В Музыку. Январь 2021-го

1. «Кватромано»

Перуанский вальсок. «Quiero ser tu sombra».
Я уйду, не прощаясь, но останется тень.
И с тобою она будет снова и снова
Танцевать неустанно при свечах в темноте.
Будет руки твои целовать, не стесняясь.
И кружить под наивный и чуткий аккорд.
Я уйду навсегда. Я смешаюсь с тенями.
Растворюсь в неуёмном гитарном арго.

27.01.2021
PS:
На Ксюшин заброс…

В слове тенЯми, творительный падеж, множественное число слова тень (в обычном знач.), ударение следует ставить на слог с буквой Я. В слове тЕнями, творительный падеж, множественное число слова тень (призрак, привидение), ударение должно быть поставлено на слог с буквой Е.

2. «Ивану Смирнову»

А он играл, играл… Вытанчивал.
Коленца розные и па.
Колдунья музыка обманчива.
Нелепа. В сущности – слепа.
Ей не нужны тетрадки нотные.
И чужд поэзии язык.
Но те же, в муках, роды рвотные.
И в створках творчества – пазы.
Уступы, петли и уключины.
Где призвук, тощий обертон,
Целует паузы колючие.
Трезвучья пенятся винтом.
По-русски, с боем балалаечным,
Под скоморошью карусель –
Терзай гитару,
Николаевич!
Тоску и бестолочь рассей…

28.01.2021
PS:
Иван Николаевич Смирнов (9.09.1955 – 15.11.2018). Блестящий гитарист (жанр этно-фьюжн). Композитор.
Воспитал восьмерых детей.
На вопрос: «Кто Вы прежде всего – композитор или музыкант?!» – отвечал: конечно, музыкант.
В музыке нет никакой логики (как и в жизни). Говоря об этом, Иван ссылался и на А.Ф.Лосева («Музыка как предмет логики»).
Его старший брат, протоирей Димитрий, скончался 21 октября прошлого года, переболев коронавирусом.
Даже такой уничижитель поповской братии, как Александр Невзоров, отозвался о кончине Смирнова-старшего с сочувствием.

Об этом (своём).
Вышел на Смирнова через «перуанский вальс» (см. выше). Каким образом вышел?! Сам-то Иван эту «тему» не поднимал («Отъезд» или «Кватромано»). Хотя, как глянуть. «Вальсок» этот интерпретируют каждый (музыкант) по-своему. На свой лад. Вот и в названии…
cuatro manos – вообще-то, с испанского, это не «в две руки» (как порой выдают), а в четыре. Спутать cuatro с dos надо уметь! А как случилось?! – Двое играют в четыре руки (полагаю, не только на клавишных, но и на гитаре, пусть и функции рук (пальцев) гитариста разнятся). То есть – играют двое. Когда выкладывают видео с вальсом, играет один. Значит, за двоих?! За себя – уходящего, и за ту (того), с кем расстаётся. В диалог, так сказать. Типа «Я тебя никогда не забуду» в рок-опере Н.Рыбникова…
Кстати, надысь вспоминал Колю Караченцева. «Заходил» к нему на Троекуровское. Памятник лицезрел. В образе Николая Рязанова. Прощание. Уже с миром. С землёй.
А может, двое – уходящий и его тень. Его ангел!?
Название (если Кватромано)… Кто-то искал автора с таким именем. Забавно!
С этим казусом можно так: Кватромано – собственно музыка. Она сама себя исполняет. А так оно и есть. Если по-настоящему. А музыкант – медиум-медиатр. Внимает-передаёт. Со-творит. Вот их (музыка и музыкант) уже и двое. Опять – двое. Нераздельно-неслиянно. В одном. Двуединство (а где-то и три…).
Музыкант нашёл Тему (идею, душу). Тема (Душа) нашла музыканта.  Встреча. Синергия. Со-творчество. Две души – в одном. И полилась музыка. Музыка!
Иван подчёркивал, что самое важное (в музыке) именно Тема. А не мелодия.
Вытанчивал…
Выбирал между ним и «вытачивал», а также «вытончивал». Выбрал – «между». В «вытончивать» – сразу и утончённость и проработка тона (звука). Утончение тона. От тона к обертону (при-звуку).
Слегка в импрессионизм. В том числе – живописующий. С тончайшими от-тенками. Бытие в подвижности и мимолётности. Впечатление…

Вика: Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; шире – запечатлеть само пространство и время.

Чуть «к слову». Из репертуара Н.А.Шипилова. Но не собственное, а на стихи Саши Денисенко

Полусвет полутень на лице и вообще
Ни горда ни лукава не плачется
В парке снег до колен ну и пусть до колен
И по снегу старик чей-то катится
Самый дальний и тот занесён и болит
Или как там у нас ещё кличется?
И кронштадская женщина проговорит:
Погибаете, ваше величество...
Повторяю, что в парке, озябшем до пят
Отцветает снегирь, обрывается.
Говорят, что какой-то нездешний солдат
Гладит ели и в ноги им валится.
Выхожу и люблю эту синь-высоту
И вечернюю родину дымную
Наклоняюсь к солдату и говорю:
Ну, пойдём, я лицо тебе вымою.

Взял целиком (текст стиха – а название: «Песня»). Оно того стоит. Хотя мог ограничиться и двумя строками. А с «полусвет-полутень» текстов – тьма. Да ещё с «развивающими»: «полуночь-полудень». В сумерки. Хоть в Анненского, хоть во Влада Пенькова. Хоть в Блока (сумерки, сумерки вешние…).
Нет. И без Блока не удержусь. Тем более, что он у меня (в этом) и по-другому присутствует. А в «сумерках»… И от-звуки (к «при-звукам»), и тайна, и душа к душе…

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце – надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
Отзвуки, песня далёкая,
Но различить – не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.
Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовёшь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.
В сердце – надежды нездешние,
Кто-то навстречу – бегу...
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

А другое (из Блока) – через «уключины». К «Незнакомке»…
Однако – снова к «вытанчиванию».
Вытачивают – по металлу, по дереву… На токарном станке. А по дереву – ещё и резьба.
Вытанчивают, скорее, по бумаге. Да и вообще (слово) – странность какая-то. Иному тут и танки почудятся. Тогда – к выдавливанию.
А у меня?! «Выщипывал» что ли?! Вы-струнивал? Вылущивал? Вытанцовывал?!

А моё мне в жилу ещё и тем, что не отпускает. Третий день возвращаюсь, и всё время что-то правится.
Вчера, когда пилил пёхом от своей Черняховки до Чехова, сначала прокрутил это, а потом успел (на ходу) сочинить Невзорову. Когда вернулся уже домой (с экзамена) «невзоровское восстановил. Но уже не в «первобытном» виде.
А «смирновку» крутил и сегодня. В таком же перескоке на ФСПП. И в двух местах подкрутил (чуть поменял).


Рецензии