Архаизмы. Ч. XII. Предлоги
В оде Державина «Видение Мурзы» (1783) выделим выражение «со облаков»:
Сошла СО облаков жена...
Современная литературная норма: с облаков.
В стихотворении «Водопад» (1791-1794) он писал:
Свалилась лира С СЛАБЫХ рук…
Современная норма: со слабых.
Вместе с тем, в стихотворении Батюшкова «Мои пенаты» (1811-1812) обратим внимание на следующую строку:
Со крылышек своих.
В соответствии с современной нормой мы бы написали «с крылышек».
[504]
Хотя современные правила правописания и стилистики (115) рекомендуют употребление предлога «со» вместо «с» перед словами, начинающимися с двух или более согласных. Вместе с тем особенно строго придерживаются этого правила, если среди следующих после предлога согласных есть «р», «л», «н», «с» (например – со льдом, со шторами, со зла, со всяким, со многими, со мною, со всеми и др.). С другими согласными ,были возможны варианты использования предлогов «с» и «со», как в рассмотренном выше примере из стихотворения Батюшкова. Как можно предположить вариант с предлогом «со» поэт в данном случае использовал ради сохранения заданного ритма.
Вместе с тем нужно отметить, что в XVIII-XIX вв. указанное правило в отношении предлогов строго не соблюдалось.
Например, Хемницер в стихотворении «Милостивой государыне Марье Алексеевне Дьяковой» (1779) писал:
Все басни С СКАЗКАМИ ко мне тут приступили…
……………………………………………………
С СЛОНАМИ…
Из стихотворений Батюшкова приведём ещё следующие примеры:
Мне ль за призраком гоняться,
Лавры С СКУКОЙ собирать?
«К Гнедичу» (1806)
И землю лобызав С СЛЕЗАМИ…
«Воспоминание» (1807-1809)
Из произведений Жуковского выделим следующие примеры:
С СВЕТЛЫМИ глазами,
Тихо вея, прилетел…
«Светлана» (1808-1812)
[505]
С СТЕСНЕНИЕМ письмо твоё читаю…
«Тургеневу, в ответ на его письмо. Послание» (1813)
Такое же отступление от правила применении предлогов, избегающего неблагозвучной вынужденной цезуры или паузы, как в первом примере из Жуковского, находим и у других поэтов:
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С тёмно-бледными плечами,
С СВЕТЛО-РУСОЮ косой.
Лермонтов. «Дары Терека» (1840)
Он нёсся ввысь, всё рос и рос,
Как будто С СВЕТОМ, с жизнью милой
Прощался, в небе утопал…
Никитин. «Кулак» (1854-1857)
И даже в поэзии XX в., например, у Маяковского:
Но странная из солнца ясь
струилась, -
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
С СВЕТИЛОМ постепенно.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).
Отступление от правила применения предлогов, приведённое во втором примере из стихотворения Жуковского, с сочетанием предлога «с» с последующими согласными «ст» также находим и у других поэтов:
От детства я люблю ходить за виноградом,
Водиться знаю С СТАДОМ…
Батюшков. «Странствователь и домосед» (1814-1815)
[506]
О-ох, беда мне С СТАРИКОМ!
Никитин. «Кулак» (1854-1857)
С СТЕНЫ оштукатуренной
Портрет его глядел.
Его же. «Исповедь» (1861)
И также даже в поэзии XX в. у Есенина:
С СТАДОМ буланых коней.
«Иорданская голубица» (1918)
Тем более С СТАРЫМИ взглядами
Могла я обидеть мать.
Анна Снегина» (1925).
И у Пастернака:
На тротуарах истолку
С СТЕКЛОМ и солнцем пополам…
«Про эти стихи» (1917)
В стихотворении Тютчева «День вечереет, ночь близка…» (1851) находим сочетание предлога «с» со следующими за ним тремя согласными «стр» в заключительной строке следующей строфы:
Кто ты? Откуда? Как решать,
Небесный ты или земной?
Воздушный житель, божет быть,
Но С СТРАСТНОЙ женскою душой.
[507]
В «Евгении Онегине» Пушкина выделим неблагозвучное сочетание предлога «с» и существительного в выражении «с смертью»:
Пред вами С СМЕРТЬЮ на челе...
