Евгений Обухов. Никон помог...

НИКОН ПОМОГ...

(Из цикла воспоминаний «Нам ещё рано сдирать подковы...»)

Готовя эти записи, перелистал вырезки из «Ленинского пути» семидесятых годов. И натолкнулся на одну из заметочек, повествующую о работе литобъединения «Истринские зори». Тогда под крылом редакции собиралось достаточно много любителей литературы. Строчки из «районки» 70-х годов прошлого века гласили:

«Горячими аплодисментами встретили поэтессу Екатерину Холину. Как всегда, наибольшее внимание заслужили её поэма «Встреча с Есениным», другие автобиографические стихотворения». Да, именно так: уже в начале семидесятых, когда мне довелось с юношеским восторгом увидеть напечатанными свои самые первые-первые строчки, Екатерина Сергеевна была в том возрасте, когда газетная строка воспринималась «старейшей истринской поэтессой» (тоже цитата из рецензии) спокойно и снисходительно.

Позднее, встречая в «Истринских вестях» (в прошлом «Ленинский путь») творчество Холиной, я радовался и по-своему завидовал её творческому долголетию. Этому автору «районки», как говорится, было ещё рано сдирать подковы. Вспоминаю горячее и, можно сказать, летучее чтение Екатерины Сергеевны. Увлекаясь, отчаянно жестикулируя, произносила она со сцены свои строчки.

— Ой, наша баба Катя опять полетела, — улыбался рабочий поэт с кирпичного завода Рудольф Алексеев.

И, действительно, в её самозабвенной поэзии был полёт. Ещё, так сказать, внештачничая в районной газете, я с удовольствием прочитал её автобиографическую поэму (да и как без удовольствия: в Истре жила поэтесса, которая самого Есенина помнила, да ещё и влюблена в него была!).

Но это всё присказка. Дело в том, что будучи автором, наверное, сотен и сотен публикаций в «Ленинском пути», Екатерина Холина не подозревала ещё об одном соавторстве. Ваш покорный слуга уже, будучи в штате «районки», направлен был в Новоиерусалимский монастырь, чтобы подготовить интервью с сотрудниками размещавшегося там краеведческого музея по случаю надвигавшейся Олимпиады-80. Встретился с замдиректора по научной работе, начал расспрашивать и так, и сяк - ну не идёт из учёной дамы информация, стесняется, хоть ты тресни! Сухие, официальные фразы, как в справке для райкома...

И тогда я вдруг интуитивно отвлёкся от темы, вспомнив одну из литстраниц в газете, стихотворение Холиной. А скажите, - спросил у собеседницы, - есть ли какая-то историческая основа в той легенде, что воспроизвела в нашей районной газете Екатерина Холина?

И прочитал запомнившиеся строчки:

«Монастырь на горе, здесь глухи казематы,
Стёрлась древняя вязь с плит старинных могил,
Под плитой — живописец, что сгинул когда-то,
Тот, что Никону не угодил...».

Ну, и далее о том, как погиб гордый художник, «списавший с патриаршего лика - Иуду», хоть «приказано было - Христа».

Красивая поэтическая выдумка (это, разумеется, было понятно сразу) послужила затравкой, разговор вдруг пошёл живее и вскоре интервью «Золотые купола Истры» появилось в газете, прозвучало по радио из Останкино.

А всё что? Бабы-Катины живописец да Никон помогли!

С улыбкой вспоминаю нашу первую встречу. У меня тогда было напечатано пять или шесть неуклюжих хроменьких рассказиков в газете, и я приехал в Истру выступить с «Истринскими зорями».

A-а, так это вы рассказы юмористические пишете? - взяла она меня в оборот сразу у дверей автобуса, который должен был отвезти группу местных литераторов в один из санаториев. - А что вы, только в газету? Везите в «Крокодил».

Как, сразу в «Крокодил»? - почва ушла у меня из-под ног: где я, начинающий, и где крокодильцы, небожители, которые с Ильфом-Петровым и Зощенко были на ты?!
Везите, везите! Не будете тыркаться — ничего не будет.

Для Екатерины Сергеевны не было неприступных авторитетов и не было пугающих неприступностью преград. Она летела над душами людей на своём Пегасе. Это называется — поэзия.

Евгений ОБУХОВ

Печатается по:
Дорогие сердцу строки: Стихи. Рассказы. Воспоминания / Сост. Т.Н. Воронина; под ред. М.В. Мосалёва. М., 2020. С.338-340. ISBN 978-5-9904902-7-7


Рецензии