Антигона и толпа
Плащ каменный расправы всенародной
ослушнику грозит…
(Софокл, «Антигона», пер. Ф.Ф.Зелинского)
I
Вы считаете: нынешний век
лишь бездарные слушает треки,
измельчал в наши дни человек –
то ли дело древние греки!
В благородстве и чистоте
весь свой век они проживали,
а служили одной Красоте,
суеты и тщеты не знали…
Это правда? – Едва ли!
II
Какому, какому божеству поклоняется
больше всего людей на земле?
Кто самый могущественный и властный,
кто всеми правит твёрдой рукой?
Это ли, это ли Зевс-Громовержец?
Это ли золотовласый Феб?
Это ль богиня пеннорождённая?
Нет, то божество гораздо сильнее.
Кто требует вечно кровавых жертв
и строго карает за ослушанье?
Кто не щадит ни слабых, ни хворых?
Кто даже мёртвых тревожит в гробах?
Это ли, это ли многоголовые
боги у диких степных племён?
Нет, и они гораздо слабее –
о мощи подобной не смеют мечтать.
Ладно, не буду вас больше мучить
и поскорее скажу ответ.
Самую сильную в мире богиню
издревле зовут Общественным мненьем.
Она крепко держит людей в руках,
жестоко карая всех непокорных,
а небреженья и непослушанья
не терпит даже и в мелочах.
И пусть её имя звучит не по-эллински,
издавна / цивилизованный мир
весь – под её пятой!
III
Помнишь, мой друг, / как смотрели в театре Софокла?
На представленье / от слёз/ рубаха намокла.
Вроде бы, в древности, = вроде бы, только вчера –
над героинею рок навис как гора…
И снова бы вспомнить этот сюжет пора.
IV
Вот под стенАми семивратных Фив
война недавно отгремела.
Сошлись в бою и славные герои –
защитники родного края –
и лютые враги.
Был страшен в поле стук мечей
и гром тарана по воротам, -
но самым страшным было то,
что во главе обоих войск
стояли – верите ль! – родные братья!
Фиванцы оба, сыновья Эдипа.
(Конечно, про Эдипа все слыхали –
ему чудовищно не повезло с семьёй).
А после боя царь Креонт,
что на фиванский трон взошёл недавно,
издал приказ: врагов не хоронить!
Пускай тела у городской стены
валяются стервятникам на радость!
(Такого бы Креонта в наши дни
немедленно оштрафовали
за небреженье к санитарным нормам, -
но в пятом веке-то до нашей эры
никто не смел ослушаться царя!)
И вот лежит в грязи, в крови
тот самый сын Эдипа,
что вражеское войско вёл
недавно на родные Фивы.
И солнце светит в мёртвые глаза.
И вОроны готовятся к банкету.
И радуется царь в своём чертоге:
он наказал врага и после смерти!
И негодует под землёй Аид:
не получил законную он долю.
И Громовержец хмурится на небе,
но виду до поры не подаёт.
Ну, а народ… Да, кстати, что народ?
Как подобает аккуратным гражданам
любого древнегреческого полиса,
они стремятся быть во всём послушны
текущему закону.
И пусть руками всплёскивают боги
высокого Олимпа – мы-то знаем:
народ боится только одного:
случайно прогневить богиню
Общественного мненья!
V
Но Креонт не учёл: у Эдипа ещё были дочери!
Об одной из них сейчас я заговорю.
С обнародования указа не минуло ночи, -
а глядите: стража кого-то тащит к царю.
По документам задержанная – Антигона.
Рыла в поле могилу, нарушив царский указ.
На допросе твердит о божественных всё законах,
не сводя с властителя дерзких и честных глаз.
И газеты, процесс освещая, плюются ядом,
и в комментах – желчи и ненависти разлив…
(Нет, поэт отнюдь не забыл, что это Эллада, -
но ведь сколько во всём нашем мире подобных Фив!)
VI
(Толпа об Антигоне)
- Ну что ей мешало в тот раз
исполнить приказ?
- Себя обрекла на боль;
сознательность – ноль.
- Вдруг и нас подведёт почём зря
да под гнев царя?
- Вот из-за таких, как она,
погибнет страна!
VII
Что спокон веков отличает людей от зверей?
Человечье общество зиждется на законе.
Но когда заветы богов и указы царей
в противоречье – чтО предпринять Антигоне?
Её аргумент: «Подчиняюсь я только богам».
Эта фраза спасала минувшие поколенья.
Но теперь толпа не безбожница: ходит в храм, -
правда, в храм пухлогубой богине Общест‘ного мненья.
Но ведь та отнюдь не главнее других богов,
даже если она несомненно древнее многих.
Её воля – флюгер среди безумных ветров,
несмываемой грязью запачканы руки и ноги.
Почему же столь многие, с древних времён и отныне,
поклоняются этой богине?!
VIII
…И стал зловещий склеп
чертогом свадебным для девы –
был беспощаден приговор царя!
Хоть мудрецы его предупреждали,
что он, вообще-то, палку перегнул, -
но не внимал им царь самодовольный:
ктО станет слушать древних стариков,
когда толпа вокруг ликует
и восклицает: «Девке поделом!»
А пухлогубая богиня
Общественного мненья
велит, чтоб люди на земле
ей пели гимн…
IX
Но теперь у этого гимна новый мотив!
Изменился он – как/ направление ветра в кронах.
В тот же вечер все социальные сети Фив
запестрели табличками: «Мы с тобой, Антигона!»
Необычно падок на жалость у нас народ,
и философ седобородый заметит мрачно:
мол, толпа скорбит, если кто-то юным умрёт,
но к живым её отношенье неоднозначно.
И в античное время, и в наши безумные дни,
в честь погибших героев возводят люди колонны.
Но в живых земляках героев не видят они.
(А иначе была бы другою судьба Антигоны!)
Их сознание – флюгер среди мировых ветров.
Но ведь этому флюгеру жертвуют очень много.
Исполняют герои заветы бессмертных богов,
но о том узнаём мы только из некролога.
В пятом веке до нашей эры или вчера –
над любой Антигоной рок
навис как гора.
9, 13 сентября 2022
Свидетельство о публикации №122091406007
...Смотрел народ трагедии Софокла,
А в торбе рядышком лежала свёкла.
Аркадий Кузнецов 3 17.09.2022 14:32 Заявить о нарушении
Работник Неба 18.09.2022 17:06 Заявить о нарушении
Аркадий Кузнецов 3 18.09.2022 20:42 Заявить о нарушении
Работник Неба 19.09.2022 00:52 Заявить о нарушении
Аркадий Кузнецов 3 19.09.2022 10:56 Заявить о нарушении