Сусанна и старцы

Книга пророка Даниила, Глава 13


"В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким.И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную.Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех.

 И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом.
Они постоянно бывали в доме Иоакима,и к ним приходили все,имевшие спорные дела".

 К несчастью красавицы,старцы воспылали к ней страстью.

"И было, когда они выжидали удобного дня,Сусанна вошла,как вчера и третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко.
И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и сторожили ее.

И сказала она служанкам:
принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада, чтобы мне помыться.
Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями..."

Когда, вымывшись,женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться, утверждая, что если она не согласится на их домогательства,они обвинят её в прелюбодеянии и скажут,что в саду у неё было свидание с молодым любовником.

Сусанна пренебрегает их шантажом,начинает кричать,прибегают люди и сбитые с толку старцы осуществляют свою угрозу.
Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние,причём женщина клянётся, что ни в чём не виновата.
 В это время в процесс вмешивается юноша по имени Даниил (будущий пророк Даниил), которому Бог открыл, что она говорит правду: «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила».Он изолирует обоих свидетелей друг от друга и допрашивает их по отдельности. Поскольку ни один из них не знает,что именно сказал другой,они ошибаются в деталях — дают различные показания по поводу дерева, под которым Сусанна якобы встретилась со своим любовником.

Старцев осуждают на смерть как лжесвидетелей, «по закону Моисея» «…и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная».
  Это событие — не только спасение Сусанны, но и первое явление Даниила в качестве пророка-судии перед народом: «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом».


Толкования.


 Иоанн Златоуст посвятил Сусанне отдельную беседу, раскрывая на её примере значение подвига целомудрия. Искушение Сусанны старцами он сравнивает с искушением дьяволом Евы.Особое значение Златоуст придаёт молитве Сусанны: когда её вели на казнь, она не потеряла надежды, а обратилась к Богу,и ответом на её молитву стало действие Святого Духа на Даниила.

 Августин Блаженный рассматривает историю Сусанны в сравнении с историей Богородицы: «Кто избавил целомудренную Сусанну, верную жену, от ложного свидетельства старейшин, Он же очистил и Деву Марию от ложного подозрения обручника Своего».

 Библейская критика отрицает историчность событий этой истории, «однако если некоторые исследователи видят в ней просто одну из легенд о Данииле,то другие полагают, что она была написана в эпоху реформы законодательства,чтобы продемонстрировать настоятельную необходимость изоляции различных свидетелей при их допросах».

 Этот сюжет не только про ослепляющую страсть и даже не про целомудрие.И не о коварстве клеветы.И даже не про перекрёстный допрос,впервые в истории человечества использованный для выяснения истины.
 Бессмертный сюжет "Сусанна и старцы" о торжестве правды над ложью.
 А ещё история красавицы Сусанны отвечает на один из самых фундаментальных вопросов мироздания:"Кто же нас всё-таки видит,когда не видит никто?"

                (Мария Городова,писатель,журналистка)




История эта не каноническая, ее нет в еврейском тексте, она существует только в переведенном с еврейского на греческий язык варианте.





Иллюстрация:Антонис ван Дейк "Сусанна и старцы",1622.


Рецензии