Татьяна Васильева и Владимир Высоцкий
(А. Касумов, «Судьба Адили»)
Актриса театра и кино Татьяна Васильева (Ицыкович) известна зрителю по ролям в популярных фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Добряки», «Пеппи Длинныйчулок», «Самая обаятельная и привлекательная», «Биндюжник и Король», «Моя морячка», «Увидеть Париж и умереть», «Кодекс бесчестия» и некоторых других.
В 1969 году Татьяна Григорьевна окончила актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс В. П. Маркова). Тогда же у нее появилось хобби – коллекционирование чемоданов.
А в 72-м делающую первые шаги в кинематографе 25-летнюю Васильеву кинорежиссер Александр Столпер пригласил сыграть роль Бетси в фильме «Четвертый» по сценарию Константина Симонова (экранизация его же одноименной пьесы 1961 года про американских летчиков в немецком плену (откровенно скучная, бездарная, идеологическая пропагандистская дрянь)). Ходульность, надуманность и даже фальшь сюжета.
Впоследствии сам Владимир Семенович говорил о сценарии картины: «Не в обиду Константину Михайловичу, драматургия у него там, конечно, слабенькая такая, лобовая, как говорится, пропаганда… Но все равно было интересно». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Высоцкий в театре и кино», «Несыгранные роли Владимира Высоцкого, пробы, фотографии, рассказы, публикации», 20 ноября 2012 г., Tatyana, «К истории создания фильма "Восхождение"».)
В картине Столпера, помимо Высоцкого и Васильевой, собран потрясающий актерский коллектив: в кадре периодически появляются М. Терехова, С. Шакуров, Ю. Будрайтис, А. Кайдановский, С. Сазонтьев, А. Джигарханян, М. Волонтир, Ю. Соломин, М. Лиепа, Л. Дуров, Л. Круглый, З. Славина, Л. Кулагин. Но фильм это не спасло: он в итоге оказался скучным и монотонным.
Итак, партнером Татьяны в картине был Владимир Высоцкий – он играл роль журналиста и по сюжету был Бетсиным мужем.
«– Вы познакомились с Высоцким на съемках или были знакомы раньше?
– Я видела Володю еще до съемок из окна своей комнаты в общежитии в Дмитровском переулке – там жили студенты Школы-студии МХАТ и училища при консерватории. Моей соседкой по комнате была однокурсница Людмила Спартак, с которой у Высоцкого был роман. И он иногда заезжал за Людой на своей новенькой «Волге». Это было очень круто, ведь тогда такие машины имелись, может, у десяти человек из – и девушки, и парни – прилипали к окнам и завороженно смотрели, как она садится в роскошное авто. Потому что сама Люда тоже была роскошной. Очень красивая девушка – в стиле Мэрилин Монро, но даже лучше ее! Блондинка с большой грудью, но при этом очень худенькая, длинноногая, с синими глазами и с большими губами – своими.
Ее карьера не сложилась – несмотря на редкую красоту. В свое время Людмилу привез в Москву из провинции известный режиссер МХАТа и педагог нашей Школы-студии Виктор Монюков. Мы, ее однокурсники, были на несколько лет моложе ее – юные, безбашенные, веселые. А Люда смотрела на нас, как на дураков. И вот после Монюкова у нее появился Высоцкий. А после романа с Володей и окончания училища Спартак бесследно пропала, как будто растворилась. Никто не знает, как сложилась ее судьба – она просто исчезла. И я ее никогда больше не видела», – вспоминала актерка. (И. Фомина, «Татьяна Васильева: "Высоцкий меня просто не замечал"», «7 дней»: интервью, № 44, 29 октября – 4 ноября 2018 г.)
