Сказ о Китеж - граде
О невидимом граде – Китеже
Начинается мой рассказ,
Поклонитесь же, поклонитесь же,
Тем, кто молится в нём за нас.
Приходите сюда с иконами,
В сердце выстройте веры храм,
И с хрустальными перезвонами
Китеж снова явится вам.
Говорят, что град белокаменный,
Могут видеть лишь только те,
Кто пришёл сюда с верой пламенной
И в духовной жил чистоте.
У кого в груди сердце чистое,
Кто бежит от чужих щедрот,
Кто в любой беде может выстоять
Положить главу за народ…
Наши прадеды в древнем Китеже
Честь народную сберегли,
Поклонитесь же, поклонитесь же
Поклонитесь им до земли.
ГЛАВА 1
За рекой тихоструйной Керженцем,
Где над пашнями небо мглистое,
Воды озера в травах нежатся,
Рябью светятся серебристою.
С высоты полёта орлиного
Это озеро как горошина,
Словно горсть серебра старинного
С неба синего кем-то брошена.
Кем-то брошена и расцвечена
В цвет лазури и неба ясного,
И печатью небес отмечена,
Как частица всего прекрасного.
Гладь озёрная много сотен лет
Светлояром зовётся-кличется,
Наши прадеды дали здесь обет
От грехов земных отграничиться.
В дни ненастные, в дни погожие,
Облака над водой снижаются,
Ночью звёздочки - свечки Божии
В глади озера отражаются.
Как слезинка вода купельная,
И над ней ветерка дыхание
Словно песенка колыбельная
Словно древних времён послание.
Три холма стоят как дозорные,
Охраняя просторы вольные,
Воды озера чудотворные,
И процессии богомольные.
Сосны, ели, берёзы белые
Низко-низко к воде спускаются,
И рябины ягоды спелые
В приозёрной воде купаются.
Под деревьями, как под тентами
Клады прячутся земляничные,
Чуть подальше уходят лентами.
К горизонту поля пшеничные
Здесь суровая и печальная,
Вековыми лесами скрытая,
Сохранилась Русь изначальная
Не ушедшая. Не забытая.
ГЛАВА 2
А когда-то здесь много лет назад
Глухомань была беспросветная,
И дубы росли не на наш обхват,
И земля была неприветная.
Ни дорог, ни троп. Бурелом сплошной
Вместо просек болота – чарусы*,
Тёмный лес стоял вековой стеной
Образуя до неба ярусы…
Не подвластна нам временная вязь,
Дни бежали ручьями вешними,
И в один из дней благородный князь
Шёл с дружиной местами здешними.
Из далёких мест, из земли Тверской,
Наречённый в детстве Георгием,
Равнодушен был он к молве людской,
Не тянулся к войнам и оргиям.
Шёл Георгию тридцать первый год,
Богатырь с волосами русыми,
Он любил свой край и любил народ,
Тех, кого называли руссами.
Благоверный князь чтил Христа закон,
Православную веру дедову,
И во всех краях, где бы ни был он,
Слово Божие проповедовал.
Почти год назад князь покинул Тверь,
Видел степи, болота топкие,
Посетил края, где не пуган зверь,
И где люди душой не робкие.
Был в глухих местах, где стоят стеной,
Великаны - леса дремучие.
Видел мощь своей стороны родной
И истоки её могучие.
А когда пришёл в Ярославский край
То не мог сдержать удивления,
Здесь простор для птиц, здесь звериный рай,
Но редки людские селения.
Три десятка изб – вот и город весь,
На полянах мужчины с косами
Берега круты, и то там, то здесь,
Огороды крестьян разбросаны.
А вокруг леса на десятки вёрст
Захватили страну целинную,
Только солнца луч, да шатёр из звёзд
Видят эту красу былинную.
Ветерок траву шевелит слегка,
Чайки низко к воде спускаются,
Гордо катит вдаль пенный вал река
И деревья в ней отражаются.
ГЛАВА 3
Вот приехал князь в малый Китеж-град,
Где стоят дома, в лапу рублены,
Он пришёл как друг, ему каждый рад,-
Чаши с мёдом везде пригублены.
Всем дружинникам хлеб да соль дают,
И меха несут соболиные,
Никому не жаль дать гостям приют
Перед новой дорогой длинною.
А в церквах с утра колокольный звон,
Всюду слышны слова приветные,
И весёлый шум с четырёх сторон,
И платки девчат разноцветные.
Хорошо в гостях, но не в этом суть,
Не сидится на месте смолоду,
И с рассветом князь продолжает путь,
Поклонившись за ласку городу.
И опять лицо рвут кустов шипы,
Труден этот путь непрохоженый,
И свернуть нельзя никуда с тропы,
Топорами, с трудом проложенной.
