О развитии исскуства. Из форм в бесформенность

В моем понимании, важным двигателем в развитии искусства и перехода его в "БЕСформенные" формы (дадаизм, сюрреализм) является стремление безбожников (рост которых способствует этому процессу) обрести бессмертие, вечность, истину, смысл, которых нет без Богаю без веры в Него.
Они чувствуют, что этот смертный мир неправилен, негармоничен, и что смерть вообще  н е е с т е с т в е н н а .
Поэтому они находят выход в пустоте (черный квадрат), которую нельзя ограничить, в аморфности (наверное, весь дадаизм), которую нельзя сломать, разрушить. Так, они пытаются увидеть истину за пределами форм, системы, правил. Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом». Художнику было важно разделить «вчерашний день искусства» и принципиальную новизну своего открытия. Он, что было для него характерно, выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».

Понятие «нуль форм» (nihil, или «ничто») уже входило к этому времени в число эталонных для эстетики русского футуризма, и служило «синонимом абсолюта, трансфинитного начала и знаком отрицания, ибо футуристическая теория декларировала сведение к нулю предшествующей культуры». В оригинальной супрематической доктрине Малевича значение нуля простиралось от «ничто» до «всего».

И чем дальше они будут искать, отрицая Творца, тем страшнее будут эти формы искусства.


Рецензии