Princesse Nocturne. Стихи Пушкина о Е. Голицыной
Портрет кисти Иосифа Мария Грасси, австрийского портретиста первой половины 19в.
Княгиня Евдокия или Авдотья Голицына, известная в истории как "Княгиня Полночь", или по-французски Princesse Nocturne.
«princesse Nocturne»
Моя маленькая пушкиниана, однако, расширяется в тематике и сюжетах, покуда я сама читаю Пушкина и делюсь с вами, любезный Читатель!
Ссылки см под статьей.
Эта статья в сборник моей маленькой пушкинианы.
С детских лет я помню образ Княгини Полночь:узнав о ней из книги "В садах лицея. На брегах Невы", о лицейских и юношеских годах Пушкина.
Интрига Княгини Полночь усилилась недавно, когда я я узнала, что она была личностью незаурядной, а не только хозяйкой модного петербургского Салона. И об этой забытой личности Золотого века хочу написать. А для начала взглянем на ее портрет, почитаем стихи Пушкина.
Вот что о ней сообщает энциклопедия, Википедия в наше время:
"Днём Евдокия Ивановна спала, а к полуночи в доме её на Миллионной улице под № 30, а летом на даче её, на Неве, собирался избранный кружок её друзей. Салон Голицыной посещали все знаменитости того времени, как приезжие, так и отечественные. Среди них были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, князь П. А. Вяземский. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринуждённостью. Хозяйка принимала своих гостей в одеждах, стилизованных под картины древнего Рима. Что выказывало богатую фантазию хозяйки Саллона и ее неординарность, как личности.
Князь П. А. Вяземский:
"Княгиня Голицына была в своё время замечательная и своеобразная личность в петербургском обществе. Она была очень красива, и в красоте её выражалась своя особенность. Не знаю, какова была она в первой своей молодости, но и вторая, и третья молодость её пленяли какою-то свежестью и целомудрием девственности. Чёрные, выразительные глаза, густые тёмные волосы, падающие на плеча извилистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношение необыкновенно мягкое и благозвучное… вообще красота её отзывалась чем-то пластическим, напоминавшим древнее греческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное.
В 1817—1820 годах молодой Пушкин, Александр Сергеевич часто посещал салон «Ночной княгини». Карамзин о пылкой страсти Пушкина писал следующее: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у неё вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»
Известны три стихотворения Александра Сергеевича, посвященные княгине Голицыной.
Все три великолепны. Пушкин! И притом уже хрестоматийно-известны.
Например, эти строчки:
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно.
Но мне нравится третье из приведенных здесь:"Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель". Краев чужих неопытный любитель - это хрестоматийная, часто в самых разных контекстах приводимая строка из Пушкина. Акцент здесь, полагаю, следует делать на "неопытный" — мы все поныне неопытные любители чужих краев и всегдашние обвинители своих родных пенатов.
Ничего не изменилось.
Ну а как посвящение даме - можно ли придумать лучшее?!! "И примирён с Отечеством своим"! Это больше чем галантность, но искреннее и неподдельное восхищение! Причем ведь не одной красотой - Пушкин был пленён и личностью! Он называет её "гением" - если буквально вчитаться в стихотворение.
«К ***» :
Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой:
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно.
Второе было приложено к оде «Вольность» в 1819 году:
Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю, —
И что же?.. Слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
Третье «Краёв чужих неопытный любитель…»:
Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринуждённый,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицыну увидел
И примирён с отечеством моим.
Продолжение следует.
Я ищу сочинения самой Голицыной.
Приведу еще одно высказывание:
"В 1830-х годах Голицыну у князя В. Ф. Одоевского встретил В. В. Ленц и описал её так:
Старая и страшно безобразная, она носила всегда платья резких цветов, слыла учёной и, говорят, вела переписку с парижскими академиками по математическим вопросам. Мне она показалась просто скучным синим чулком.