Тянет сыростью от гнилых болот,
Звери чаще людей встречаются,
За рекой река и за бродом брод,
И припасы уже кончаются.
Неожиданно изменился лес,
Перемена была желанною,
Будто князь попал вдруг в страну чудес
С красотой её первозданною.
Перед ним была водяная гладь,
Гладь озёрная, сложноцветная,
И Георгий - князь повелел назвать
Светлояром озеро светлое.
Это озеро посреди болот
Разлилось водою живительной,
И недаром князь почти целый год
Этот край искал удивительный.
Не напрасны были его труды,
Кто бы думал сейчас о малости,
Выпил князь всего два глотка воды
И избавился от усталости.
Перед будущим сразу страх исчез,
И, гуляя по месту дикому,
Он друзьям сказал, указав на лес:
- Быть в сем месте граду великому.
- Дело трудное, но мы выдюжим,
Руссы верят словам Адамовым *
Будет зваться град Большим Китежем,
Божьей милостью градом храмовым.
ГЛАВА 4
Много ль, мало ль дней с той поры прошло
Но мечтою движимый пламенной
За три года лишь, всем врагам назло,
Вырос город здесь белокаменный.
В этом городе всё манило взор:
Палисады домов точёные,
Золотых крестов кружевной узор,
Купола церквей золочённые.
Окружён был град с четырёх сторон,
Крепостной стеною и башнями,
Днём и ночью плыл колокольный звон
Над озёрной гладью и пашнями.
Мастера сюда как на праздник шли,
Не пугало их бездорожие,
В том, что здесь они сотворить смогли
Помогало им Слово Божие.
Православным был весь честной народ,
В храмах службы шли Благочинные,
Разночинный люд от своих щедрот
Вёз сюда иконы старинные.
Как прекрасен был город Китеж-град
То лишь прадеды наши ведали,
И в сказаниях они нам стократ
Эту истину заповедали.
Рад был видеть то благоверный князь
Рад был слышать слова сердечные,
И промолвил он, на коня садясь:
- Пусть живёт сей град веки вечные.
Поклонился всем и в обратный путь,
По тропинкам, что раньше пройдены,
Но на этот раз не куда-нибудь
А в объятия милой родины.
Он давно уже свой не видел край
По родному Пскову соскучился,
Вспоминал его как забытый рай,
И тоскою по дому мучился.
* * *
Расцветал и рос Большой Китеж-град
Был во всех делах заводилою,
На Руси он был не казной богат
И не грозной военной силою.
Главной ценностью были люди в нём,
Те, что Церкви и Храмы ставили,
Те, кто Верою и Святым житьём
Город свой на века прославили.
Год за годом тёк, как в реке вода,
Изменялась жизнь глухоманная,
Но однажды вдруг подошла беда
Неминучая и нежданная.
ГЛАВА 5
Был сплетён уже для Руси аркан,
Приключилось горе великое,
Воевать пришёл нас безбожный хан
И с ним лютая сила дикая.
Сила дикая, своевольная,
Собиравшаяся улусами…
И закончилась жизнь привольная
Для всех тех, кого звали руссами.
Грозный хан Батый привёл тьму татар,
И по ханскому повелению,
Убивали тех, кто был слаб и стар,
Остальных - в полон, на мучения.
Где хлеба росли – там зола и пыль,
Ну а где луга сенокосные,
Оставалась гарь и не рос ковыль,
Не цвели весной травы росные.
По Руси родной прокатился плач,
И была она разорённою,
В дикой радости посчитал палач
Её полностью покорённою.
А князья за власть продолжали спор
Недовольные своей долею,
И поэтому не могли отпор
Дать татарскому своеволию.
На Руси Святой кровь рекой лилась,
Гибли бедные и богатые,
И тогда решился Георгий - князь
В чистом поле сразиться с Батыем.
И сошлись войска. Тут уже не трусь.
И хоть силы были неравные
Но отчаянно за родную Русь
Бились наши воины славные.
Полегли они почти все тогда,
Сколько было их, я не ведаю,
Но погибли все. И опять орда
Ликовала, гордясь победою.
***
Ну, а те, кто по воле случая,
Жив остался в кровавой оргии,
Отступили в леса дремучие
С престарелым князем Георгием.
Уходили лесными тропками
Для чужих людей не приметными,
Отступали путями топкими,
Ближе к граду - Китежу светлому.
Лаской князя встретили жители
Утром, в Светлое Воскресение,
И молились в Святой обители
О чудесном его спасении.
ГЛАВА 6
Но прознал Батый, что есть Китеж-град,
Обнесённый крепкими стенами,
Златом - серебром город тот богат
И каменьями драгоценными.