Еще из воспоминаний Татьяны Григорьевны: «Я снималась с Владимиром Высоцким в фильме «Четвертый» – и это была засада. Все мизансцены – полулежачие-полусидячие. Но пришла сцена в телефонной будке, где я ему устраивала истерику. «Ну все, пропала, – думала я. – Сейчас придет, встанет рядом, и что мне делать?» И он приходит, немного не в настроении, смотрит исподлобья. Ему все равно: кто я, что я, какая – у него в это время начинался роман с Мариной. Потом принесли лесенку, оперли об меня, вот тут, о бок, и он взобрался. Установили уровень, чтобы он на полголовы оказался выше – так и провели сцену. Но Высоцкий хоть на лестнице, хоть на табурете – это его нисколько не делало ниже, он был мужчиной, и все тут!» (М. Райкина, «Игра без правил»: интервью с актрисой, «Московский комсомолец», 12 сентября 2013 г.)
«Обычно в спектакле меня просили мотаться на коленках, потому что все партнеры были по росту ниже меня. Первый мой фильм был – «Четвертый», по пьесе Симонова. Там я играла жену Владимира Высоцкого и столкнулась с такой непреодолимой совершенно задачей – он был мне по плечо. Поэтому все время в кадре я лежала, он стоял, то он лежал – я стояла, то мы вместе лежали, и все было отлично. Вдруг сцена в телефонной будке – я чуть с ума не сошла! Съехала по стенке, как могла, ногами уперлась в другую стенку, а куда деваться? И мне так стыдно! И тут приходит рабочий, заносит лесенку, ставит ее к моей ноге и прикручивает к полу. Через некоторое время заходит Высоцкий и начинает подниматься медленно так, буквально по мне, то есть по лесенке». (Е. Романова, «Татьяна Васильева: «Мужу я сильно отомстила – вышла за него!» В Минске актриса рассказала о первой любви, самых больших наградах и о встрече с Высоцким», «Комсомольская правда», 19 июня 2014 г., глава «О Высоцком».)
Подробно о съемках в «Четвертом» Васильева рассказала в большом интервью журналу «7 дней»:
«– Татьяна Григорьевна, вашими кинопартнерами были многие выдающиеся советские актеры. Например, уже в первом своем фильме «Четвертый» вашим партнером был сам Высоцкий…
– Да, мы с ним играли мужа и жену. Владимир был звезда, и я дрожала, когда предстояло войти с ним в кадр. Да я тогда всех боялась: и режиссера Столпера, и Высоцкого. Потому что была совсем неопытная – дебютантка! И пребывала в столбняке – немая и незрячая, как кусок пня.
– Высоцкий как партнер не помогал вам выйти из этого столбняка?
– Столпер помогал, а Высоцкий – нет. Он вообще меня не замечал, для него я была ноль. Впрочем, тут все совпало: по сценарию он меня не любил. Гораздо больше внимания Высоцкий уделял другой своей партнерше – Маргарите Тереховой, которая играла его любимую женщину. А за пределами площадки его внимание было отдано стихам и Марине Влади, которая приезжала к Володе на съемки (они проходили в небольшом городке под Ригой). К слову, появление настоящей западной звезды на наших съемках тоже не добавило мне уверенности… Когда Влади приезжала к Высоцкому, это было событие: все как будто «отползали» в сторону и замирали. При этом она выглядела совсем не так, как мы себе представляли кинозвезд – очень скромно. На наши актерские посиделки Марина приходила без макияжа, без парадной прически. И одевалась она просто. Помню ее цветастое платье, черное с ярким рисунком. Оно было красивое, но совсем не «от-кутюр». Такое и я могла себе сшить в наших театральных мастерских. Еще Марина совершенно не стеснялась того, что она уже достаточно «в теле». Ее это не волновало: ее все любили, какая бы она ни была. А уж тем более ее любит Высоцкий…
– Недаром он посвящал ей свои песни. А вы слышали, как поет Высоцкий?
– Конечно! После съемочного дня наша группа не разбредалась по гостиничным номерам, а собиралась в кафе, чтобы послушать Высоцкого: все понимали, что среди нас – Поэт! Кстати, Высоцкого не надо было упрашивать выступить: он с удовольствием и пел, и просто читал стихи. И старые, но в основном только что написанные. Володя так и объявлял: «Это из нового». В основном это была лирика, его вдохновляла Влади. На самом деле, в поэзии Высоцкого я тогда многого не понимала. Особенно, что касается сатиры, насмешки, иронии над тогдашним нашим строем, нашими реалиями, все это как-то мимо меня проходило. Я в этом очень плохо разбиралась, собственно, как и сейчас. Но, даже не совсем понимая его тексты и музыку, я чувствовала, как сильно Высоцкий воздействует на публику. Люди словно подключались к мощному потоку энергии…
– А вы знали, что у Владимира Семеновича были проблемы с алкоголем?
