Триптих

   

(описание  картин русских художников для слабовидящих)

1. «Охотники на привале» В. Перов.

«Известная картина В. Перова
Предмет досужих споров и похвал
Изображает вне жилья и крова
Охотников, устроивших привал.

Пред нами вид осеннего бивака:
Три персонажа, белая собака.
Примяли  небольшой  лужок,
Образовав полу-кружок,
Отведав пирогов к обеду,
Изрядно их запив из фляжки,
Ведут походную беседу.
Один в тулупчике, в фуражке,
Возможно, спорщик,  оппонент
Он офицер или студент.
Привстал в азарте на колени
С лица не сходит удивленье.
Мнёт между пальцев папиросу,
Готовясь перейти к вопросу.
Другой похоже из, крестьян
Полулежит насмешлив, пьян.
Парами винными согретый.

Особо впечатляет – третий
Сидит на кочке или пне
Без шапки, в чёрном чекмене -
Рассказчик- чудо фас  и профиль
Что  театральный Мефистофель
Показывает, как с волками
Сражался голыми руками.

 В ногах, левее и правее –
Ружьё, охотничьи трофеи
Обнюхивает пёс  кусты,
Заката краски не густы –
Не угадаешь время суток –
Наступит день иль будет ночь,
На этом фоне пара уток
Летит под выстрел, или прочь?

2. «Боярыня Морозова». В. И. Суриков.

Художник Суриков Василий
Три года и не без усилий
Переносил на полотно
И было им воссоздано
Событие мрачное одно
Произошедшее давно
Времён церковного раскола.
Тогда адепты новой веры
Сочли, что старая – крамола
Гнать, притеснять без всякой меры
Старообрядцев принялись,
Любых сословий, важных лиц-
Всех почитающих Псалтырь-
На покаянье! В монастырь!
А многие тогда бежали
В леса, в неведомые дали.
Стараясь от гонений скрыться

О чём  в картине говорится?:
В санях боярыню везут
Как повелел церковный суд.
Властна, надменна как царица
Боярыня Морозова,
Стара, лицом не розова
Храня традиции, обряд.
Одета в бархатный наряд.
Оковы руки стерегут,
Все от неё чего-то ждут
Как бы прощаясь на века
Взметнулась правая рука
Со звоном из железных пут
Собравшуюся здесь толпу
Крестом двуперстным осеняет.
Куда её везут не знает

Предвидя будущего жуть,
Благословляя в дальний путь.
Босой юродивый в рубище
К ней руку тянет вместе с нищей

Подросток словно пристяжная
Несётся, сани обгоняя.
Пятном кровавым на снегу,
Держась за сани, на бегу
Сестра прощается с сестрой.
Смешались смех и скорбный вой.
Кто весел, кто скрывает слёзы,
А кто-то вслед ей шлёт угрозы.

Сам автор тут же, на картине
На посох, опершись стоит
Среди толпы, не в середине
В одежде странника, скорбит -
Безрадостный, печальный вид
Лицо художника хранит.


3.«Царь Иван Грозный и сын его Иван». И. Е. Репин.

Эта известная картина
Ильи Ефимовича Репина
Исторически трагедийна,
художественно великолепна:

Зловеще  мрачный задний план
Две вазы, да икона
То ли лежак, то ли диван,
Но и не видно трона.
В центре Грозный Царь Иван
Душегуб зверина
Кровью залитый кафтан
Раненого  сына.

Царь испуган  и дрожит,
Что убил, ударив,
Рядом на ковре лежит
Скипетр государев.

Тело сына обхватил,
Страх убийцу гложет
Держит из последних сил,
Но поднять не может.

Жалок Царь, а не велик,
Телом не дороден
Ужас искажает лик
Страшит Суд Господень.


Рецензии