Литература жизненного опыта

Некоторые (и на самом деле весьма многие) литераторы советуют начинающим: мол, не пишите про далёкие миры, другие эпохи и пр., а пишите о том, что знаете, отражайте в своих текстах свой жизненный опыт! (Например, такое «столбовое напутствие» дали студентам С.Семёнов и А.Пустогаров на минувшем поэтическом фестивале «Первый снег». Правда, Пустогаров тут же заметил, что у студентов, в силу юного возраста, ещё и нет жизненного опыта, который можно облечь в художественную форму).
Может, писать о (своей) повседневности (конечно же, в рамках реалистического дискурса!) и благородное занятие, но тогда получается, что главная, если не единственная радость, которую сможет подарить читателям (да и самим авторам тож) литература – это радость узнавания. (Я исхожу из того, что если писать только о своём жизненном опыте, то жизненный опыт у большинства людей, живущих в одну эпоху в одном социуме, во многих аспектах совпадает: все или почти все учились в учебных заведениях, ездили на поездах, сталкивались с трудностями в человеческих взаимоотношениях… Лишь в редких случаях жизненный опыт автора оказывается совсем уж экзотическим, например, он провёл раннее детство в сумасшедшем доме, или его основная профессия – ловля ядовитых змей). А радость узнавания – это самый незамысловатый (я бы даже сказал, примитивный) вид радости. Радость познания нового представляет собой гораздо более высокий этап развития этой эмоции. Вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что узнавание нового (не важно, новой ли информации, новых форм или нового освещения чувств и эмоций) – одна из важнейших функций художественной литературы ля читателя. Впрочем, для автора тоже: пока н пишет о предмете, незнакомом для себя (скажем, о жизни иных планет или о далёкой исторической эпохе), он просвещается о нём («собирает материал»), пробует вжиться в него…
Думаю, дальнейшая аргументация не требуется. Выходит, что адепты «жизненного опыта», возможно, сами того не подозревая, проповедуют именно обеднение литературы…


Рецензии