Глава пятая, XXXIV строфа.
У Есенина в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов...» (1917) укажем на неблагозвучное сочетание предлога «с» со следующими за ним согласными «зл»:
С ЗЛАТНОЙ тучки глядит Саваоф.
К правилу употребления предлога «со» вместо «с» перед словами, начинающимися с двух или более согласных, добавим, что не обязательно искать среди них только «р», «л», «н» и «с», но могут быть и другие, следующие подряд согласные звуки. При несоблюдении этого правила нарушается стройность или благозвучие ритма с ощущением спотыкания при чтении таких стихов с вынужденной остановкой после предлога «с» или с его проглатыванием при следующем за ним тем же звуком «с» или звонким «з», как в примере из приведённого стихотворения Есенина.
Это правило нужно применять даже если после предлога «с» идут и другие согласные, как, например, в стихотворении Некрасова «Крестьянские дети» (1861), в котором отмечаем применение предлога «со», вместо «с» перед словом, начинающимся на согласный звук «п» со следующий за ним «ч», хотя в данном случае можно было бы использовать и предлог «с» в выражении «с пчёл», которое является даже более благозвучным, чем «со пчёл»:
Нет меду СО ПЧЁЛ, урожаю с земли...
«Крестьянские дети» (1861).
[508]
Так и в стихотворении Есенина «Табун» (1915) ради сохранения ритма применён предлог «со» перед следующими друг за другом согласными «д» и «н» в выражении «со дней», хотя благозвучным и современным является выражение «с дней»:
В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет СО ДНЕЙ.
Из правила применения предлога «со» вместо «с» возможны и другие исключения. Например, «с плота» пишется с предлогом «с», а не «со». Это чувствуется в произношении, которое становится затруднительным, если бы мы сказали «со плота».
Без исключений предлог «со» нужно употреблять перед всеми словами, начинающимися с двух или более согласных, если первая из них «с» или «з»: со стыда, со смеху, со страху, со слезами, со ста, со сроками, со своими, со стола, со звездой, со сна, со стариком, со стрелой.
Предлог «со» рекомендуется применять также перед словами, начинающимися звуком «щ», например, в выражениях «со щами», «со щукой», «со щенком», хотя можно встретить написание «с щенком» вместо «со щенком», что является исключением.
2 . Архаичныке употребления предлогов «в» и «во»
В оде Державина «Видение Мурзы» обратим внимание на режущее слух выражение «в вред», употреблённое поэтом вместо современного «во вред»:
И ты сирен поющих грому
В ВРЕД добродетели не строй.
В его стихотворении «Водопад» (1791-1794) читаем:
Всё утопает в бездне, В МГЛЕ!
………………………………….
[509]
Сидит глубокадума В МГЛЕ!
Добавление «о» к предлогам не только «с», но и «в», и «к» перед словами, начинающимися с согласных букв стало нормой. Это придаёт произношению благозвучие и ритмичность.
Так, у Пушкина в поэме «Кавказский пленник» (1820-1821) читаем:
ВО ДНИ печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ.
Посвящение Н.Н. Раевскому.
3. Примеры с предлогами «к» и «ко».
Сошли КО БРЕГУ в тишине...
Черкесская песня. Раздел 3.
В настоящее время мы не говорим ни «ко брегу», ни «ко берегу», а говорим «к берегу». То есть добавления буквы «о» к предлогам «в» и «к» перестало соблюдаться, за исключением таких выражений, как, например, «во вред», «во благо» и «ко мне».
Иногда применение предлога «ко» вместо «к» кажется излишним, например, как в следующей строке из поэмы Есенина «Иорданская голубица» (1918):
Сядь ты ко мне на крылечко,
Тихо склонись КО ПЛЕЧУ.
Употребление предлога «ко» вместо «к» было обусловлено желанием сохранить ритм стиха и избежать в нём остановки или цезуры, что в современной поэзии не обязательно.
[510]
Примечание: Данный раздел эссе «О литературных нормах в русской поэзии», приводится с продолжением нумерации страниц и сносок.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №122091407514