Только вот беда – труден путь туда,
Каждой кочке придётся кланяться,
Через лес глухой не пройдёт орда,
И навеки там вся останется…
И со свитою басурманскою
Вышел хан к полонённым ратникам:
- Объявите им волю ханскую,-
Приказал он своим соратникам.
- Путь до Китежа укажите мне,
Я пойду туда всею силою,
Кто поможет мне, награжу вдвойне,
Кто откажется – не помилую.
Но предательством жизнь свою спасти
Люди русские не научены,
Никто тайного не открыл пути,
И все руссы были замучены.
Лишь один кержак с душой грешною
Ублажил орду полудикую,
И с угодливостью поспешною
Выдал тайну сию великую.
Гришка Кутерьма сладил с ворогом
И с порядками басурманскими,
Совесть грешную будто пологом
Он прикрыл подарками ханскими.
Выдал Гришка тогда безбожникам
Тропы все и места засечные, *
И своей измены заложником
Он остался на веки вечные.
Подошёл Батый к стенам Китежа
И прищурил глазёнки узкие:
- Выходите же, выходите же
И пощады просите, русские.
- Положитесь на волю случая,
И ключи несите от города,
А не то осадой замучаю,
И умрёте вы все от голода.
* * *
То не песнь звучит хороводная,
Не по бору гул растекается,
То на бой дружина народная
С войском вражеским собирается.
С топорами, баграми, косами
И оружием, давно брошенным,
Те, кого называли россами
Шли на битву с врагом непрошенным.
ГЛАВА 7
Вот роса заблестела инеем,
И мечи засверкали бритвами,
Потемнело озеро синее,
Засветилось небо молитвами.
Шли татары, как туча чёрная,
Та, что блеском клинков подсвечена,
Шла за город битва упорная
От зари до самого вечера.
Смерть витала над православными,
До конца отечеству верными,
Только силы были неравными,
И потери стали безмерными.
Полегла дружина Георгия,
Смерть забрала всех до единого.
Так закончилась смерти оргия
И правленье князя былинного.
Были жители в потрясении
И молились в храмах неистово,
О чудесном моля спасении
От разбойника, пса нечистого.
И случилось чудо великое
Неба синь затянулась тучею,
Заиграло озеро бликами,
Зашумело волной кипучею.
Волны скоком тигриным вздыбились
Приоткрылись хляби небесные,
Из земли на поверхность выбились
Родники, досель неизвестные.
Поднялась вода неожиданно,
Словно сила наша бунтарская,
И Господней мощью невиданной
Была смята орда татарская.
***
«… И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и они в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...
Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но Божий гнев настиг их: кого звери растерзали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город же исчез.
С тех пор он стал невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов…».
(Легенда о Китеж – граде).
И бежали гости незваные,
Страхом смерти вперёд гонимые,
Через заросли глухоманные
Через топи непроходимые.
Не спаслись тогда орды ханские,
Получили здесь воздаяние,
За дела свои басурманские,
И за все свои злодеяния.
***
«А Светлый Китеж стоит на тех же холмах, где стоял, над озером Светлояром. Так же блещут золотом осьмиконечные кресты его храмов — Воздвиженского, Успенского, Благовещенского, так же гудит и плывет, как светлое облако, над городом сладостный звон Успенский, так же в храмах идут святые службы Божьи, так же крепки и непреоборимы его белые стены и святые ворота, так же жив Китежский праведный люд, так же цветут там сады, и птицы поют на белых яблонях, и шумят белые тонкие березки...
Так же сияет Пресветлый Китеж — только нам он невидим и незрим, по грехам нашим. Мы не видим, что холмы те лесистые — не лесом поросли, а застроены храмами златоверхими, палатами расписными, звонницами высокими. Мы не видим, что люд Китежский, бояре и отроки, простые люди и духовные, идут в храмы Божьи; а сами храмы и церкви — нам только соснами кажутся розовоствольными да елями темными. Мы слышим, как сосны шумят над озером, и березки нежно шелестят листочками, а это — не сосны шумят и не березы шелестят: это в церквах Пресветлого Китежа благовестят, это звонкий и сладостный перезвон идет колокольный...
И только раз в году можно видеть невидимый Китеж. Только и тогда он видим лишь праведному человеку. Тот на заре приходи к озеру Светлояру, пади на колени, молись и смотри в его светлые пречистые воды. Жди солнца. Ударят солнечные первые лучи, и отразятся в чистых Светлояровых водах белые стены Китежа, и храмы златоверхие, и палаты многоцветные. И звон будет слышен к заутреням — китежский сладостный. Крестись же скорее на китежский крест. Вон он сияет в глуби водной. Молись на храмы Пресветлого града Китежа. Внимай великому звону.