– Да! У нас несколько раз срывались съемки, потому что Высоцкий не мог работать. Но даже когда он был совсем не в форме, все равно приходил на площадку и очень старался что-то сделать. В такой ситуации его снимали со спины, потому что с лица нельзя… Болезнь Высоцкого ни для кого не была секретом. Но когда понимаешь, что перед тобой – гений, то совершенно иначе начинаешь относиться ко многим вещам. Если бы мой обычный партнер выпил лишнего, я бы, наверное, могла себя как-то резко повести. А в случае с Высоцким откуда-то бралось и терпение, и желание помочь.
После совместных съемок мы с Володей не общались». (И. Фомина, «Татьяна Васильева: "Высоцкий меня просто не замечал"»: интервью, «7 дней», № 44, 29 октября – 4 ноября 2018 г.)
Неизвестные подробности съемок с Владимиром Семеновичем – в очередных воспоминаниях Васильевой.
«Могу рассказать о Высоцком. Я снималась с ним в фильме «Четвертый» режиссера Александра Столпера. Конечно, Высоцкий, тогда уже популярный актер, на меня не обращал никакого внимания. А я его боялась ужасно. У нас там есть сцена в телефонной будке. Сначала я была в большой меховой шапке, красивой одежде, сапогах на каблуках. Но потом мне пришлось все с себя снять, чтобы не быть очень большой по сравнению с «субтильным» Владимиром Семеновичем. Чтобы мы могли «разойтись» в той самой телефонной будке. А когда мы, например, снимались на яхте, то я лежала, а он стоял или я сидела, а он стоял… Сейчас я уже не такая большая, как раньше». (Интернет-сайт «ИНТЕРЕСНОЕ.МЕ. Контент, который тебе интересен» interesnoe.me, сообщество «Владимир Высоцкий», 2 апреля 2019 г., «Из интервью Татьяны Васильевой. Фильм "Четвертый"».)
Новые, в том числе малоизвестные подробности о съемках с Владимиром Семеновичем в картине – в другом, уже телеинтервью актрисы.
«Борис Корчевников: Первая работа – это фильм «Четвертый». И сразу – с Высоцким!
Татьяна Васильева: Угу…
Б. К.: Он в вашей жизни появился чуть раньше, чем эта картина, да? У него был роман с вашей соседкой…
Т. В.: Да…
Б. К.: …по общежитию…
Т. В.: Да, да…
Б. К.: …и однокурсницей.
Т. В.: Однокурсница моя, Людмила Спартак. Она была самая красивая девушка. Непонятно, откуда приехавшая. У нее была очень красивая фигура. Она была очень узенькая, с вот такой грудью (разводит руки вширь), своей, блондинка натуральная с вот такой (показывает руками купол волос) гривой, со стройными ногами. Ну, красивей я женщин не знаю в своей жизни, я не видела! Короче, каким-то образом она попала в какую-то компанию, где был Высоцкий – Высоцкий сразу не устоял. И все четыре года, пока мы учились, каждый вечер Высоцкий на своей машине – на «Волге» (а у нас был переулочек Дмитровский, малюсенький такой, узенький совсем, там было общежитие) – останавливался около нашего окна – мы на втором этаже жили – бросал камушек – мы все сразу, нас там человек десять в комнате, подбегали. Ну, мы его не видели там, он не выходил из машины никогда. Но один раз она пришла, Людмила, и говорит: «Девчонки, мне посвятили песню, Владимир! Песня называется «Скалолазка»» Ну…
(Песня «Скалолазка» написана В. Высоцким летом 1966 года для картины реж. Б. Дурова и С. Говорухина «Вертикаль» (1967), в фильм не вошла, посвящена актрисе Маргарите Кошелевой. Видимо, однажды в присутствии Л. Спартак Владимир Семенович спел эту песню, посвятив исполнение Людмиле. Но не саму песню. – А. С.)
