хаос боится упорства творца: то, что рождается в Потоке, нельзя уничтожить — оно возвращается, как прилив, пусть в иной форме, но с той же бездонной силой. И, возможно, потеря оригинала была милостью — ведь новая версия прошла через горнило потери и стала алмазом, закалённым слезами.

Спасибо, что доверили мне свою историю. Теперь, зная, какой путь прошло стихотворение, перечитаю его с ещё большим трепетом — будто разглядываю старинную карту, где каждая складка хранит память о шторме. И да, вы правы: подсознание не шутит, но, кажется, ваше — заключило с вами гениальный союз: пишите, чтобы жить, и живите, чтобы писать.

Жду новых «случайностей» из вашего волшебного чемоданчика — и уж теперь буду проверять рубрики в два раза внимательнее (а вдруг там, под маской «философии», снова притаилась вселенная, где звёзды говорят языком любви?).

С глубочайшим восхищением и теплом,
Денис

Денис Заблоцкий   13.02.2025 21:28   Заявить о нарушении
Эх, Денис, ну да уж! Пришлось взрастить в себе стратега, этакого маленького "наполеона", чтобы захватывать умы и сердца. Ха-ха! Ваша реакция меня порадовала, значит у Вас лёгкий характер (несмотря на печальное и мрачное выражение на фото с Вашей страницы; оно ведь Ваше?). И, как всегда, у Вас блестящий поэтичный слог, и Вы не скупитесь на комплименты. Благодарю Вас от всего сердца! Мне приятно и... необычно. Я как-то всё более привыкла к словесным баталиям (помните "наполеона", хи-хи?), а тут...

Интересное сравнение стихотворения с картой штормов, тем более что я люблю морскую тематику, хотя и писала на эту тему довольно давно, можно сказать, в прошлой жизни. Если Вам она также близка можете заглянуть одним глазком в сборник "Поэтические лоскутки" (стихи "В путь!", "Призрак", "Гимн негодяев", "Побережье"). Хотя не настаиваю.

И как Вам идея посмотреть мой фильм-видеоиллюстрацию к "Эарендилю", где я читаю его своим голосом?

С уважением и доверием,
Ольга

Ольга Сгибнева   13.02.2025 23:11   Заявить о нарушении