Нет больше счастья, как услышать этот звон. Кто его слышал, тот не забудет и вечно не перестанет желать еще и еще услышать тихий этот звон и благовест дальний. Но кто его слышит?
Тот, у кого сердце чисто, и кто любит всякое создание Божие.
И стоит доселе Пресветлый Китеж невидим, и не увидать его никому, кроме чистых сердцем и обильных любовью. Им Пресветлый град, нам — лесные холмы и дремучий лес».
(Отрывок из книги Дурылина С. Н. «Сказание о невидимом граде Китеже».)
ПРИМЕЧАНИЯ
*Светлояр – небольшое озеро площадью около 12 квадратных километров, расположенное в лесах Нижегородской области.
** Чарусы. Чарус — явление неожиданное, обманчивое. Идешь по лесу, пробираешься по сырому мху и валежнику, шагаешь через давно упавшие и гниющие стволы деревьев и вдруг выходишь на зеленую цветущую поляну. А это вовсе не поляна, а тонкий слой травы над глубоким озером-колодцем. Выйдя из темного хвойного леса, хочется присесть, отдохнуть среди цветов и изумрудной зелени этой ровной лужайки. Ho ступить на такую красивую луговину — значит расстаться с жизнью. Тонкое травяное одеяло не выдержит и зайца. Только кулики могут обитать на чарусах, это их царство.
***
«Руссы верят словам Адамовым». Имеется в виду предсказание древних русичей о том, что на севере будет построен святой град Китеж, который исчезнет в водах озера и вновь появится на Земле только перед Страшным Судом.
****
«И по просьбе их (дружинников и бояр) повелел князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера Светлояра город именем Большой Китеж: ибо место то было красы неописуемой. Начали рвы копать и лес рубить, и пни корчевать. Начали класть церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста, и вторую церковь – во имя – Успения Пресвятой Богородицы, и третью во имя Благовещения. В этих трёх церквах повелел князь приделы делать иным праздникам Господним и Богородичным, и образа всех святых написать, чтобы был тот град Большой Китеж всех градов славней и праведней, и верою сильней…».
Из летописи.
*****
И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий ещё сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину – двести сажен, а в ширину – сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165) месяца мая в первый день, на память святого пророка Иеремии и иже с ним. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день, на память святого священномученика Григория, епископа великой Армении».
Из летописи.
******
‘ ‘
Засека или засека – оборонительное сооружение из деревьев средних и более размеров, поваленных рядами или крест - накрест вершинами в сторону противника. Ветви деревьев засекались в острые колы.
*******
И сказывают старые люди, учат молодых:
- Был человек, кто не только китежский звон слушал и на кресты китежские молился, но в самый Пресветлый Китеж был взят и там поселился.
А был он душой чистый, прекрасный; сердцем праведный.
Истосковались по нему отец с матерью, плачут, утешиться не могут и думают: умер их сын. И прислал он им письмецо-грамотку из невидимого града Китежа, описал тамошнее житье, а грамотка та сохранилась. Вот она:
“Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Родителям моим, батюшке моему и матушке моей. Здравы будите. Пишу вам, родители мои, затем, что вы за упокой хотите меня поминать.
Я жив. Когда придет смерть, я вам тогда весточку пришлю, а ныне этого не делайте. Живу я с отцами святыми, в месте покойном. И тишина, и покой, и веселье, и радость духовная, а не телесная. Живут здесь, как лилии полевые цветут, и словно финики и кипарисы растут, и как жемчуг, не стареются, и как звезды небесные. И от уст всегда восходит к Отцу Небесному непрестанная молитва, как благоуханное кадило. И лишь только ночь придет, тогда молитва от уст праведных делается видима: как столбы пламенные с искрами огненными, и исходит свет великий, как от месяца и звезд, и проходит этот свет повсюду как молния. И в то время можно книги писать и читать без свечного огня. И потому все это, что праведные возлюбили Бога всем сердцем своим и всею душою и помышлением, — за то и Бог возлюбил их и все подает, что они просят от Него. Возлюбил их Бог и скрыл, как зеницу ока, и покрыл их невидимым покровом Своим до конца века, и дал им покой, и веселье, и радость, и житье небесное”.
(«Сказание о священном граде Китеже»)
********
Старожилы рассказывают также о том, что жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времён татаро – монгольского ига. Причём монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?». Однако местные жители отвечали, что пока ещё рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут особенные, в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают здесь совершенно необычный ореол.
(Из рассказов местных жителей).
Свидетельство о публикации №122091701424
Николай Виноградов 5 05.02.2024 17:18 Заявить о нарушении