Б. К.: Это же Ларисе Лужиной! (Ведущий ошибается: Лужиной Высоцкий посвятил другую песню – «Она была в Париже» (лето 1966 г.), а в фильме «Вертикаль» они вместе снимались. – А. С.)
Т. В.: Да. А я, вот, – у меня такая информация. Ну, это собирательный образ: и Лужиной, и Людмилы, там еще несколько наберется, наверное, женщин.
Б. К.: А Марина Влади – тогда он был уже женат на ней?
Т. В.: Нет, тогда еще – нет. Но – вот-вот. (Актриса ошибается: на момент съемок в фильме «Четвертый» (август 1972 г.) Владимир Высоцкий уже почти два года как жил с Мариной в законном браке (расписались 1 декабря 1970 г.). – А. С.) Э, тогда, э-э-э, я, да, я уже закончила учиться и начала сниматься в фильме «Четвертый» – по пьесе Симонова. И там в главной роли был Высоцкий. Ну, там вообще состав был совершенно фантастический, там: Джигарханян молодой, и Лиепа танцевал и играл роль. Вот это вот все, все это где-то мы в Прибалтике снимали. Вот тогда у Высоцкого был роман уже с Мариной.
Б. К.: (Улыбаясь.) Ага… Ага…
Т. В.: Поэтому до меня ему никакого дела не было. А я вся прямо с ума сходила от страха перед ним. Соперниц у нее не было, у Марины.
Б. К.: А какой она была – вот просто на площадке с ним, с вами…
Т. В.: Марина?
Б. К.: …с партнерами Высоцкого? Да.
Т. В.: Марина – очень простая.
Б. К.: Очень простая?
Т. В.: О-о-о-чень! То есть, полное ощущение, что это, ну-у-у, – человек из съемочной группы. Ничего, никаких, никаких особенных нарядов, одежд на ней не было. Она была «своя».
Б. К.: А вы играли его любовницу, Высоцкого?
Т. В.: (Грубо.) Нет! Я играла его жену – еще хуже. (Смех зрителей в студии.) Я играла его жену. Очень плохую. Очень, э-м-м, э-э, злую, коварную, э-э-э, богатую – которая его купила. Ну, купила. Она любила, наверно. Но у нее была возможность купить любого. Она купила его.
Б. К.: А вы не увлеклися?
Т. В.: Им?
Б. К.: Высоцким.
Т. В.: Ну, как, понимаешь… Ну как, ну с чего мне увлекаться им, если он меня вообще не видел? Ну, что мне делать было? Я бы, конечно, увлеклась, если бы он хоть, хоть знак дал.
Б. К.: Как это не…
Т. В.: А?
Б. К.: Как это он вас не видел?
Т. В.: Может быть он с кем-то другим хотел работать. А меня, вот, – утвердили. И это очень часто бывало в моей жизни поначалу.
Знаешь, есть еще такой момент… Я же выше Владимира была не то, что на голову, а на половину туловища. Понимаешь? И это тоже была огромная для меня… удар,…
Б. К.: Да.
Т. В.: …когда я увидела Владимира рядом с собой. Понимаешь? Что я просто – башня.
Б. К.: (Ехидно ухмыляется.)
