Ещё немного о Венеции. Венеция и чума. 2 часть

             из книги Альберто Тозо Феи "Возможно, не все знают, что в Венеции..."
             пер. с итальянского

     Согласно учениям тогдашней медицины, болезнь распространялась через заражён-
 ный воздух. Именно вследствие этого доктора носили странные маски с длинным
 "клювом"(внутри которых помещались специи или благовония). Вместе с длинными
 туниками и перчатками они очень напоминали огромных воронов. Иногда наряд допол-
 няли огромные очки поверх "клюва". Чтобы избежать прямого контакта, медики ис-
 пользовали трости для приподнятия одежд на больных.
    "Чума обезображивала тела, которые были покрыты нарывами и от которых исходил
 дурной запах. Богачи умирали так же, как и бедняки. Хотите знать, сколько вене-
 цианцев отправились к Вечному Отцу? Восемьдесят тысяч, подумайте!, за семнадцать
 месяцев, двенадцать тысяч в ноябре 1630 года; в один только день девятого умерло
 пятьсот девяносто пять человек. Было больше некому погребать мёртвых.
 По каналам с лодок  доносилось:"У кого есть мёртвые в доме - бросайте их сюда
 в лодку." Улицы зарастали травой. Никто по ним больше не ходил." Так описал
 ситуацию в городе чумной врач Альвизе Дзен в письме своему знакомому Одревилю.
   Чтобы просить у Матери Божьей избавления от чумы, которая убивала ежедневно
 тысячи горожан 22 октября 1630 года Сенат издал указ о возведении большого храма
 посвящённого Мадонне. Среди 11 представленных проектов был избран проект 33 лет-
 него Бальдассара Лонгены, который сразу же начал строительные работы, заверши-
 лись же они в 1687 году, пять лет спустя кончины архитектора.
   Базилика, которую венецианцы называют просто "Ла Салюте", стала одним из
  самых узнаваемых символов города.
   "Страшный, как чума", - до сих пор можно услышать в Венеции при описании не
 совсем привлекательной внешности или вещи, или неприглядной ситуации.
 Большая часть произносящих эту фразу даже не догадывается, что они делают пря-
 мую отсылку к скульптурной группе фламандца Юста Ле Курта, который изобразил
 уродливую старуху Чуму, гонимую херувимом, рядом с Мадонной, которая милостиво
 взирает на простёршуюся у её ног Венецию. Эта прекрасная скульптурная работа
 установлена в главном алтаре "Ла Салюте".
   Если мы остановимся, чтобы с вниманием разглядеть фигуру и лицо Чумы, наши
 мысли не могут не обратиться к 80 тысячам венецианцев, погибших в 1630-31 гг.
 ( рядом на "большой земле" жертвы исчислялись 600 тысячами).
  Сердце замирает от мысли, что могло означать для венецианца, потерявшего брата
  или жену, или всю семью, видеть пред собой это убегающее чудовище.


Рецензии
Много веков в разных странах такие эпидемии воспринимали как кару за грехи, особо трагичный момент с неизбежностью огромных жертв. Сколько стоит в различных городах "чумных столбов! И эти статуи... Так и приходится говорить ученикам:"Тринадцатый век был "злогорьким" временем монгольской нашествия, но четырнадцатый отметился не менее опустошительной "чёрной смертью". Причём почти всегда с глобальными эпидемиями шли вместе и другие несчастья (что мы увидели и сейчас).

Аркадий Кузнецов 3   09.06.2023 21:37     Заявить о нарушении
... И пятнадцвтый, и шестнадцатый, и семнадцатый... Всё время вспыхивали
эпидемии... Да, такие дела...
Спасибо, что читаете!
С уважением.

София Ладзарус   09.06.2023 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.