Читать или смотреть
В моём детстве мобильных телефонов, компьютеров и интернета не было. Телевизор конечно был. Он был черно белый, по нему показывали два канала. Первый и второй. Там гнали советский официоз, малоинтересный для постоянного просмотра. Было ещё кино: по телевизору редкое, в кинотеатре исключительно советское. Но самое главное у советского человека было: это книги и желание (и умение) их читать.
В каждом доме была библиотека. Плюс в каждом микрорайоне была своя районная библиотека. Читали все, начиная с самого раннего детства. Я помню что уже года в три я умел читать, а в пять лет самостоятельно прочитал все сказки что были у нас в доме. В первом классе я мог за день прочитать книгу объёмом 200 страниц.
Книги уводили в увлекательное путешествие. Во время чтения мозг начинал работать в особом режиме, страницы буквально проглатывались а время пролетало незаметно. Интересную книгу хотелось дочитать до конца. Дня могло не хватить и тогда ночью под одеялом с фонариком (чтобы не увидели родители) книгу продолжал дочитывать.
Прочитав в юности несколько тысяч книг я получил огромный багаж информации. Так как постоянное чтение влияло на скорость, то для меня прочитать интересную книгу объёмом 600 страниц за день было совершено нормально. И после прочтения книги я с трудом мог смотреть фильм, созданный на её основе. Мне он казался кратким затянутым пересказом.
Например мой любимый роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Я его так много раз читал, что в какой-то мере знаю наизусть. И когда по телевизору запустили сериал Бортко, то смотреть и ждать когда герой скажет очередную фразу было сложно. Я бы за это время прочитал бы всю мизансцену.
Совершенно загадочная для меня опция слушать как читают книгу вслух. Это очень, очень медленно. Про себя читать получается наверно раз в пять быстрее.
Я не могу смотреть видео дольше чем несколько минут. Мне кажется неправильным тратить час своего времени на прослушивании какой нибудь лекции если я её могу прочитать за 5-10 минут. А остальное время можно потратить на чтение ещё таких 5-10 лекций.
К сожалению наши дети больше не читают. Они теперь смотрят. И в голове у них непонятный набор видеоклипов и ни одной книги. Что из них в итоге получится мне непонятно. Но думаю что ничего хорошего. Конечно все вопросы можно погуглить. Но это тоже самое что ходить на костылях. Убери костыли (лиши смартфона) и человек станет беспомощным. В голове нет нужной информации, её туда просто не заложили. Конечно и театр и кинофильм это отдельный особый вид искусства. Телевидение не отменило театр а компьютер и интернет не отменил телевидение. Но я говорю именно о скорости поступления информации. Для человека читающего она значительно быстрее. А это значит что он обладает бОльшими знаниями и умениями. В конечном счёте он более развит. И этим более интересен.
Увы, противиться нашествию гаджетов я не в силах. Мой сын в 9 лет читать толком не умеет. Ни одной книги он сам не прочитал. Зато нам с женой приходится постоянно оттаскивать его от монитора компьютера или от смартфона. Где он готов сидеть часами и смотреть видео. Не читать а именно смотреть.
Свидетельство о публикации №122091204652