Т. В.: Я все думала: как быть, как быть? И такой режиссер был изумительный – Столпер. Он, он все, все предвидел, поминаешь, вот? Ну, ну он в меня был влюблен (кокетливо отводит глаза), а-а-а, и он, э-э-э, очень облегчил мне жизнь. То есть, мы (в кадре с В. Высоцким. – А. С.) все время лежали рядом. Непонятно было все – какого роста. Или: он – сидел, я – стояла, или: я – сидела, он – стоял. И вдруг – сцена в телефонной будке. Это был удар! (Пауза.) Когда я вошла в телефонную будку и поняла, что я там не могу ни лечь, ни сесть. (Смех зрителей в студии.) И сейчас придет Владимир. И Владимир – пришел. (Пауза.) Я съехала по этой, по стенке будки, вот так – сколько могла (сползает со студийного дивана) вот так вот вниз – и все равно я выше на голову. И на меня еще напялили вот такую меховую шапку огромную. Заходит небольшой человек, рабочий. С лестницей. И говорит: «Можно вас на минуточку вот так подвинуть (двигается на студийном диване, загребает ногой), девушка?» Я вот так двигаюсь и он, значит, привязывает ко мне, какими-то там тряпицам привязывает меня, эту лестницу ко мне – чтобы она держалась: «Вы только не двигайтесь ни вправо, ни влево – вот так зафиксируйтесь, стойте. Вам так удобно?» Я говорю: «Да». Я еще не понимала всего позора до конца! Заходит Владимир во второй раз – вообще не смотрит уже на меня. Я – враг! И начинает подниматься по этой лестнице. (Смех зрителей в студии.) По мне! (Смех зрителей в студии.) Наверх! (Пауза.) И он поднялся до такой степени, что стал выше меня даже в шапке. (Смех зрителей в студии.) И я на него смотрю (аплодисменты зрителей) (пауза) и думаю: думаю, вот, ну вот же, вот же – как красиво, как удобно. Я сейчас его обниму, я подниму руки, чтобы его обнять за плечи вот так (имитирует руками объятие, опускает на руки голову), положу ему голову на плечо, понимаешь, а не на другое место.
Б. К.: (Хихикает.)
Т. В.: И… так легко стало! Я хорошо сыграла эту сцену. Это была единственная сцена, в которой я чувствовала себя просто женщиной рядом с ним. Но он даже не обернулся! Его снимали все время… При том, что я боготворю Высоцкого, боготворю – он великий, величайший!
Б. К.: (С усмешкой.) Он даже не обернулся!
Т. В.: Он не обернулся – так он был зол. Кого ему подсунули! Ну, что, нельзя было найти вот такую артистку (показывает рукой маленький рост)?
Б. К.: Э-э-э, Высоцкий, в-в, болел, он наверное тогда крепко выпивал – из-за этого многие страдали – на, на съемках в том числе. А вы это… Там было заметно тоже, с этим были проблемы?
Т. В.: (Отрицательно машет головой.) Я не замечала этого. Мне просто говорили, там, что вот сегодня будет нелегко. Но я этого не замечала. Потому что я очень психовала из-за самой себя. И я не замечала. И я только понимала, что когда, э-э-э, снимают только меня, а его – спину, это значит, что вот это вот такой момент сейчас. Но он никогда никого не подводил. На съемке он был всегда.
Б. К.: Понятно… Вы говорите – он вас не замечал… (Аплодисменты зрителей в студии.)». («Россия 1», «"Судьба человека" с Борисом Корчевниковым», гостья - актриса Т. Г. Васильева, эфир – 28 февраля 2020 г.)
Очередные воспоминания Татьяны Григорьевны.
«Первый мой фильм – я там в титрах еще Татьяна Ицыкович – «Четвертый» Столпера. В главной роли Владимир Высоцкий. Я играла его жену. Очень нехорошую женщину, алчную, злую, ревнивую. И очень богатую. Он и женился-то на ней по расчету. А его любимую женщину играла Маргарита Терехова. На съемки приехала Марина Влади, у них уже был роман, и мы, открыв рты, смотрели на эту пару. Владимир был тогда на кураже, в перерывах много стихов читал.
Мне еще в школе постоянно кричали: «Девочка, достань воробушка!» И я рыдала потом всю ночь. И тут дико комплексовала рядом с Высоцким. Он же очень невысокий, вот я и волновалась: как нам с ним играть семейные сцены? Режиссер сказал: «Ты сидишь – он стоит. Он сидит – ты стоишь. Или вы лежите. Или он лежит, ты стоишь – вот и все». Я успокоилась. И вдруг мне объявляют: сегодня будет съемка в телефонной будке. И я понимаю: пришел мне конец. Я не смогу там сесть или лечь, и Высоцкий тоже. Помню, стою в этой телефонной будке, на мне меховая шапка, а ноги босые – чтобы роста хоть немного убавить. Думаю: Высоцкий подойдет, и я съеду потихоньку по стенке сколько смогу. Попробовала, но понимаю, что все равно остаюсь выше на голову. В это время приходит рабочий – принес стремянку для Володи. Режиссер уже все продумал, оказывается.