В 1840-х годах Евдокия Ивановна уехала в Париж. Там она продолжала свои философско-математические занятия, увлекалась по-прежнему и литературой. А. И. Тургенев, посетивший Голицыну в 1844 году в Париже, сомневался в нормальности её умственных способностей, к тому же время сделало своё дело; оно не пощадило и её красоты, превратив «небесную» княгиню в «страшную» старуху. Под старость Евдокия Ивановна отличалась большой набожностью".
Конец цитаты
"Скучный синий чулок" - это правильно! Мужчины таких боятся. Значит, у нее есть что почитать. К тому же она была, судя по всему, славянофилка и русофилка, хотя писала на более удобном ей французском.
Колоритная личность.
http://stihi.ru/2022/09/20/5893
Аврора К. Брюллова. Кому принадлежит Искусство
Или:
Как Г.Вишневская отбила у Третьяковки Аврору Брюллова
Которая на ваш вкус прекраснее? Обе, конечно. Но Голицына была еще и ученой дамой, а это редчайший эксклюзив, нечастый и в наши дни. Даже с учеными степенями - истинно умных и образованных женщин-мыслителей на век раз, два, и обчёлся. Проще, конечно, наклеить ярлык "скучного синего чулка" и запихать в подсобки истории. "Падчерицей истории" назвал кто-то Женщин, женский пол, как таковой. Имея в виду как мало женщинам дозволялось присутствовать в истории культуры.
20/09/2022
http://stihi.ru/2022/09/20/7307
Princesse Nocturne. Стихи Пушкина о кн.Е.Голицыной
А любезному читателю представляю на суд свои статьи моей пушкинианы, которая, как я надеюсь, еще будет продолжена, ведь еще столько всего!
См. также ранее написанное мной, о атмосфере пушкинской эпохи, о роковой дуэли поэта - в статьях "моей маленькой пушкинианы:
http://www.stihi.ru/2014/12/27/6238
Жизнь в стереоскопе. Пушкин в переписке Карамзиных
С портретом Софьи Карамзиной.
В статье о находке в Тагиле, в бывших имениях Демидовых интереснейшего альбома семьи Карамзиных. На основе повести Ираклия Андроникова "Тагильская находка". Тема этой статьи также связана с Нижним Тагилом, с портретом Авроры Шернваль-Демидовой-Карамазиной.
27/12/14
Натали. Роковая муза поэта. Тайна пушкинской дуэли.
илл.:Natalia Nikolaevna Pushkina-Lanskaya 1849
Портрет кисти Ивана Макарова, российского живописца-портретиста.
Как сообщает о художнике сайт Энциклопедии, Словари, откуда взята эта репродукция-"Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти Ивана Макарова, вообще отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, но не строги в отношении рисунка".
http://www.stihi.ru/2015/06/07/9530
Рецензия, оставшаяся без ответа Царь, Поэт и Натали
(с великолепным портретом Натальи Александровны Пушкиной-Дубельт, предполагаемой дочери Николая Первого и Натальи Гончаровой-Пушкиной)
http://stihi.ru/2017/11/19/636
Верлибры Лермонтова. Стихи о фрейлине Бартеневой
20.09.2022 21:56
https://zera-cherkesov.livejournal.com/285420.html
Свидетельство о публикации №122092007374
Во-первых, Пушкин это Дюма. Смешная гипотеза тем не менее обросла странными деталями указывающими на неслучайность гипотезы. Но это пока ладно, этим пусть занимаются другие. Я, по правде говря, не спец по Дюма ст., прочла давно пару романов.
Графиня де Монсоро и Ожерелье королевы.
Хотела бы прочесть Графа Монте-Кристо, но не из-за авантюрного сюжета. а ради таинственного аббата Фариа, постоянно упоминаемого в литературе по психологии, психотерапии, как один из основоположников школы гипноза и внушения Золотого века гипноза(Парижская и Нансийская школы. но аббат Фариа был из Испании).
Похожи ли сколько-то стили Пушкина и А.Дюма- отца?
Мог ли Пушкин писать как французский писатель после того, как был русским поэтом и прозаиком? Несмотря на с детства отлично усвоенный французский?