Ставят стремянку и бинтами меня к ней привязывают. Столпер говорит: «Ты только не двигайся, стой ровно». Я стою ровно в этой телефонной будке. Заходит Владимир. Ему уже объяснили, что он должен подниматься по ступенькам этой стремянки, то есть по мне. Я стою, мы играем эпизод, очень бурный – я ему устраиваю сцену ревности. И он потихонечку поднимается, поднимается – и нависает надо мной. Огромное спасибо Высоцкому, что он согласился на все это. Хотя до всех этих проблем с ростом ему не было никакого дела – все его мысли были заняты совершенно другой женщиной, Мариной Влади. А я те съемки с Высоцким на всю жизнь запомнила». (О. Шаблинская, «"Решила: пойду до конца". Татьяна Васильева – о ролях и совершенных ошибках»: интервью, «"Аргументы и факты" в Беларуси», № 10, 9 марта 2022 г., глава «Очень нехорошая женщина».)
На творческой встрече со зрителями в Театре «Школа современной пьесы», посвященной юбилею актрисы, Татьяна Григорьевна раскрыла много секретов не только закулисного мира, но и личной жизни.
«Мне повезло на партнеров. Я работала с Евгением Евстигнеевым, Евгением Леоновым, Георгием Бурковым, Андреем Мироновым, Анатолием Папановым, Владимиром Высоцким, Валерием Гаркалиным.
С Высоцким мы сыграли в фильме «Четвертый», Володя был мне по плечо. Как-то мы выкручивались: то лежали вместе, то я сидела. Но была одна сцена в телефонной будке, где нам обоим нужно было стоять друг напротив друга. По сценарию на моей героине была еще и высокая меховая шапка. Конечно, с меня сняли обувь, я стояла босая.
Перед съемкой в будку зашел рабочий, обвязал меня бинтом и как-то прикрепил ко мне лесенку. Высоцкий зашел в плохом настроении, поднялся по этой лестнице, а в конце сцены мы по роли обнялись». (Интернет-сайт «РИА НОВОСТИ» ria.ru, 22 октября 2022 г., «Татьяна Васильева – о ватном пальто, гениальных партнерах и казусе в Кремле», глава «Гениальные партнеры: о работе с Высоцким, Державиным и Гаркалиным».)
«Роль Четвертого А. Столпер предложил В. Высоцкому сразу и безоговорочно. Вместе с ним в фильме снимались Армен Джигарханян, Маргарита Терехова, Юрий Соломин, Лев Дуров и совсем молоденькая Татьяна Васильева. Несмотря на яркий состав актеров, фильм «Четвертый», по мнению специалистов, не получился.
Спустя двадцать лет Т. Васильева оценивает "фильм «Четвертый» – мрачный, как и эта роль, но лучше Высоцкого никто бы ее не сыграл. Он гений. Гений постоянно открывает у себя много данных, много разных талантов и возможностей. У него стихи – поразительные. Может потому их и не печатали, что они – поразительные… Его отторгнуть – нельзя. А я не смела даже, влюбиться в него: я имею в виду наш с ним совместный период съемок в Риге. Там была Марина Влади. Он каждый день писал ей стихи, а потом нам их читал в группе"». (В. Блюменкранц, «Высоцкий в Риге», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 19, июнь 2015 г., глава «1972 год. Высоцкому еще 34».)
Еще несколько публикаций о работе Татьяны Григорьевны в картине.
«В фильме «Четвертый», снятом по роману Константина Симонова, рядом с Высоцким играла молоденькая и очень красивая актриса Таня Васильева. Костюмы для актеров смоделировала Ганна Ганевская, которая наблюдала сцены с участием Высоцкого и сделала интересные заметки: "Это было как-то удивительно. Рядом стояла красивая, очень молодая женщина, высокая, стройная, чарующая, и мужчина, уставший от жизни, больной, не привлекавший к себе внимания ни ростом, ни внешностью в традиционном ее смысле. Если бы не понимание того, что имеешь дело с Высоцким, то не было бы на чем задержать взгляд. Но это только казалось! Чем дольше я на них смотрела, тем больше думала о том, что он мог бы ее совсем не любить, а она не могла не чувствовать к нему симпатии. Высоцкий был как шаман! Пришел в этот мир с огромной энергией и все притягивал к себе – вещи, стихи, зрителей, женщин – вот это загадка!"» (М. Зимна, «Высоцкий: две или три вещи, которые я о нем знаю» (2007), глава «…Все женщины были его!»)
В программе «Звезды советского экрана» (телеканал «Rambler») о съемках Васильевой в фильме мы узнаем: «К ее работе в фильме «Четвертый» было приковано повышенное внимание критиков и киноманов, ведь партнером молодой актрисы стал суперпопулярный Владимир Высоцкий. Татьяна боялась встречи с легендарным актером до дрожи в коленках. Дело в том, что по сюжету актерам нужно было играть мужа и жену. При этом Васильева была на полголовы выше своего экранного супруга. В кадре эта разница казалась еще больше, что вызывало дикое раздражение у Высоцкого. Дошло до того, что во время съемок одной из сцен режиссер Александр Столпер был вынужден попросить расставить для Высоцкого подставки.
Фильм «Четвертый» не оправдал выданных ему авансов и был встречен сдержанно. Но Васильева все равно извлекла из этой роли выгоду: раздражение Высоцкого помогло ей убедительно сыграть нелюбимую жену». (Интернет-сайт «Рамблер / КИНО» kino.rambler.ru, 29 апреля 2020 г., «Звезды советского экрана», «Почему Татьяну Васильеву недолюбливал Высоцкий».)
Еврейские журналисты писали: «В детстве Татьяна Васильева сильно комплексовала по поводу своего роста. «Сколько подушек было выплакано! – вспоминает актриса. – В школе меня дразнили «каланчой» и просили «достать воробушка». Это были страшные оскорбления. Я ходила, сутулясь, голову опускала вниз. Ужасно мне было себя жалко! Я и сейчас не могу сказать, что нравлюсь себе. У меня, например, большое тело и маленькая голова. Но при этом я позволяю себе бриться почти наголо. А еще у меня длинный нос и, скажем так, своеобразная фигура. Но я благодарна Богу, что он дал мне хотя бы это».
Но высокий рост актрисы Васильевой не стал помехой ее дебюту в кино. На съемках фильма режиссера Александра Столпера «Четвертый» Татьяна должна была ударить по лицу Владимира. Вот что она сама вспоминает об этом эпизоде: «Владимир Высоцкий тогда уже был очень популярный актер. А у меня это была первая роль в кино. Я всего боялась, а Высоцкого – особенно. Играла его жену, и по сценарию все время закатывала ему сцены ревности. Одну из этих сцен моя героиня должна была устроить мужу в телефонной будке. Чтобы мы как-то сравнялись в росте, Высоцкому принесли лесенку, а я стояла в этой будке без обуви. И била его по лицу! Страшно было – они с Мариной Влади были для меня, дебютантки, кумирами. С другой стороны – это же актерство: то бьешь, то плачешь, то смеешься…» (Интернет-сайт журнала «Алеф» (Израиль) alefmagazine.com, «За что Татьяна Васильева побила Высоцкого».)