Но возможно ли писать многочисленные произведения на языке, на котором ты не мыслишь? Для меня это вопрос открытый. Или Пушкин таки мыслил на французском? Чего исключить совсем тоже трудно, оказывается, что мы вообще толком ничего не знаем ни о Пушкине, и ни о хитросплетениях политических и прочих той эпохи.
В общем, тема эта темная и у меня нет ни времени, ни материала в не углубляться, но разве следить за развитием сего анекдота. Пушкин это Дюма. Или Дюма это Пушкин.
Второе гораздо интереснее, хотя и первое небезынтересно, если в этом какая-то правда, хоть отголоски чего-то, что нам неизвестно ни о Пушкине, ни о его времени, и все гораздо сложнее и запутаннее, чем в учебниках.
Пушкин это языческий волхв!
Следы знаний о Гиперборее, Арктической родине человечества, славянской мифологии и были, и тд, в произведениях Александра Сергеевича, и особенно в его сказках.
Прочта несколько статей на эту тему. поразилась, много нового, конечно, многое и притянуто(сова на глобус). Но есть несколько поразительных свидетельств самого Пушкина. его стихов. И интересны не столько трактовки авторов, сколько стихи самого А.С.В частности, о встрече в садах Лицея подростком, с фигурой старца с сафьянной тетрадью, сбереженной в веках и переданной Саше Пушкину. Романтическая выдумка ли? Или правдивая быль?
Личность Пушкина обрастает мистическими категориями, возвышается над литературой, в область, я бы сказала, метаисторического, как таинственный Пророк России, посвященный тайными силами, притом "Русскими силами", как пишет Пушкин в том стихотворении. Смысл являения Пушкина, как справедливо пишет автор одной работы, простирается далеко за пределы благозвучия его стихов, таланта стихотворца, литератора, и заходит за неведомые нам дали. Интересно и то, что нам не акцентировалось, хотя и не скрывалось:Царскосельский Лицей не просто образовывал элиту российского общества. но готовил в числе прочего дипломатов будущей России, и это уже серъезно. Автор указывает на обучение их по секретным программам. В том числе основам криптографии. И возможно, в работах и стихах Пушкина есть тому следы, то есть многое он мог зашифровать.
Итак. Пушкин и Веды. Гиперборея.
В этом контексте неслучайны тогда и стихи Пушкина о княгине Евдокии Голицыной, ведь она была ярой и воинственной славянофилкой, русофилкой, таковой прославилась в свое время, и иные даже считали ее сумасшедшей, поскольку степень ее любви к России была бескомпромиссной.
Чем более углубляемся в те далекие времена, тем страннее ощущение созвучности времени нашему, современности, а вовсе не стародавности тех давно минувших лет...
История циклична.
Зера Черкесова1 24.06.2024 19:28 Заявить о нарушении
Зера Черкесова1 24.06.2024 19:34 Заявить о нарушении
Но не оставить никакой записи о том, что читалось, смотрелось, думалось, что удивило и вдохновило и прочее, - тоже негоже. Поечму? Потому что исчезнет свежесть восприятия, неуловимое очарование сейчас-и-здесь оставленного запечатления-импритинга.
Охладеет пыл, стерутся важные детали и полнота их.
Останется лишь смутный абрис. Мы теряем и безвозвратно то, что никак не обраотали в своем уме и не запечатлели хоть как-то.
Поэтому с ранних лет я запечатлеваю на страничках тетрадей, а теперь больше электронных, но и в тетрадях еще отчасти тоже - всё. Что могу. Не потерять ничего, подобрать всё. Нет малого и большого, все важно и равнозначимо. Таковая моя установка, и думаю, в этом секрет как наращивать вообще знания и удержиать их в рабочем состоянии, во взаимодействии, в креативе свежих идей. вообще, как держать интеллект в тонусе. Не откладывать в долгие ящики. И вообще не откладывать назавтра и послезавтра и никогда - то, что можно и должно сделать сегодня и сейчас. Бороться с ленью.
Зера Черкесова1 24.06.2024 19:44 Заявить о нарушении
Не оставить никакой записи о том, что читалось, смотрелось, думалось, — негоже.
Зера Черкесова1 29.06.2024 12:29 Заявить о нарушении