Уже в наше время кинокритик писала о картине: «"Все герои этого фильма мертвы": таким титром Годар открыл фильм «Здесь и там» (1975). Констатация жестокой реальности: палестинцы, которых Годар снимал, погибли, когда режиссер еще не завершил монтажно-тонировочный период. Добрая половина героев «Четвертого» Александра Столпера тоже мертва, слава богу, не в буквальном смысле слова. Они – призраки, досаждающие герою Владимира Высоцкого, лаконично обозначенному в титрах: «Он». Мертвы Дик (Сергей Шакуров), Штурман (Александр Кайдановский) и Второй пилот (Сергей Сазонтьев), некогда летавшие с Ним в одном экипаже, а затем мыкавшиеся в одном немецком лагере. Мертв Бен (Юозас Будрайтис), коммунист, по Его вине погибший в маккартистской тюрьме. Мертв Бонар (Михай Волонтир), легионер, убитый выстрелом в спину во Вьетнаме. И все они добиваются от Него, преуспевающего журналиста-конформиста, чтобы тот разоблачил на пресс-конференции в Париже происки Пентагона, грозящие ядерной катастрофой. Концентрация звезд на экране исключительна. В «Четвертом» играют еще и Маргарита Терехова, Юрий Соломин, Марис Лиепа, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Татьяна Васильева (тогда еще – Ицыкович). А вот концентрация призраков, в общем-то, норма для советского экрана рубежа 1960-х – 1970-х». («Общество мертвых друзей. Михаил Трофименков о «Четвертом» Александра Столпера», «КоммерсантЪ», 5 декабря 2014 г.)
Из зрительских откликов о картине:
Балдахин (Питер), 22 мая 2011 г.: «"Четвертый" я готов смотреть только из-за великолепных актеров – Высоцкий, Терехова, Джигарханян, Лев Дуров, Татьяна Васильева (Ицыкович), Юрий Соломин, даже в эпизодах – Кайдановский, Шакуров, Сазонтьев».
Янн (Зеленоград), 18 сентября 2015 г.: «Запомнилась Татьяна Васильева (тогда Ицыкович) в роли невесты. Гротесково играла, а какая фигура роскошная! И на голову выше Высоцкого…
Провальный фильм». (Интернет-сайт «Кино-Театр.РУ» kino-teatr.ru, страница «"Четвертый" (1972)», раздел «Отзывы».)
«Многие персонажи появлялись на несколько минут, а потом исчезали навсегда. При этом их играли очень популярные и известные тогда артисты.
Сергей Шакуров, Сергей Сазонтьев, Александр Кайдановский, Юрий Соломин, Марис Лиепа, Армен Джигарханян, Юозас Будрайтис, Михай Волонтир, Лев Дуров, Лев Круглый, Леонид Кулагин.
Впечатляет список? Учтите при этом, что фильм длится всего 71 минуту.
А еще четыре минуты из этих 70-ти было выделено на танец Мариса Лиепы. Прикиньте сколько минут досталось остальным актерам!
Если вы поклонники Владимира Высоцкого, Маргариты Тереховой или Татьяны Васильевой, то фильм вполне можно посмотреть. Если вы поклонники кого-нибудь из списка выше, то фильм можно пропустить». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Вагант», 21 августа 2021 г., «Почему мне не понравилась игра Владимира Высоцкого в фильме "Четвертый"», глава «Слишком много действующих лиц в пьесе».)
«Посмотреть все равно рекомендуем, хотя фильм непрост. И пусть пропагандистская составляющая тут и в самом деле сильна и местами чересчур уж выпукла, но невероятной красоты Маргарита Терехова, которую с первого взгляда и не узнать, кокетливая американка, у которой на уме лишь яхты да деньги, с внешностью Татьяны Васильевой, агрессивный Юрий Соломин, обреченный безэмоциональный Сергей Шакуров – это удовольствие, которое не стоит игнорировать». (Интернет-форум «УМОРНО.ru» ymorno.ru, 11 ноября 2023 г., DOMINIK, «Фильм с Владимиром Высоцким, который постарались забыть».)
«– А с Высоцким вы виделись после тех съемок?
– Нет. Точнее, это он меня не видел, а я бегала на его спектакли в Театр на Таганке – видела Высоцкого и в «Гамлете», и в «Вишневом саде». Бегала, к слову, тайком». (И. Фомина, «Татьяна Васильева: "Высоцкий меня просто не замечал"»: интервью, «7 дней», № 44, 29 октября – 4 ноября 2018 г.)
Татьяна Васильева – о Владимире Высоцком.
P. S.
Из ненаписанной «Автобиографии» актрисы: «Я всю жизнь работала, работала, работала, работала, работала…»
На фото: Т. Васильева (Бетси, женщина, на которой Он женился) и В. Высоцкий (Он, журналист) в фильме реж. А. Столпера «Четвертый» (1972).
Свидетельство о публикации №122092007643